Пять цветов

Привлечение сторонних экспертов-правоведов обычно обусловлено необходимостью разрешения вопроса в свою пользу, получения заключения третьей стороны (например, для совета директоров, акционеров, инвесторов, банка, и т.д.), отсутствием на предприятии нужных специалистов (например, по международному арбитражу, налоговым, таможенным спорам), большим объемом работ…

Рынок юридических бизнес-услуг представлен примерно 300 юридическими консультациями, входящими в состав коллегий адвокатов, и 680 юридическими фирмами, часть из которых входит в состав коллегий, а также сотрудничает с членами коллегий адвокатов.

Попробуем разобраться, представив все юридические фирмы схематично в виде пирамиды (см. рисунок).

КРАСНЫЙ

Верхушку пирамиды составляет небольшое число ведущих иностранных консалтинговых фирм, оказывающих аудиторские, консалтинговые, юридические услуги: Allen&Overy, Clifford Chance, Freshfields, Linklaters&Slaughter, Andersen Legal и некоторые другие.

Офисы этих компаний расположены в мировых столицах, фирмы обслуживают транснациональные корпорации и крупнейшие российские предприятия. Стоимость услуг измеряется сотнями тысяч долларов.

Юридические отделы этих фирм насчитывают от 5 до 20 юристов, работающих на постоянной основе полный рабочий день, с фиксированной оплатой в виде окладов и премий. Внутренние рабочие нормативы для юристов этих компаний составляют 6—8 часов оплачиваемого времени в день.

В производстве у одного специалиста находятся от 5 до 30 дел одновременно. 60% работы — консультации и заключения. Работа структурирована между сотрудниками: прием клиентов ведется не менее чем двумя юристами (как правило, старшим и младшим юрисконсультами), последующая работа выполняется несколькими сотрудниками по усмотрению старших менеджеров и партнеров.

Клиент не может повлиять на количество времени, затраченного юристами разной квалификации (для регулирования стоимости услуги). Необходимость работы разных специалистов над проектом определяется партнером (руководителем).

В счете, выставляемом клиенту, обязательно присутствует и время партнера, затраченное на изучение дела и контроль. Ставка партнера — от 450 до 600 долларов в час. Средняя ставка специалистов — 200 долларов в час; ставка младшего юрисконсульта — от 90 долларов в час.

Стоимость ведения арбитражного дела средней сложности составляет 180—250 тыс. долларов. Условия оплаты для российских клиентов максимально жесткие, для иностранных клиентов — по факту. Впрочем, и отечественные фирмы могут рассчитывать на скидку: так, в Ernst&Young после оплаты счета не менее чем на 200 тыс. долларов из следующего счета вычтут 5%. Распространен серьезный демпинг при участии в тендерах, но связанные с ним затраты скорее относятся к маркетинговым расходам.

Качество предоставления услуг обеспечивается коллективной работой над делом, специализацией юристов, контролем ведущих специалистов. Однако фирма не возьмет на себя ответственность за результат дела.

Конечно, серьезные ошибки случаются и у ведущих фирм — в основном они связаны с перегрузкой работающих здесь юристов. С этим же бывает связан другой минус — вас и прочих клиентов могут выстроить по приоритетам: кто больше платит, тот получает большую отдачу.

Если вас консультирует младший, средний или старший юрисконсульт, во время консультации могут быть допущены ошибки, которые вы не заметите. Ошибок практически не допускают партнеры и старшие партнеры: их почти полная непогрешимость обусловлена, конечно, опытом, но прежде всего воспитанной в них культурой сомнения в собственном знании того или иного вопроса.

По-разному в этих фирмах относятся к вопросу заинтересовывания суда в разрешении дела в вашу пользу. Если в одной компании вам заявят, что обеспечивают только грамотное сопровождение правовой стороны вопроса, но… смогут порекомендовать судью, с которым вы сами сможете наладить контакт, то в другой без обиняков предложат перечислить энную сумму на счет некоей офшорной компании.

Фирмы «красного» сегмента юридического рынка характеризуются наличием долгосрочного планирования, сильными маркетинговыми стратегиями. Впрочем, не всегда успешными, о чем свидетельствуют закрытие и сокращение многих офисов в Москве и прочих городах бывшего Союза. Возможно, провалы бывают связаны с тем, что стратегия навязывается из центральных офисов компаний. Ведь в лондонском офисе Allen&Overy трудятся 100 маркетологов, а в московском — всего 2. Некоторые из этих компаний даже не имеют рекламных материалов на русском языке.

Характерная черта этой группы компаний — полное отсутствие прямой рекламы: только косвенная и имиджевая.

В век электронных технологий консервативные по своей природе юридические фирмы тем не менее пытаются идти в ногу со временем. Вам предложат общение и получение части услуг по Интернету, создадут для вас специальную Web-страничку на сайте компании, где вы сможете согласовывать график встреч с представителями фирмы, наблюдать, как на ваш счет «капают» отработанные юристами часо-доллары, просматривать разработанные документы и т.д.

Если вы — глава крупнейшей корпорации, которой требуется решение проблем на территории различных стран, и для вас не является определяющей стоимость услуг, то этот сектор — для вас.

СИНИЙ

Синюю часть пирамиды составляют иностранные фирмы «второго уровня»: Lovells, Norton Rose, SJ Berwin and May, CMS и некоторые другие. Организованы они аналогично «красным», только партнеров поменьше, зарплаты юристов пониже — как и расценки для клиентов.

В Norton Rose, например, работают 3 партнера и 9 «простых» юристов, ставки — от 190 до 375 долларов в час, средняя стоимость ведения арбитражного дела — 30—40 тыс. долларов. Вообще в фирмах этой категории стоимость услуг — от нескольких десятков до сотен тысяч долларов. Основные клиенты — иностранные фирмы.

Компании имеют офисы в нескольких странах мира и придерживаются стратегии следования за лидерами, стремясь путем слияния и рыночными приемами догнать фирмы большой юридической пятерки. У них чуть менее агрессивные маркетинговая политика и имиджевая реклама. Но так же, как и у предыдущей группы, для них характерно практически полное отсутствие прямой рекламы.

ОРАНЖЕВЫЙ

«Оранжевый» сегмент можно охарактеризовать как только формирующийся. Для заполнения разрыва, существующего между лидерами рынка — иностранцами и российскими юридическими фирмами, начался процесс формирования сильных российских компаний путем объединения наиболее успешных практикующих юристов.

Помимо традиционных услуг — арбитраж, международный арбитраж, консультации, абонентское обслуживание, фирмы из этого сегмента (в том числе и Whales Legal) предлагают новые для российского рынка услуги — due diligence (правовой аудит), сопровождение бизнес-проектов и некоторые другие.

Разрабатываются проекты e-commerce. Требования к сотрудникам высокие: российское и западное образование, опыт юридического обслуживания бизнеса, стажировки в зарубежных юридических компаниях и судах, владение несколькими языками. Проводится также обучение сотрудников, корпоративная культура компаний — вполне западная: кодексы для сотрудников, оценка опыта на внутрикорпоративных конференциях и многое другое.

Маркетинговые стратегии имеют целью довести до узкого круга лиц сведения об уровне квалификации команды специалистов фирмы: предложения специализированных отраслевых разработок, публикации статей в престижной прессе, выступления на конференциях и телевидении. Клиенты — крупные и средние российские и иностранные компании.

Стоимость консультаций в Whales Legal, например, — от 90 до 250 долларов в час. Ведение арбитражного дела средней сложности — около 10 тыс. долларов. Если проект ответственный, но бюджет достаточно ограничен, вы — клиент этой группы.

СЕРЫЙ

Можно выделить более или менее успешные российские фирмы. Для них тем не менее характерно отсутствие технологии работы над делом и специализации — одни и те же юристы ведут уголовные, гражданские, семейные, трудовые дела… Фирмы берутся за любую работу — лишь бы платили. Средняя стоимость ведения дела — около 7 тыс. долларов.

К этой группе можно отнести фирмы «Резник, Гагарин и партнеры», «Барщевский и партнеры» и другие.

Характерные отличия в маркетинговой политике: чуть больший, чем у предыдущей группы, маркетинговый бюджет, модульная реклама. Клиентами этой группы становятся предприятия, которые не могут себе позволить более надежную компанию.

КОРИЧНЕВЫЙ

К этому сектору можно отнести самый широкий круг российских фирм и консультаций, включая, увы, Инюрколлегию — некогда передовой отряд советской адвокатуры.

В среднем ставка этих юридических фирм за ведение арбитражного дела в Москве составляет 500—2000 долларов США, стоимость консультаций — 30—100 долларов США в час.

Основные клиенты — частные лица, предприниматели и малые предприятия, не имеющие собственных юридических служб. Для фирм этого сектора характерна прямая реклама в изданиях типа «Из рук в руки», «Экстра М» и в «классифайдс» крупных изданий.

Характеризуются отсутствием четкой специализации, структуризации работы внутри фирмы, планирования, ценовой неопределенностью, большой самостоятельностью и практически бесконтрольной работой отдельных специалистов.

При таком подходе очень сложно обеспечить качество работы, должный уровень составления документов. Здесь могут себе позволить разработать сложнейший контракт на поставку оборудования на 10 страницах вместо положенных 100, что впоследствии выльется в миллионные убытки.

Отсутствие специализации выражено еще сильнее, чем в предыдущем случае, и усилено отсутствием опыта и квалификации. Хотя, разумеется, и в такой фирме можно встретить опытного, знающего специалиста по вашей тематике.

Стоимость их услуг минимальна — от нескольких сот до пары тысяч долларов. Этот сектор подойдет, если у вас относительно простое дело и минимальный бюджет.