По системе Вознесенского

Планирование возвращается. Медленно, но верно.

Оно «вышло из употребления» как деталь административно-командной системы. В позднеперестроечные годы даже на идеологическом уровне оно сменилось прогнозированием (тогда, если кто не помнит, Госплан был преобразован в Министерство экономики и прогнозирования).

Девальвация значения планирования была связана с тем, что советская экономика в 70-е годы стала жить в двух измерениях — командном и рыночном. Планирование же касалось только одного, официально-признаваемого, аспекта хозяйственной жизни — командного. В результате расхождение между планами и реальностью стало столь разительным, что превратило всю советскую систему планирования в фикцию. Причем фикцию весьма опасную из-за неспособности такой системы предупреждать крупные экономические кризисы.

Причиной кризисов реформаторы объявили планирование, выдвигая в качестве альтернативы ему «свободную руку» рынка и предвидение того, куда она укажет. Но по мере развития реформ, путем проб и ошибок выяснилось, что только предвидеть, пассивно готовясь к своей участи, неправильно — нужно сочетать предвидение и активные действия по созиданию будущего.

Тем более что сейчас для адекватного планирования нет идеологических препятствий

История планирования в «новороссийском» бизнесе началась с полного отказа от советского наследия в этой сфере — тотального планирования во всех областях и на всех уровнях экономики. В первые пореформенные годы планировали только отдельные хозяйственные операции. Затем пришло более изощренное составление бизнес-планов для получения внешнего финансирования.

Потом, по мере роста бизнеса и увеличения видимого горизонта развития, последовало бюджетирование, формирование краткосрочных планов-графиков и производственных программ. Затем настал черед стратегическим планам по-русски — в отличие от общемировых их составляют на период от года до трех лет.

Тогда же выявилось различение типов плана: стратегический план отвечает на вопрос, что должно быть сделано, тактический — на вопрос, как этого достичь.

Сейчас наиболее «продвинутые» из отечественных компаний пришли к системе планирования, включающей стратегический план, планы тактические, бюджеты, производственные, маркетинговые, PR- и прочие «отраслевые» программы, оперативные планы, бизнес-планы для получения внутренних и внешних инвестиций.

Основу такой системы составляют интегрированные комплексы автоматизированного управления всеми сторонами деятельности компании — ERP-системы. Они позволяют жестко контролировать ситуацию, готовиться к разным сценариям развития событий на рынке и гибко измерять выпуск и ресурсную базу бизнеса.

Новые системы планирования предприятий имеют все шансы стать нижним этажом систем планирования регионов и страны в целом. Круг замкнулся…