Пива много не бывает

На сегодняшний день российский пивной рынок остается одним из самых перспективных. С 1996 года его объем увеличился более чем вдвое, с 210 до 505 млн. декалитров, и продолжает стремительно расти. В нашей стране уровень потребления пива составляет в среднем 30 литров в год на душу населения.

По этому показателю Россия отстает от развитых европейских стран, опережая только Италию, в которой выпивают в среднем 24—25 литров пива в год. Например, в Чехии — 160, в Германии — 130 литров. Правда, многие аналитики считают, что в этих традиционно «пивных» странах рост потребления пива населением практически себя исчерпал.

В России же ситуация прямо противоположная. Можно предположить, что по мере повышения покупательной способности граждан, развития культуры потребления пива, переориентации населения с употребления крепких спиртных напитков на пиво как более «здоровый» продукт, потребление россиянами пива значительно возрастет.

Ожидается, что в ближайшие пять — семь лет российский рынок пива увеличится вдвое. А через десять лет согласно некоторым прогнозам Россия может войти в тройку стран самого высокого потребления пива на душу населения.

РОССИЯНЕ ПРЕДПОЧИТАЮТ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ

Несмотря на появление в последние годы значительного количества импортного пива, российский потребитель, как правило, продолжает ориентироваться на сорта пива, производимые отечественными пивоваренными заводами. Согласно опросам и в Москве, и в целом по России наиболее популярным сортом остается «Жигулевское», которое выпускает практически любой региональный пивзавод.

В число национальных сортов также выдвинулась «Балтика», производимая петербургским пивоваренным заводом, а также «Очаковское» производства ЗАО «Моспивкомбинат «Очаково». Среди наиболее популярных импортных сортов ведущее место занимают Bavaria и Holsten, что можно объяснить удачным сочетанием цены и качества и активной рекламной кампанией.

С учетом того, что российское население традиционно ориентируется на пищевые продукты отечественного производства, предпочитая их импортным, можно прогнозировать сохранение соответствующей структуры потребления пива в России в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

За последние три года пивоваренная промышленность оставалась одной из наиболее прибыльных отраслей российской экономики.

В то же время финансовое состояние отрасли неоднородно. Если на некоторых крупных пивоваренных заводах рентабельность производства достигала 40%, то около 50 российских пивзаводов оказались на грани банкротства.

Особенно тяжелое финансовое положение сложилось у мелких производителей пива. Многие из них не могут выдержать конкуренции с ведущими отечественными компаниями, у которых себестоимость продукции в среднем в 3 — 4 раза ниже.

Еще к концу 1999 года фактически завершилось формирование четырех основных пивоваренных холдингов, действующих на российском рынке, — Baltic Beverages Holding («Балтика», «Донпиво», «Ярпиво»), Sun Brewing (пивзаводы в Перми, Иванове, Курске, Волжске, Екатеринбурге, Саранске, петербургская «Бавария»), Carlsberg («Вена»), «Очаково». На сегодняшний день они контролируют более 50% российского рынка.

ХМЕЛЬ И СОЛОД

Важнейшая проблема российских пивоваров — сырье. Недостаточная развитость сырьевой базы отечественной пивоваренной промышленности остается одним из факторов, сдерживающих ее развитие. Наиболее «узким» местом является обеспечение предприятий отрасли солодом и хмелем. Позволить себе закупать качественное сырье за рубежом могут только ведущие российские пивоваренные заводы.

Впрочем, доля импортного сырья в структуре закупок российских пивоваренных заводов весьма значительна. Отечественное сельское хозяйство обеспечивает лишь 10% потребности отрасли в хмеле (ежегодно требуется около 9 млн. тонн) и примерно 50% — в пивном ячмене (общая потребность — 1,2-1,5 млн. тонн).

Крупнейшие пивоваренные заводы, расположенные в Москве и Санкт Петербурге, работают в основном на импортном хмеле. Но если положение с хмелем более или менее стабильно, то цены на импортный ячмень и его производную — солод в последние месяцы устойчиво растут. Основные поставщики солода на наш рынок — Германия, Дания, Франция. В этих странах размер дотаций на сельское хозяйство постепенно снижается, а цены на солод, следовательно, повышаются.

Очевидно, эта тенденция будет устойчивой.

Компенсировать рост цен можно за счет закупок отечественного сырья. Но для этого российские производители ячменя должны как минимум в полтора раза увеличить объемы производства, а это невозможно без дополнительных капиталовложений. Как считают эксперты, эта проблема решается за счет льготного кредитования и других форм государственной поддержки отечественных производителей сырья.

Однако в последнее время эта ситуация изменилась. Так, в 2000 году пивоваренной компанией «Балтика» совместно с французской фирмой «Soufflet Groupe» в Санкт-Петербурге был построен первый в России и крупнейший в Восточной Европе солодовенный завод. Теперь собственный завод обеспечивает на две трети потребности «Балтики». В прошлом же году французская фирма начала строить второй солодовенный завод, теперь в Тульской области, также при материальном участии «Балтики».

Нашли выход и некоторые регионы. В конце прошлого года в Красноярском крае разработали и начали внедрение краевой программы «Пивоваренный ячмень». Ее задача — создание товарных партий ячменного зерна отличного качества. Планируется, что на пивоваренные предприятия Красноярского края с 2001 года будет поставляться ячмень местных селекционеров. Создание собственной сырьевой базы позволит в будущем отказаться от завоза солода из других регионов России.

ПИВО — НЕ ВОДКА

Головной боли российским пивоварам прибавило декабрьское постановление «Об усилении госсанэпиднадзора за пивоваренной продукцией», подписанное главным санитарным врачом РФ Геннадием Онищенко. Производители оценили этот документ как очередную попытку чиновников контролировать отрасль. Документ фактически позволил органам санитарного надзора вмешиваться в технологический процесс пивоварения.

Наибольшее опасение у пивоваров вызывает пункт постановления, обязывающий местные санитарные органы в течение первых двух кварталов 2001 года провести анализ всей технической документации в области производства пива. По мнению специалистов отрасли, постановление нанесет существенный удар по отрасли и затормозит рост производства. Причем больше всего пострадают небольшие региональные фабрики, которые за неимением оборотных средств просто не в состоянии провести реконструкцию производства.

Неожиданно отечественных производителей пива поддержало Министерство по антимонопольной политике. Как заявил министр по антимонопольной политике Илья Южанов, пивоваренная промышленность — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей отечественной экономики. И если будут реализованы предложения постановления, повысятся акцизы на пиво и, соответственно, цены на него, что на руку производителям алкоголя. «Я не хочу никого обвинять, но, на мой взгляд, уже наметилась жесткая межотраслевая конкуренция между пивоваренными предприятиями и производителями крепких алкогольных напитков», — сказал министр.

Но пока противостояние производителей пива и Госэпиднадзора как на государственном уровне, так и на местах продолжается. Ситуация осложняется еще и тем, что теоретически производство и оборот пива должны регулироваться специальным законом «О пиве», который, однако, до сих пор в России не принят.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Вопрос о привлечении дополнительных инвестиций в отрасль все еще остается открытым. Официально признано, что более 60% основных фондов отрасли устарели и лишь 20—30% соответствуют международным стандартам. Значительная часть линий производства отечественных пивоваренных заводов эксплуатируется уже от 10 до 20 лет.

По оценке экспертов ассоциации «Пивоиндустрия», только для поддержания активной части основных фондов в пивоваренной промышленности России до 2000 года потребовалось около 1,4 млрд. долларов. На современном техническом уровне работают только 13 российских предприятий.

Согласно подсчетам экспертов расширение и модернизация производства для выпуска каждого дополнительного декалитра (10 литров) пива будут стоить отечественным пивоварам примерно 5—9 долларов в год. Таким образом, если считать, что в ближайшие годы потребление пива удвоится, отрасли необходимы инвестиции в размере не менее 2,5 млрд. долларов.

Как считают аналитики, отрасль скорее всего сумеет найти необходимые средства. В качестве подтверждения можно привести суммы инвестиций, уже вложенные в производство пива в России. Например, строительство пивоварни «Князь Рюрик» в Москве обошлось как минимум в 140 млн. долларов; стоимость пивоваренного проекта компании «Браво» по созданию завода в Санкт-Петербурге оценивается в 45 млн. долларов.

На развитие самой крупной пивоваренной компании — «Балтика», а также других заводов, входящих в скандинавский холдинг Baltic Beverages Holding (ВВН), в прошлом году было израсходовано около 100 млн. долларов. Постоянно вкладывают деньги в производство Sun Interbrew и московский пивкомбинат «Очаково».

По-прежнему Россия привлекательна для западных производителей пива. За последние 5 лет западные компании вложили в российское производство около 2 млрд. долларов и построили в России 20 предприятий, установив на них самое современное оборудование.

Как считают эксперты, из российских пивных компаний, основанных без участия иностранного капитала, с западными производителями на равных могут конкурировать только московское «Очаково» и казанский завод «Красный Восток». Остальные 296 пивных предприятий России (два года назад их было более 310) либо перестанут развиваться вовсе, либо стремительно деградируют.