Тяжелый металл

ВВЕРХ-ВНИЗ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕСТНИЦЕ

Последние два года в отечественной экономике начинают проявляться тенденции, аналогичные мировым. Крупнейшие российские металлургические компании подобно западным гигантам начали экспансию в смежные с отраслью производства, в частности в машиностроительный комплекс, приобретая контрольные пакеты акций машиностроительных предприятий.

Платформой для этого стали ошеломляющие экономические успехи российских металлургических компаний на внешнем рынке в 1999 году. Тогда крупные металлургические предприятия получили очень высокую прибыль от экспорта своей продукции, одна часть доходов была направлена на техническую модернизацию предприятий, а другая часть — на диверсификацию производства.

Сначала инвестиции металлургических предприятий были направлены вниз по технологической схеме, на производителей сырья для металлургии — горно-обогатительные и глиноземные комбинаты. Так, например, крупная алюминиевая компания «СУАЛ-холдинг» вложила значительные средства в освоение крупнейшего в России Среднетиманского бокситового месторождения.

После того как взаимоотношения металлургических предприятий с рудодобывающими стабилизировались и поставка сырья стала регулярной, появилась тенденция движения вверх по технологической схеме.

СТОЛКНОВЕНИЕ ДВУХ ГИГАНТОВ

Так, летом прошлого года крупнейший российский алюминиевый холдинг «Сибирский алюминий» приобрел контрольный пакет акций Павловского автобусного завода (ПАЗ), а затем установил контроль и над Горьковским автомобильным заводом (ГАЗ). После приобретения «Сибирским алюминием» ПАЗа, одного из двух крупнейших российских производителей автобусов, аналитики стали предсказывать, что холдинг на этом не остановится и в скором времени им будут также приобретены другие автобусные заводы. Эти прогнозы начали сбываться в середине февраля. Недавно подразделение группы — компания «Руспромавто» — заявило о намерении приобрести производственные мощности Голицынского автобусного завода.

Известно, что также ведутся переговоры о приобретении «Сибалом» Ликинского автобусного завода (ЛиАЗ), второго крупнейшего производителя автобусов в России. Наблюдатели предполагают, что «Сибирский алюминий» хочет монополизировать производство автобусов, предвидя в ближайшем будущем резкое увеличение спроса на этот вид транспорта со стороны региональных властей. Дело в том, что городской транспорт почти везде в России настолько изношен, что даже небогатым регионам скоро придется его заменять.

Предприятия черной металлургии также обратили внимание на автомобилестроение. Так, самая прибыльная компания этой отрасли «Северсталь» стала крупнейшим акционером Ульяновского автомобильного завода, одновременно являясь его монопольным поставщиком металла.

Интересно, что УАЗ, ПАЗ и ГАЗ зависят от одного и того же смежника — Заволжского моторного завода (ЗМЗ), поставляющего свою продукцию автомобилестроителям (80% продукции — ГАЗу и ПАЗу, 20% — УАЗу). И вот в середине февраля «Северсталь» приобрела контрольный пакет акций Заволжского моторного завода. Объясняя причины покупки, генеральный директор «Северстали» Алексей Мордашов отметил:

— Мы никогда не скрывали своих планов диверсификации производства, стремления укрепить свои позиции в машиностроении.

Первыми шагами стало приобретение акций Коломенского тепловозостроительного и Ульяновского автозавода с октября 2000 года, создание машиностроительных предприятий на базе цехов нашего ремонтного комплекса. Что касается УАЗа, мы планируем весной вывести его на рентабельную работу, и, судя по сегодняшней ситуации, эта цель будет достигнута.

В дальнейшем мы намерены увеличить выпуск российских джипов в 2—3 раза, доведя его до 250 тыс. в год. Таким образом, в машиностроении столкнулись интересы двух крупнейших российских металлургических компаний. Однако, как полагают эксперты, масштабной войны между этими гигантами в машиностроении не предвидится.

По мнению Алексея Мордашова, ГАЗ останется приоритетным партнером — потребителем продукции ЗМЗ. А «Северсталь» поможет ЗМЗ погасить долг перед бюджетом и не допустит искусственного банкротства завода. Одновременно с этим «Северсталь» предполагает сохранить на ЗМЗ социальную сферу.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА ЗАМКНУЛАСЬ

Кроме того, не так давно пресс-служба «Северстали» объявила, что в компании прошла презентация нескольких проектов по развитию предприятий, входящих в группу «Северсталь». Так, ОАО «ОЛКОН» (Оленегорский горно-обогатительный комбинат — основной поставщик железорудного сырья на «Северсталь») в соответствии с принятой программой планирует в 2001 году увеличить объемы сбыта побочных продуктов производства, что может принести дополнительную выручку в размере 80 млн. рублей. Например, ожидается увеличение объема продаж товарного щебня на 200 куб. метров, феррито-стронциевых порошков — на 300 тонн.

На инвестиции по программе социально-экономического развития и технического перевооружения ГОКа будет направлено 74 млн. рублей. Основными направлениями инвестирования определены: замена и модернизация оборудования, имеющего 100-процентный износ; мероприятия по повышению эффективности работы дробильно-обогатительной фабрики; работа с кадрами; работа по оценке целесообразности добычи руды подземным способом.

Вопрос о переходе на разработку месторождений руды подземным способом на Оленегорском карьере будет решен после разработки проекта генеральным проектировщиком, Центрогипрорудой в 2002 году. В это же время будет проводиться детальная разведка глубоких горизонтов Кировогорского месторождения. Кировогорский рудник располагает запасом в 400 млн. тонн руды, что обеспечит жизнь города на 110 лет. Таким образом, крупнейший российский чернометаллургический холдинг продолжает делать инвестиции, как в верхние, так и в нижние элементы технологической схемы производства.

Судя по этим фактам, российская металлургическая промышленность становится на путь создания вертикально интегрированных холдингов, включающих в себя полную технологическую цепочку — от добычи сырья до производства конечной высокотехнологичной продукции, что дает возможность устранить лишних посредников и оптимизировать производственный процесс. Следующим закономерным этапом, по мнению аналитиков, станет участие металлургических холдингов в реструктуризации естественных монополий (Министерства путей сообщения, РАО «ЕЭС России»), основными клиентами которых металлурги сейчас и являются.