Обзор событий в регулировании бизнеса

РЕКЛАМА

Нижняя палата парламента приняла в первом чтении поправки в Закон «О рекламе». Запрещено будет прерывать рекламой фильмы, радиопостановки, детские, религиозные и образовательные программы. Передачи продолжительностью 15 минут также запрещено будет прерывать рекламными паузами, а в программах продолжительностью до одного часа будут разрешены только два рекламных включения. Громкость рекламы не должна превышать основной тембр передач.

Если законопроект будет одобрен окончательно, то в худшем положении окажутся именно государственные каналы, которым будет сложнее, чем коммерческим телекомпаниям, адаптироваться к уменьшению доходов от рекламы, поскольку они вынуждены вести вещание и на те населенные пункты, где затраты на рекламу просто нерентабельны. Кроме того, единственный источник финансирования детских, образовательных и религиозных передач, приобретения прав на показ концертов — все та же реклама.

По мнению первого заместителя министра печати Михаила Сеславинского, доход от рекламы на федеральных телеканалах составляет 61%, в региональных телекомпаниях — все 80%. В настоящее время на производство отечественного сериала, в зависимости от сложности и качества продукции, тратится 20—120 тыс. долларов. За право же показа зарубежного популярного фильма приходится платить около 100 тыс. долларов. В случае запрета прерывать фильм, телеканалы не смогут окупить затраты на его приобретение и будут вынуждены отказаться от трансляции подобной продукции.

Можно предположить, что если время, выделяемое на рекламу на телевидении, сократится, цена одной минуты телеэфира увеличится. Рекламы на телевидении станет меньше, но она будет дороже.

Сегодня в России объем рекламного времени составляет 25%, в европейских странах, как правило, не превышает 10—15%. Надо, конечно, учитывать, что значительная часть рекламы представляет иностранных, а не отечественных товаропроизводителей. Однако региональные теле- и радиокомпании существуют практически только за счет средств от рекламы, которую размещают на частотах своих сетевых партнеров — центральных телеканалов.

Мнение самих телевизионщиков сходится в одном: рекламу нужно рассматривать в виде информационного продукта, который нелишне получить и при просмотре сериала. Кроме того, считают они, реклама подтягивает производителя, заставляет его стремиться к выпуску продукции, отвечающей заявленному в роликах уровню товаров лучших торговых марок.

В феврале в первом чтении был принят законопроект о запрете на рекламу табачной продукции. Это пример типично популистского законопроекта. Документ вызвал среди депутатов реакцию столь бурную, что Госдума пока не может выработать вариант закона для окончательного утверждения.

Мнения высказываются диаметрально противоположные: от требований полного запрета рекламы табака до утверждений, что любые запреты губят российскую табачную промышленность. Поэтому вариант, одобренный депутатами, запрещающий рекламировать табачные изделия везде, кроме мест их продажи, вряд ли станет окончательным.

В первую очередь, проект «табачного» закона «хромает» тем, что затрудняет выход на российский рынок отечественных производителей. «Здоровый» протекционизм в отношении наших производителей тем самым государство осуществлять уже не сможет.

А с протекционизмом некоторые депутаты предлагают не скупиться. По мнению элдепээровца Алексея Митрофанова, рекламу табака надо, наоборот, повсеместно разрешить. По его словам, «запрет рекламы табака на телевидении пролоббировали мультинациональные корпорации, которые, вложив в рекламу своих марок огромные деньги и добившись за пять лет того, что их марки стали известными, переключаются на лоббирование уже ее запрета, дабы их российские конкуренты не могли «раскрутить» свои брэнды».

Второй спорный момент предложенного проекта закона — в нынешнем виде документ исключает для потребителя право выбора. По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Виктора Семенова, «если сегодня 40% населения курит сигареты без фильтра, то реклама может стать лучшим способом показать, что есть более качественные продукты. Кроме того, государство неплохо зарабатывает на продаже сигарет, получая ежегодно в казну 175 млн. долларов акцизных платежей, — почему бы вместо запретительных мер не начать пропаганду вреда курения, финансируя ее из этих денег?»

Итак, если законопроект будет одобрен окончательно, рекламные щиты на улицах могут практически опустеть. По оценкам президента российского отделения Международной ассоциации рекламы Владимира Евстафьева, сегодня табачная реклама составляет около 15% всей наружной городской рекламы и более 5% рекламы в печатных СМИ, поэтому запретить ее — значит изъять из местных бюджетов и доходов СМИ более 40 млн. долларов.

В Москве, к примеру, реклама табака и алкоголя составляет около 15% всей наружной рекламы. По данным московской мэрии, аренда одной стороны стандартного рекламного щита, в зависимости от места расположения, стоит от 650 до 2000 долларов в месяц. В случае же полного запрета рекламы табака рекламные агентства не смогут компенсировать освободившиеся площади, а потери городского бюджета могут составить около 3 млн. долларов в год.

Единственное, что можно посоветовать рекламщикам, — это перепрофилироваться. Можно предположить, что запрет табачной и телерекламы реанимирует иные направления рекламной деятельности: различные промо-акции — рекламные раздачи продукции на улице, прямая почтовая рассылка. По словам генерального директора рекламного агентства «Роуз» Галины Савиной, настоящие брэнды никуда не денутся, а способы их продвижения найдутся всегда. К примеру, производителю сигарет «Краснопресненские золотые» достаточно наладить производство футболок с этим брэндом, чтобы раз и навсегда решить вопрос о рекламировании своей продукции.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Госдуме был представлен законопроект «Об объединениях работодателей». Проект закона признает право работодателей «без предварительного разрешения государственных органов создавать объединения и разрабатывать и утверждать учредительные документы». Так что отныне не только наемные работники будут иметь собственные организации. Целью объединений работодателей станет защита прав их членов во взаимоотношениях с профсоюзами и властными структурами. Оговаривается также, что органы государственной власти будут не вправе вмешиваться в уставную деятельность объединения работодателей.

Особо отмечается, что объединения работодателей будут иметь равные права как с профсоюзами, так и с региональными администрациями на паритетное участие в управлении государственными социальными внебюджетными фондами. По мнению разработчиков законопроекта, эта норма представляется вполне естественной ввиду того, что формируются фонды за счет отчислений как со стороны работодателей, так и со стороны работников. Поэтому, если в органах управления фондами будут представлены конфликтные по отношению друг к другу или по крайней мере несовпадающие интересы работодателей и работников, это сделает совместно принятое решение более взвешенным и учитывающим всю палитру интересов.

Сегодня трехсторонние взаимоотношения работодателей, профсоюзов и госструктур характеризуются неравенством правового оформления статуса каждой стороны. Правительство функционирует на основании Закона о правительстве. Профсоюзы — на основании соответствующего закона, и только сторона работодателей до настоящего времени не имеет законодательного оформления своего статуса. Новая правовая форма объединения работодателей закрепит в новом законе ответственность работодателя за выполнение заключенных соглашений даже в случае выхода его из объединения. На сегодняшний же день трудовое законодательство, устанавливая ответственность работодателя, на практике не исполняется ввиду того, что ни один государственный орган не требует от работодателя исполнения трудового законодательства.

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Правительство издало распоряжение (от 29.03.2000 № 476-р), согласно которому к 30 марта все малые предприятия обязаны сдать в отделения Госкомстата отчеты о показателях работы за 2000 год. На основании собранной и систематизированной информации правительство будет разрабатывать дальнейшую политику по поддержке малого предпринимательства.

Предприятия поделят на три группы: действующие, то есть производящие продукт или услуги; приостановившие работу, то есть предприятия с нулевым балансом; и фирмы-однодневки. Будут рассчитаны эффективность того или иного производства, его рентабельность. Также будет проведен анализ, какой вид деятельности способствует долголетию на отечественном рынке.

Однако благие намерения правительства могут быть сведены на нет боязнью предпринимателей своего же родного государства. Никто не может гарантировать, что конфиденциальность сведений, предоставляемых предприятием Госкомстату, будет соблюдена, и эта информация не окажется в тот же день в налоговой инспекции, несмотря на заверения, что обмена сведениями между двумя ведомствами не предполагается.

Сейчас собраны данные о 900 тысяч субъектах малого предпринимательства. Один из выводов, который уже можно сделать: наблюдается стремительное бегство из малого бизнеса в частное индивидуальное предпринимательство. Объясняется все просто: частники имеют больше налоговых преимуществ.