Возвращение блудных варягов

Последние два года были для отечественного автопрома весьма успешными. С августа 1998 года начались стабилизация и рост российского автомобилестроения. Рубль «обрушился», и российские товары стали неизмеримо дешевле иностранных. Наши автолюбители снова принялись покупать отечественные машины, а предприятия — наращивать выпуск продукции.

Но работали заводы «на износ» — оборудование почти не обновлялось, формы и методы управления предприятиями практически не менялись, а о вложении денег в разработки никто и не помышлял. В результате к концу 2000 года российский автопромышленный комплекс пришел практически с такими же показателями по объему выпуска продукции, какие были… десять лет назад.

ОТБРОШЕН НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ

Одна из острейших проблем отечественного автопромышленного комплекса — инвестиции. Сейчас потребность нашего автопрома — 15—16 млрд. рублей в год. И это только на поддержание действующих мощностей. Получают же они не более трети необходимой суммы. А это приводит к тому, что комплектующие выпускаются низкого качества, сборка автомобилей оставляет желать лучшего, а новые модели так и остаются в проектах.

Ситуация осложняется еще и тем, что найти подходящего стратегического инвестора для крупного предприятия вроде АвтоВАЗа или ГАЗа очень трудно. Один из наиболее часто предлагаемых выходов — реструктуризация громадных заводов, выделение из них специализированных производств.

Но для этого нужна высокая организация производства, четкое соблюдение договорных обязательств, жесткая дисциплина поставок и платежей. И — стабильная финансовая система, чего на наших заводах как не было, так и нет.

ИМПОРТ «ОТТАИВАЕТ»

Между тем у некоторых иностранных автокомпаний после двух лет оцепенения медленно, но верно стали увеличиваться объемы продаж. Хотя продажи эти и несопоставимы с объемами местных фирм, а разрыв цен на машины отечественных и иностранных производителей пока еще слишком велик.

Однако с каждым годом увеличивается армия автолюбителей, которые предпочитают отечественным автомобилям пусть даже изрядно потрепанные, но иномарки. Растет и число тех, кто покупает новые заграничные автомобили, платя за них как минимум вдвое больше, чем за российские. Если в 1999 году импортные машины составляли в общем объеме рынка продаж лишь 30 процентов, то в 2000-м реализация иномарок и отечественных машин сравнялась.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРЕДЛАГАЕТ КОМПРОМИСС

Своеобразный компромисс «западников» и россиян предлагается в правительственном проекте федеральной целевой программы «Развитие автомобильной промышленности России на период до 2005 г.». По мнению разработчиков, только интеграция российских предприятий в мировую хозяйственную систему может гарантировать их выживание.

В программе планируется уделить особое внимание созданию на отечественных заводах современных автоматизированных производств, специализирующихся на выпуске высококачественных комплектующих деталей. Безусловно, российские автопроизводители заинтересованы в выпуске «родных» качественных компонентов, без которых отечественные машины не способны конкурировать на мировом рынке.

Но в сегодняшних условиях производство качественных запчастей в России, по мнению некоторых экспертов, скорее играет на руку зарубежным производителям автомобилей, разворачивающим в нашей стране свои проекты. Для реализации программы нашему автопрому потребуется найти более 260 млрд. рублей, а иностранцам миллиарды искать не надо — деньги есть у головных предприятий, которые готовы увеличивать бюджеты на освоение российского рынка.

К тому же возникают вопросы: будут ли в состоянии наши автозаводы сохранить в таких условиях хоть какую-нибудь самостоятельность и продолжится ли вообще выпуск отечественных марок?

Впрочем, время у нашего автопрома пока есть: до тех пор, пока не окрепнет рубль, пока не разбогатеет население, наши автомобили, пусть даже и не так качественно сделанные, как иностранные, будут активно продаваться и приносить прибыль.