«Выставка привлекает бизнесменов»

Выставка «Банковские и корпоративные системы» — явление уникальное в отечественном выставочном бизнесе. Пожалуй, ни на о дну выставку не оказала такого значительного влияния постоянно изменяющаяся российская экономика. Совершенствовались и банковские системы.

Об итогах десятилетнего существования выставки рассказывает генеральный директор рекламно-выставочной фирмы «ЭкспоФорум» Владимир Градсков.

— Выставка «Банковские и корпоративные системы» проходит уже десятый раз. Расскажите, как все начиналось? Какие изменения происходили с ней за это время?

— Идея организации выставки появилась одновременно с зарождением новой экономики России, в начале 90-х годов. Первая выставка прошла в марте 1992 года. Тогда она называлась «Биржевые и банковские системы» и полностью соответствовала духу экономических и политических реформ того времени. В дальнейшем название выставки менялось в соответствии с потребностями рынка. В 1991—1994 годах наблюдался расцвет и безудержный рост числа средних и мелких коммерческих банков и биржевых структур, и на выставке преобладала продукция, соответствующая этой сфере. Тогда это были простейшие пакеты прикладных программ, позволяющие лишь автоматизировать банковскую и биржевую деятельность. Потом вследствие ряда экономических изменений (дефолта, кризиса рублевой системы России) произошло количественное уменьшение коммерческих банков и аномально большого числа бирж. Началось укрупнение компаний и их вертикальная интеграция, стали расширяться телекоммуникационные системы и сети. Это потребовало создания информационных систем нового поколения и расширения уже существующих. С середины 90-х стало не достаточно просто автоматизировать деятельность банков как кредитных учреждений; нужно было создать системы управления банком как целым производством, системы менеджмента для сферы финансов, системы поддержки принятия решений, менеджмент риска, анализ и прогноз на финансовом и фондовом рынках. Выставочным продуктом стали уже более сложные программно-аналитические системы и комплексы по управлению банками, промышленными предприятиями, финансовыми институтами. В соответствии с этим выставка стала называться «Банковские корпоративные системы».

— Какие программные продукты обычно представлены на выставке? Отечественные или иностранного производства?

— В первые годы на выставке присутствовали как исключительно зарубежные, так и чисто отечественные программные продукты. Но со временем, тщательно изучив иностранный опыт, российские разработчики пришли к выводу, что практически все зарубежные разработки не отвечают реальным потребностям российского финансового рынка. Поэтому наши специалисты пошли по пути как адаптации зарубежной продукции к российским условиям, так и создания собственных оригинальных систем. А в настоящее время уже ряд зарубежных банков, имеющих в России свои представительства, используют системы отечественных компьютерных фирм.

— Насколько целесообразно проведение подобных выставок в настоящее время, когда очень сильно развиты интернет-технологии?

— Сегодня возможности, предоставляемые Интернетом, упрощают многие действия на рынке банковских и корпоративных систем. Например, дать рекламу, найти товар или необходимую услугу можно, не отрываясь от экрана монитора. Причем это может быть значительно быстрее, чем при посещении выставки. Но нельзя забывать, что Интернет активно распространяется только в Москве и некоторых других крупных городах, а в регионах дела обстоят совсем иначе. Даже при наличии «компьютерной паутины» подобные выставки абсолютно необходимы. Личное общение потребителя и производителя продукта незаменимо. Возможности Интернета в этом случае надо рассматривать только как один из дополнительных инструментов продвижения товаров и услуг, но ни в коем случае не как основной, несмотря на то что он упрощает многие действия. Даже в благополучной и технически развитой Германии ежегодно проходит знаменитая Всемирная выставочная ярмарка (CEBIT). Именно реальное, а не виртуальное общение остается главным инструментом продвижения товаров и услуг на рынок.

— Какие изменения произошли с тематическим составом выставки за 10 лет?

— После августовского кризиса 1998 года произошло расширение тематических разделов выставки. Это связано с многообразием сфер применения современных информационных технологий. Выставка стала называться «Информационные системы для бизнеса». В настоящее время любой бизнес, в том числе и банковский, должен рассматриваться в более широком смысле этого слова. Мы сделали попытку расширить тематические разделы выставки, показать все возможные сферы применения информационных технологий.

— Насколько представляемая на выставке продукция соответствует современному развитию отечественного информационного бизнеса?

— Передовые технические разработки практически всегда идут на два шага впереди паровоза, который не успевает к следующему семафору, а «паровоз» — это наша российская экономика.

— Проводились ли в течение этой выставки какие-нибудь специальные мероприятия для специалистов?

— Да, прошла традиционная четырехдневная научно-практическая конференция по корпоративным информационным технологиям и управлению бизнесом, были организованы «круглые столы» с участием ведущих специалистов и экспертов, руководителей министерств и ведомств. Отдельные тематические мероприятия организовывали «Алор Инвест» и «Интерфакс».

— Кто обычно посещает выставку и принимает в ней участие?

— Директора предприятий, ведущие специалисты банков, финансовых кредитных учреждений, представители администраций областей и регионов.

Записал Дмитрий ФЕДОРОВ