Финансы под управлением

Финансовый менеджмент — это наука и практика управления финансами предприятия, направленные на достижение его стратегических и тактических целей. Цели определяются для каждой компании индивидуально, но, как правило, это поддержание безубыточности предприятия и требуемого уровня рентабельности его деятельности на основе планирования доходов и расходов, обеспечение платежеспособности компании на основе планирования движения денежных средств.

Как правило, финансовые решения касаются регулирования финансовых потоков, возникающих при закупке предприятием материалов, товаров, услуг, в процессе продажи с получением выручки и прибыли от продаж. Финансовые потоки возникают также в результате взаимоотношений предприятия с организациями, не связанными непосредственно с основной деятельностью (расчеты с бюджетом, продажа и переоценка имущества, уплата и получение штрафных санкций за невыполнение договорных обязательств, расчеты по договорам аренды и т. п.). Они формируются и в результате инвестиционной деятельности предприятия (приобретение и продажа основных средств, осуществление капитальных и финансовых вложений и др.).

Эти процессы происходят на предприятии непрерывно. И компании в конкретных условиях всегда приходится делать выбор между теми или иными актами хозяйственной деятельности, просчитывая их финансовые последствия.

Кто должен принимать финансовые решения и управлять финансовым менеджментом фирмы? В российских компаниях этот вопрос решается по-разному. Логично предположить, что работами по постановке этого вида менеджмента должна руководить на предприятии структура, ответственная за финансы.

Действительно, в некоторых российских компаниях есть специальный департамент (управление или отдел, в зависимости от размеров предприятия), отвечающий за регулирование финансовых средств предприятия и предоставляющий возможные варианты финансовых решений. Но часто подобные структурные подразделения имеют «размытые» и формальные функции и специализируются в основном на проведении взаимозачетов. Нередко такие подразделения создаются на базе бухгалтерий.

Принятие любого финансового решения предполагает предварительный анализ и оценку показателей деятельности.

Например, решение о необходимости замены машин и оборудования может быть принято только на базе анализа результатов, в том числе финансовых, эксплуатации действующего оборудования. Если анализ показал, что затраты на ремонт и содержание оборудования очень высоки в расчете на единицу выпускаемой этим оборудованием продукции и не могут быть компенсированы при существующем уровне цен на нее, то оснований для постановки вопроса о замене оборудования достаточно.

Решение об изменении договорных сроков расчетов с покупателями и поставщиками может быть принято, если анализ показал, что у предприятия нет просроченной и безнадежной дебиторской задолженности, а ее сумма целиком соответствует договорным условиям расчетов с поставщиками, работниками, общий коэффициент ликвидности предприятия выше, чем ему необходимо в конкретных условиях деятельности.

Если эти условия не соблюдаются, предприятию в первую очередь надо заняться решением проблемы просроченной и безнадежной дебиторской задолженности в целях увеличения денежных средств в обороте.

Кроме того, для выбора верного финансового решения специалисты по финансовому менеджменту рекомендуют определить ориентиры, на основе которых можно оценить, благоприятен ли для данного предприятия сложившийся уровень того или иного показателя, а затем решить, нуждается показатель в росте, снижении или сохранении уровня. Имеются в виду показатели, которые традиционно принято оценивать по нормальному или рекомендуемому уровню, универсальному для всех или, в лучшем случае, дифференцированному по отраслям. Прежде всего это коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости.

Непростые задачи в сфере финансового менеджмента невозможно решать, ориентируясь только на традиционные финансовые компьютерные программы. Поэтому при выборе таких систем надо четко определить сферу ее приложения; кто будет иметь допуск к этой системе, специалисты какого звена, уровень секретности.

Во-вторых, следует провести маркетинговое исследование рынка, изучить производителей этого продукта. При этом не надо полагаться на «бесплатные» рекомендации в прессе и Интернете, большинство из них весьма предвзяты.

И, в-третьих, уже при выборе продукта надо обязательно объяснить продавцу ваши требования к системе и что с ее помощью вы хотите решить.