«Россия может стать страной высоких технологий»

Василий Иванович Васин, президент группы компаний R-Style — один из создателей российского рынка информационных технологий. За десять лет работы R-Style стала лидером практически во всех видах бизнеса, которыми занимается: от производства компьютеров и программного обеспечения до системной интеграции. О причинах успеха наш журнал поинтересовался у организатора побед

ВТОРОЙ ПРЕЗИДЕНТ «ЭР-СТАЙЛА»

— Василий Иванович, Вы ведь основатель компании R-Style?

— Один из основателей. Мы с партнерами начали заниматься бизнесом в конце 80-х годов, еще в эпоху кооперативов.

В 1991 году создали предприятие в форме СП — с одной сингапурской компанией. Лишь такое предприятие имело возможность легально конвертировать валюту. А это было необходимо, поскольку мы завозили компьютеры в Россию и расплачивались с поставщиками в СКВ…

Кстати, я второй президент группы. Первым был Вячеслав Алексеевич Рудников, соучредитель компании, как и я. Он и сейчас один из руководителей.

Учредители работают в R-Style как действующий менеджмент. Постоянно стоит вопрос о том, чтобы воспитать новое поколение менеджеров и делегировать полномочия. Это у нас достаточно плавно происходит. В 1999 году и я стал президентом в порядке подобного делегирования. А Вячеслав Рудников стал председателем совета учредителей.

Понимаете, у нас в компании существует структура, подобная системе разделения властей: есть «законодательная» и «исполнительная» власти. Я — глава «исполнительной власти», а совет акционеров — «парламент».

Совет разрабатывает стратегию и определяет пути развития, оценивает результаты деятельности компании. А президент реализовывает задачи, которые поставлены советом акционеров.

— А начинал R-Style как многие компании в начале 90-х — с продажи компьютеров?

— Да, занимались компьютерами, периферией, оргтехникой.

Тот период характеризуется лавинообразным увеличением торгового оборота компании. Потребители покупали все, что ввозилось. Отсутствовали таможенные барьеры. Фирмы соревновались между собой идеями и скоростью развития.

В это время R-Style создала сеть филиалов в ключевых промышленных центрах: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Хабаровск, Ростов-на-Дону. Для того, чтобы упорядочить деятельность, мы создали дистрибуторскую компанию RSI, ориентированную исключительно на оптовую торговлю. Тогда же, в 1994 году, кстати, софтверное направление компании было выделено в отдельное юридическое лицо. В R-Style были созданы фирмы, каждая из которых имеет определенную нишевую ориентацию: розничная торговля, системная интеграция, производство компьютеров, сервисное обслуживание техники…

— Какое из направлений главное в Вашем бизнесе?

— Главное — диверсификация. Это основа основ нашего холдинга. Сильные стороны каждой компании делают устойчивым бизнес в целом. Разработка ПО не приносит на определенном этапе желаемых результатов? Зато усиливается системная интеграция, к примеру, или дистрибуция…

— А что означает слово R-Style?

— Никакого особенного значения у него нет. Мы, помню, рассуждали, что у компании должен быть свой стиль, так называемый стиль реального бизнеса. Так и появился R-Style. Иностранное слово, как в конце 80-х модно было. Звучное…

— Ваши компании — ЗАО?

— Да, большинство компаний — ЗАО и ООО.

— Стать окрытым акционерным обществом не пытались?

— Не пытались и в ближайшее время не будем. Я считаю, российский рынок не дозрел до ОАО. Этому есть несколько причин, основные их которых — сохраняющиеся высокие системные риски, низкая капитализация всего российского рынка акций.

— Некоторые Ваши коллеги очень стремятся к подобной «открытости»

— Бога ради. Бизнес — это результат того, что достигнуто, а не стремлений.

ОТ ТОРГОВЛИ — К ПРОИЗВОДСТВУ

— Как произошел переход фирмы от продажи компьютеров к другим направлениям IT-бизнеса?

— Мы менялись вместе с рынком и всем обществом. Особенность России 90-х в том, что компьютерные компании создавали рынок практически на пустом месте и каждый игрок часто оказывался первым и единственным в определенной нише.

Вот пример: в R-Style был сформирован отдел по созданию «софта» для банков. В начале 90-х отечественных программных продуктов просто не было. Созданная в R-Style универсальная система RS-Bank была первым программным продуктом для автоматизации банковской деятельности. Неудивительно, что сейчас компания R-Style Software Lab. — крупнейший в стране поставщик ПО для комплексной автоматизации деятельности банков и предприятий.

— А как развивается компьютерное производство в России?

— Приятно отметить, что оно вообще развивается. Учитывая, что в 1993—1994 годах был вопрос о том, нужно ли в России вообще производство компьютеров.

R-Style и здесь была одной из первых российских компаний, предложивших российским потребителям собственный компьютерный брэнд и полный спектр техники: от персональных компьютеров до суперсерверов. Это означает, что информационно-вычислительная система целого предприятия может быть построена на компьютерном оборудовании от одного производителя — российской компании R-Style Computers.

Более того, достоянием истории стало разделение компьютеров на «белую сборку» и «красную сборку». Это ли не результат нашей деятельности и деятельности других производителей компьютеров?

— Какова ситуация на рынке системной интеграции?

— Кто-то больше преуспел в банках, кто-то больше — в фармацевтике, кто-то — в нефтяной отрасли. Существует также специализация по продуктам, технологиям. Например, мы занимаемся системами управления документооборотом на основе технологий Lotus Notes и Compaq Work Expeditor, ERP-системами — как собственной разработки, так и «чужими».

Но нельзя сказать, что какая-то компания «сидит» в одной нише, и все. Рынок довольно динамичен.

— R-Style разрабатывает собственные ERP-системы?

— Они — скорее для среднего бизнеса. Хотя ставим ERP-системы производства Computer Associates, BAAN, J.P. Edgards и на крупных предприятиях.

— С чем связано распространенное ныне сочетание системной интеграции и консалтинга?

— Рынок системной интеграции — утверждающийся. И он активно двигается в сторону комплексной оптимизации деятельности предприятия. Совершенствование бизнес-процессов обычно предшествует поставкам техники, поэтому и интеграторские компании стремятся предлагать услуги консалтинга.

— Как Вы оцениваете отношение к компьютеризации со стороны директорского корпуса российских предприятий?

— Понимание необходимости недостаточное. В бюджетах государственных организаций информатизация — на вторых ролях. Причем в меньшей степени страдает поставки техники как таковой, а в большей — системная интеграция, компьютеризированный учет и анализ.

Однако в коммерчески независимых предприятиях руководство демонстрирует высочайший интерес к возможностям доступа и управления информацией с помощью информационных технологий. Сейчас уже не приходится объяснять очевидное: от оперативности принятия решений зависит конкурентоспособность.

— Каково, на Ваш взгляд, состояние компьютерного рынка в целом после 1998 года?

— Появляется больше бюджетных денег. В конце прошлого года было выделено множество средств государственных организаций на автоматизацию. Проводятся тендеры на закупку техники и системную интеграцию, чего раньше не было.

— Рынок стал цивилизованным?

— Он стал, скажем так, более цивилизованным. Но нарушения при проведении тендеров, например, еще не редкость.

— Как Вы относитесь к рейтингам компьютерных фирм?

— Рейтинги, конечно, нужны и важны. Другой вопрос, кто и на основании каких параметров их вычисляет. В каких-то рейтингах R-Style не на первых ролях, в других — лидер. Например, в конце прошлого года в журнале «Компания» был опубликован рейтинг ведущих российских разработчиков Hi-Tech, в котором группа компаний R-Style заняла 1-е место. Этот рейтинг проходил экспертизу в известной международной юридической фирме KPMG.

— За счет чего R-Style обходит конкурентов, выигрывает в тендерах?

— Первое — это репутация компании. Второе — финансовая мощь. Третье — квалификация персонала…

— … четвертое, наверное, — стопка рекомендательных писем?

— Скорее реализованные проекты и отзывы наших клиентов. Достаточно сказать, что большинство отделений Сбербанка работают на наших локальных сетях и программных продуктах.

БИЗНЕС-МЕХАНИКА

— Вы — «айтишник» по образованию?

— Во времена, когда я учился, не было такой специальности — информационные технологии. Я инженер-механик, закончил Брянский институт транспортного машиностроения. Потом работал в Коломенском НИИ транспортного машиностроения.

Нас учили, чтобы мы были хорошими механиками, понимали механику устройства, динамику и знали новые веяния — компьютерные технологии, теории вероятности, прочности… Готовили нас на основе старой теоретической базы и знания новых технологий.

— А Вы в Коломне увлеклись информационными технологиями?

— Еще в институте. В Коломне ими пришлось заниматься по необходимости. Кроме меня, применять компьютеры было просто некому, а нужно было проводить с их помощью исследования, испытания.

— То есть Вы — «технарь»? Как Вы осваивали менеджмент?

— Я думаю, менеджером надо родиться. Обучить менеджменту невозможно — должны быть задатки.

— Следовательно, к MBA Вы относитесь скептически?

— Обучение по программе MBA как теоретическая база — интересно. Но… десять лет работы с Hewlett-Packard не хуже MBA. Это была отличная школа бизнеса и менеджмента.

Огромную роль сыграла практика. В одной компании — 200 человек, в другой — 200… Понимаете, как делегировать полномочия — познается с опытом. Если не получилось эффекта от делегирования, то анализируешь: либо неправильно делегировал, либо делегировал не тому. Поэтому я считаю, что менеджмент — это не только теория, но и практика.

ФУТБОЛЬНАЯ КОМАНДА В БИЗНЕСЕ

— Насколько известно, Вы — футболист?

— В институте я серьезно занимался биатлоном. А сейчас есть хобби — футбол.

— Похожа ли команда R-Style на футбольную команду?

— В футбольной команде 11 человек, и надо сделать так, чтобы они были сплоченной командой. В компании — та же самая ситуация: нужно сделать так, чтобы все заиграли в унисон. Иногда получается, иногда нет…

— Как Вы можете определить свой стиль руководства?

— Демократизм, во-первых. Во-вторых, личный пример, в-третьих, жесткость. Последнее только в том случае, если первые два приема не срабатывают, но иногда и такое бывает. Впрочем, я тщательно подбирал команду…

— По каким критериям?

— Демократизм и работоспособность.

— Есть разные стили работы в бизнесе. Одни считают, что надо работать 24 часа в сутки…

— А я человек достаточно уравновешенный. Мой рабочий день зависит от производственной необходимости. При этом я стараюсь планировать свое расписание так, чтобы не создавать «авралов» ни себе, ни подчиненным. В выходные мне иногда приходится работать, но я предпочитаю этого не делать. Один-два раза в неделю играю в футбол. И всем рекомендую: это здорово разгружает от рабочего напряжения.

— Ваши коллеги по фирме в этом участвуют?

— Да, сейчас команда R-Style участвует в компьютерболе — это соревнование между компьютерными фирмами. Один раз в неделю играем матчи, поддерживаем форму на тренировках.

РАЗРАБОТКИ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

— Как Вы оцениваете перспективы интернет-рынка?

— В России Интернет — в самом начале освоения как пользователями, так и предпринимателями. У Рунета есть превосходные шансы избежать ошибок и перекосов заграничной «всемирной паутины». Высокие темпы роста числа россиян — активных пользователей Сети показывают, что Интернет изменит нашу жизнь уже в ближайшем будущем.

— А как с e-commerce и e-buy?

— Я думаю, что этот вид предпринимательства получит развитие прежде всего в сфере продажи компьютеров и компьютерной периферии. Причем продажи компаниям — сегмент покупателей—физических лиц пока очень ограничен.

Некоторые технологии электронной коммерции смогут занять достаточно серьезное место на компьютерном рынке, до 25 процентов.

С 1999 года вместе с революционным развитием телекоммуникационных и, в частности, интернет-технологий, открылись принципиально новые возможности для развития бизнеса, в частности услуги маркетинга и рекламы в Интернете, продажа «контента», создание и продажа специализированных программных продуктов, интернет-провайдинг, широкое использование возможностей ERP-систем и Интернета для совершенствования внутренних бизнес-процессов.

Наша компания активно занимается интернет- и интранет-системами. Все наши собственные продукты предусматривают интернет-модули. А также создаем «контент», занимаемся интернет-программированием, программным обеспечением для образования, в частности дистанционного интернет-обучения. Это разработки для третьего тысячелетия.

ПЕРСПЕКТИВЫ ЗАВИСЯТ ОТ ПОЛИТИКИ

— Как Вы оцениваете перспективы развития компании R-Style в России?

— Десять лет существования компании дали ей немалый опыт. Сейчас экономические параметры и ситуация в стране меняются в положительную сторону. Очень многое в нашей деятельности сейчас связано, как я уже говорил, с Интернетом. Сейчас R-Style успешно развивает компании по оказанию услуг в Интернете. Например, многим известен мультипортал www.km.ru — интернет-проект компании «Кирилл и Мефодий», входящей в группу R-Style. На сегодняшний день это один из самых информативных интернет-ресурсов в русскоязычном секторе Интернета, динамично развивающийся и не имеющий аналогов на интернет-рынке. Я считаю, что превосходные перспективы у наших проектов по созданию программных продуктов по схеме «офшорного программирования».

— То есть развитие бизнеса проходит успешно?

— Могло бы быть лучше, если бы развитию процессов информатизации не мешало отсутствие государственной информационной политики.

Если Министерство образования не заложило финансирования на информатизацию школ, то что говорить о подготовленности будущих поколений к жизни в новых условиях? Люди, которые придут завтра на производство, труднее будут адаптироваться к условиям информационного общества.

R-Style видит свою миссию в создании и внедрении лучших решений, которые может предложить современная информационная индустрия: от комплексных систем автоматизации банков и предприятий, производства вычислительной техники и до обучающих программ и порталов в Интернете. Словом, R-Style прилагает все усилия, чтобы российский пользователь как можно быстрее получил возможности современного информационного общества.

Конечно, можно выкачать больше нефти, продать больше металла. Но правильнее развивать Россию как страну высоких технологий.

Беседу вел Александр ПОЛЯНСКИЙ