Стоп-кадр

Не секрет, что деятельность любой компании во многом зависит от персонала. Он является как источником риска, так и важным ресурсом по его уменьшению, отмечает ведущий специалист консалтинговой компании «СТЕА» Елена Болотова.

Евгений Емельянов, генеральный директор консалтинг-центра «Шаг», акцентирует внимание на том, что любая компания подвержена серьезным внутренним рискам, если персонал ее недостаточно надежен и квалифицирован.

КАК НАНИМАТЬ

По мнению г-жи Болотовой, при найме персонала надо уделять большое внимание прогнозированию лояльности будущих сотрудников к организации и того, насколько они могут стать «соучастниками» бизнеса. Если работник не сможет воспринимать оценку риска бизнеса как своего собственного, вряд ли можно будет говорить о том, что риски предупреждены в достаточной мере. Александр Сухачев, консультант компании «Юникон», тоже считает, что избежать рисковых ситуации можно лишь в том случае, если кадры будут проявлять сознательность, честность, дальновидность, жертвовать личными интересами в пользу корпоративных.

Но не менее важна, по мнению наших экспертов, и квалификация принимаемого на работу сотрудника. При этом нужно обращать внимание не только на узкопрофессиональную квалификацию, но и на общую менеджерскую подготовку, в частности на умение оценивать риски.

Отдельный вопрос — число набираемых сотрудников. Эксперты рекомендуют по возможности дозировать прием, потому что большое число «новеньких» чревато самыми разнообразными проблемами.

КАК ОБУЧАТЬ

Уровень общей менеджерской и узкопрофессиональной квалификации нужно постоянно поддерживать за счет разнообразных учебных мероприятий. Особенно это важно при открытии новых направлений бизнеса и развитии новых технологий — в этом случае обучение должно быть упреждающим.

Одной из важный проблем в России до сих пор остается отсутствие корпоративной культуры. Евгений Емельянов говорит, что рисковые и кризисные ситуации возникают в компаниях чаще всего из-за элементарного невыполнения сотрудниками своих обязанностей, пренебрежения правилами работы компании.

Фирма, предоставляющая финансовые услуги в режиме он-лайн, на два часа прервала связь с клиентами. И она сама, и партнеры понесли колоссальные убытки. А все из-за того, что сотрудник придумал новую программу и решил усовершенствовать процесс, хотя, по корпоративным инструкциям, все нововведения нужно было делать ночью.

Евгений Емельянов утверждает, что персонал должен понимать, что именно он делает бизнес. Только при таком понимании можно будет рассчитывать на преодоление рисковых ситуаций.

КАК СОКРАЩАТЬ

Г-н Сухачев замечает, что расходы на персонал относятся к условно переменным издержкам, то есть могут сокращаться, если ситуация этого требует. Высокая корпоративная культура позволяет сделать это максимально безболезненно.

Впрочем, в отношении команды основных менеджеров и специалистов предприятия, по мнению консультанта из «Юникона», такую практику применять нецелесообразно, так как этот круг работников составляет основной потенциал бизнеса.

КТО ОТВЕТИТ ЗА РИСК

Все больше российских компаний осознают, что им трудно обойтись без риск-менеджера.

Александр Сухачев замечает, что риск-менеджер должен понимать как управленческие процессы и процессы формирования продуктов, рисками которых он управляет, так и общие принципы действия организации и параметры, на которые данные риски влияют. Поэтому основные требования, по мнению Александра Сухачева, заключаются в знании продуктов и бизнес-процессов организации, технологий производства, внешних факторов, влияющих на деятельность организации, опыте работы, в том числе и руководящей, на нескольких участках бизнеса, знании принципов управления и учета, а также хороших аналитических и математических навыках.

Елена Болотова утверждает, что при отборе специалистов на должность риск-менеджера определяющим является умение конкретного специалиста прогнозировать и моделировать ситуацию. Кроме того, необходимы финансовое образование, широкий кругозор, высокая стрессоустойчивость, способность принимать решение в условиях недостатка информации.

Главное, чтобы будущий специалист имел способность извлекать из всех возможных источников необходимую информацию, обрабатывать ее, анализировать и выстраивать различные варианты будущего.