Страница редактора “БОССа”

Сейчас в связи с новой кампанией по подаче налоговых деклараций Минналогов развернуло широкомасштабную рекламную кампанию того, что все без исключения расчеты граждан и фирм нужно делать через официальный бухгалтерский учет, под контролем государства… В связи с этим у меня в очередной раз возникает вопрос: а с какой стати?

Спору нет, государственные институты должны содержаться за счет отчислений граждан и предприятий, но в каких статьях Конституции или иного базового российского законодательства людям и компаниям предписывается «раздеваться» перед госорганами? Как раз проблема государства — подвигать общество, хозяйствующих субъектов к тому, чтобы они не скрывали своих расчетов, ибо это чревато разнообразными экономическими преступлениями против самих же граждан и предпринимателей. В демократическом обществе по-другому не может быть.

И так во многом было в не слишком демократическом Советском Союзе — до гайдаровской финансовой стабилизации с ее якобы жизненно необходимой жесткой фискальной политикой. Все платили зарплату в открытую (только рыночная деятельность велась «втемную»). И никого не останавливали подоходный налог и налог на бездетность. Потому что они были микроскопическими.

Но в целом по стране получались огромные суммы, составлявшие основу бюджета Советского Союза. Гайдар же и его команда расширили относительно небольшой «цеховщический» сектор до масштабов всей экономики страны, превратили все национальное хозяйство в «теневое».

Основную часть бюджета сейчас составляют платежи естественных монополий. Средства средних и малых компаний и граждан в нем отнюдь не превалируют. И это не проблема качества налогового администрирования или усиления фискального давления, как пытаются ее изобразить экономисты из гнезда Гайдарова.

Проблема налоговой системы состоит как раз в ее фискально-рэкетирской организации, а не в слабости ресурсов по «отъему» денег. Пока налоговые инспекции будут получать средства с предприятий и граждан путем угроз, компании и граждане найдут способы спрятать львиную долю денег.

Действительная налоговая реформа должна состоять не в установлении 13-процентной ставки подоходного налога (шаге, безусловно, прогрессивном, но недостаточном), а в том, чтобы стимулировать всех хозяйствующих субъектов легализовать свои денежные расчеты сверхмалыми, в доли процента, налогами и защитой от преступных посягательств.

Именно тогда бюджет будет полон и заработанные средства российские предприятия станут оставлять в России, а не вывозить на Запад.

Александр ПОЛЯНСКИЙ, главный редактор