«Кому-то нужно было вести этот малый бизнес»

Евгений Адлеров — президент холдинга SK Group, в состав которого наряду с другими компаниями входит один из самых известных издательских домов SK Press (СК Пресс) и рекламно-маркетинговое агентство SK Communications International.

Сейчас издательский дом «СК Пресс» выпускает целый ряд авторитетных компьютерных изданий, в том числе PC Magazine/Russian Edition (Персональный компьютер сегодня), PC Week/Russian, другие газеты и журналы компьютерного и общего характера.

Секретами успеха глава SK Group поделился с коллегами

— Г-н Адлеров, как Вы пришли в издательский бизнес?

— Сначала была работа в сфере информационных технологий, затем пришлось много времени уделять финансовым аспектам их внедрения. Поэтому следующим логическим этапом стали финансовые системы, потом — маркетинг. А уже имея этот «бэкграунд», я выбрал для себя в качестве основного именно издательский бизнес.

— Как начинался «СК Пресс»?

— В 1989 году в Советский Союз приехал Александр Канн с задачей открыть консалтинговую компанию. Осмотревшись на месте, Канн отказался от первоначального замысла. В то время в СССР компьютерная пресса только зарождалась — при том, что уже началось широкое внедрение персональных компьютеров и в этой области ощущался явный информационный голод. Возникла идея выпускать в СССР еще один компьютерный журнал.

— Как раз самый известный журнал «СК Пресс» — «русский» PC Magazine?

— Нет, вначале предполагалось, что это будет Byte в русской версии. Мы направили владельцам этой торговой марки наш бизнес-план для получения лицензии на русское издание журнала, но ответа долго не было. Тогда мы получили лицензию на журнал PC Magazine и всеми силами взялись за его выпуск в СССР. Вел этот проект Александр Канн. Однако в 1993 году Канн решил заняться другим бизнесом и перешел в фирму Compaq, которая в то время открывала здесь свое представительство.

Кому-то нужно было вести малый бизнес «СК Пресс». Этим человеком и стал Ваш покорный слуга.

— Этот малый бизнес превратился в один из крупнейших российских издательских домов и мощную рекламно-маркетинговую компанию. Как Вам это удалось?

— Прежде всего прочно встало на ноги и завоевало, без преувеличения, громадный авторитет, в том числе у рекламодателей, наше «флагманское» издание — PC Magazine/Russian Edition. Благодаря его успехам мы смогли открыть новые направления, приступить к выпуску новых изданий — ведь на рынке было множество перспективных незанятых ниш. Нам удалось создать команду высококвалифицированных специалистов — научных редакторов, журналистов, переводчиков.

А «кадры решают все» — правда, при грамотном менеджменте. А о том, что менеджмент у нас грамотный, говорит отсутствие нежелательной текучести кадров — из «СК Пресс» практически никто из топ-менеджеров не ушел, напротив, приходили новые люди на новые проекты.

Рост издательского бизнеса обусловил и рост оборотов рекламного рынка, которого ранее в стране практически не было. Существовали лишь небольшие узкоспециализированные рекламные фирмы, в то время как уже ощущалась потребность в полносервисных рекламно-маркетинговых агентствах. Нам естественным образом пришла идея открыть собственное агентство SK Communications International, которое предоставляет целый спектр услуг в этой области.

Поскольку в России специалистов по рекламе, PR и маркетингу не было, я пригласил двух своих старых друзей, благодаря опыту и высокой квалификации которых удалось успешно создать и «раскрутить» SK Communications Int.

РЕКЛАМА — ОТДЕЛЬНО, ИЗДАТЕЛЬСТВО — ОТДЕЛЬНО

— SK Communications Int. было первым рекламно-маркетинговым агентством на рынке информационных технологий. По Вашим стопам пошли издательские группы «Открытые системы», «Компьютер-пресс» — они тоже открыли рекламные агентства. Конкуренция сейчас сильная?

— SK Communications Int. — это полносервисное рекламно-маркетинговое агентство, которое способно конкурировать с мировыми сетевыми агентствами по уровню знаний, квалификации специалистов и предоставляемых услуг. С этой точки зрения конкуренции нет. Тем более что агентства издательских групп, о которых Вы сказали, — «карманные», обслуживающие преимущественно эти группы. А SK Communications Int. — самостоятельная компания, которая не «привязана» к издательскому дому.

— А какой объем в обороте SK Communications Int. составляет реклама собственных изданий «СK Пресс»?

— SK Communications Int. вообще не продает рекламу для изданий «СК Пресс». Ее продают рекламные отделы изданий.

— Что более доходно: издательский дом или рекламно-маркетинговое агентство?

— В этом отношении они примерно одинаковы.

БЕЗБУМАЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

— Большая часть Ваших изданий специализируется в области информационных технологий. Однако есть издания, которые выходят за рамки ИТ…

— Рынок ИТ сейчас в значительной степени стабилизировался, появляется очень мало новых заметных игроков. Конечно, объем этого рынка растет с ростом экономики и информатизации, но все же он достаточно ограничен. Спектр изданий, освещающих его проблемы, сформировался. Чтобы издательский дом не останавливался в своем развитии, нужно выходить на другие рынки. Что мы и пытаемся делать.

— Но основные доходы издательского направления приносят ИТ-издания?

— Пока да.

— Существует мнение, что компьютерные «бумажные» издания через какое-то время отомрут и станут интернет-изданиями. Каково Ваше мнение на этот счет?

— Я считаю, что появление интернет-изданий не приведет к отмиранию печатных. Печатные просто несколько изменятся — в них уменьшится доля «горячих» новостей, но значительно увеличатся объемы «долгоиграющих» аналитических материалов, результатов исследований, прогнозов.

— Толстые журналы тоже не будут закрываться?

— Конечно. Даже попыток не будет.

— Будет ли «СК Пресс» развивать интернет-издания?

— Мы сейчас разрабатываем стратегию Издательского дома на несколько лет вперед. В ней предусматривается развитие изданий в Интернете.

Я считаю, что издательский рынок сегодня — это не только выпуск печатных изданий, это целый спектр продуктов: печатных, онлайновых, face-to-face… Поэтому мы будем делать не только интернет-издания, но и готовить другие новые формы — например, конференции.

— А какими будут основные Ваши издания? Например, Byte/Россия?

— На рынке существует много компьютерных специалистов, желающих читать издание высокотехнологическое, освещающее техническим языком те проблемы, которыми они занимаются. Byte будет именно таким.

— Вы его рассматриваете как ИТ-издание для неинформационщиков?

— Наоборот, Byte/Россия — это информационное издание для специалистов-информационщиков.

— А PC Magazine?

— Это тоже специализированный журнал, но рассчитанный на более широкую аудиторию.

НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА

— Каков Ваш стиль руководства?

— Я исповедую стиль менеджмента, предусматривающий делегирование ответственности. В компании есть президент, вице-президенты, но менеджеры проектов во многом самостоятельны, у них достаточно большая власть. Очень большое значение я придаю командному духу, психологическому климату — каждое подразделение я рассматриваю как команду, нацеленную на достижение успешного результата.

— Но Вы вмешиваетесь в информационную политику изданий?

— Только если мне что-то радикально не нравится, а это происходит крайне редко.

— А что может не нравиться?

— Например, когда важные, на мой взгляд, аспекты недостаточно акцентированы в издании. Если, скажем, некая суперновость находится на 25-й странице, а не на первой-второй, я могу вызвать главного редактора и поинтересоваться, почему он принял такое решение.

— Скажите: имеет право на существование издание по информационным технологиям для вертикальных рынков?

— Мне кажется, в России не имеет. Достаточно «общие» ИТ-издания в России и те выходят относительно небольшими тиражами, поэтому не имеет смысла «срезать» еще более тонкие слои.

— Есть ли, по-Вашему мнению, специфические черты у руководителя компании, которая производит СМИ для информационных технологий?

— Думаю, да. Потому что издания об информационных технологиях — специализированные. На мой взгляд, человек, ведущий специализированное издание, должен иметь хороший «бэкграунд» по той специальности, на которую ориентировано данное издание.

— Следовательно, Вы относитесь к тем, кто считает, что более необходимы знания в области ИТ, нежели знания в управлении?

— Я бы так не утверждал. Я считаю, что руководитель должен иметь достаточно широкую эрудицию, обладать знаниями и опытом в обеих областях.

— А Ваши редакторы, корреспонденты — больше компьютерщики или журналисты?

— В основном компьютерщики, но обладающие также широкой эрудицией, знающие предмет, английский и русский язык, люди неравнодушные. Человеку, который пришел не из компьютерной индустрии и не способен «вкладываться» в работу, на мой взгляд, никогда этого бизнеса не освоить.

БИЗНЕС — ИСКУССТВО ВОЗМОЖНОГО

— Какими Вы видите перспективы информационных технологий и всей экономики России?

— Информационные технологии будут развиваться только в том случае, если экономика в стране будет растущей или хотя бы не «падающей». В настоящий момент экономическая ситуация более или менее приемлемая, поскольку цены на нефть достаточно высоки. Если они останутся на этом уровне, возможно, это даст толчок заметному росту экономики.

— Когда издательский бизнес зависит от колебаний цен на нефть, это, согласитесь, ненормально.

— Согласен, но бизнес, как и политика, — это искусство возможного, ведь приходится приспосабливаться к той реальности, которая есть…

Беседу вел Юрий КУЗЬМИН