Страница редактора “БОССа”

Никита Михалков в своем фильме «Сибирский цирюльник» обратил внимание на несколько черт нашего национального характера — верность слову, готовность отдать жизнь за убеждения… Но мне кажется, есть черта, которая для нас не менее характерна, — нелюбовь учиться.

«Не хочу учиться, а хочу жениться!» — восклицал Митрофанушка в «Недоросле». Учеба, мол, пустая формальность. Той же точки зрения придерживается едва ли не большинство российских экономистов и бизнесменов.

Уверенные в том, что достигли высот познания в экономике, Гайдар и его команда — политэкономы с советскими дипломами, знакомые с рыночной экономикой разве что на уровне общих представлений, — ринулись преобразовывать советское хозяйство. Результат — чрезвычайно болезненный и неэффективный вариант реформ.

Убежденные, что миллионы, заработанные в период тотального дефицита, — свидетельство потрясающих предпринимательских способностей, наши бизнесмены с упорством, достойным лучшего применения, изобретают велосипеды в менеджменте один за другим. Результат — фантастически неэффективный бизнес.

Ведь велосипед давно изобретен. Как его собрать, легко узнать, прослушав курс MBA в приличной школе бизнеса, которые имеются уже и в России.

Однако наши предприниматели чуть ли не гордятся тем, что они в области менеджмента «академиев не кончали». Мол, они освоили все «и так».

В то же время западные компании признаются, что им чрезвычайно трудно наладить отношения с российскими компаниями. Российские партнеры уже не жалуются — привыкли, да и сами такие же. Проблемы взаимодействия возникают от того, что отечественные фирмы нерелевантны к запросам внешней среды (то есть не соответствуют им), к каждой из компаний нужно подбирать собственный ключик. Это положение вредит самим же «недоучкам».

Происходит так потому, что все бизнес-задачи — построение оргструктуры, кадровую работу, рекламу, маркетинг, PR, логистику, информационное обеспечение — бизнесмены предпочитают осваивать методом математического тыка. Но правильнее их осваивать, заранее зная, какие проблемы возникнут, в какой форме, зная способы решения, а не подбирая методы на ходу.

Зачем в школе нас учили математике? Затем, чтобы, сталкиваясь с той или иной задачей, мы уже имели представление, как ее решать. Менеджмент необходимо изучать до начала практических занятий бизнесом по той же причине.

На мой взгляд, отстутствие адекватного специального образования у российских менеджеров и «экономических» политиков — это серьезнейшая проблема отечественной экономики. И ситуация почти не улучшается. Скоро придется законодательно вводить ликбез по менеджменту.

Чтобы «женитьба на бизнесе» невозможна была без диплома.

Александр ПОЛЯНСКИЙ,

главный редактор