Риск на весах

Риск — это возможность потерь в деятельности компании. Иначе говоря — опасность, вероятность убытка или ущерба. Эксперты также определяют риск как наступление какого-либо неблагоприятного события для организации: от относительно несущественных финансовых потерь до банкротства или потери бизнеса.

Исторически анализ риска развивался прежде всего в двух сферах человеческой деятельности — финансовой и сфере обеспечения безопасности.

В банковском деле, классическом и особенно инвестиционном, изучались способы уменьшения рисков. В частности были созданы механизмы уменьшения рисков за счет привлечения значительного числа новых вкладчиков. В инвестиционном банкинге были разработаны методологии структурирования рисков — их подробного анализа и тщательного повышения надежности каждого элемента инвестиционной цепочки.

Анализ вероятности наступления тех или иных негативных событий активно развивался в сфере страхования.

Обеспечение безопасности государства и компаний — область, в которой развивались меры противодействия рискам криминально-силового характера.

В последние десятилетия существует тенденция к объединению нескольких теорий рисков в единую, нацеленную на уменьшение рисков предпринимательской деятельности в целом.

ВИДЫ РИСКА

Специалисты используют несколько способов классификации рисков. Один из самых распространенных — по сфере возникновения. С этой точки зрения выделяют внутренний и внешний риски.

Внутренний риск связан с внутренней жизнью фирмы. Он обусловлен неоптимальной структурой организации, недостаточным качеством подготовки персонала, ошибками в оснащении техническими средствами, сбоями в системе информирования. Из этих составляющих складывается невозможность вовремя выполнить свои обязательства перед заказчиками и партнерами, развиваться поступательно.

Внешний риск зависит от экономических процессов на рынках, на которых работает компания, в стране и за рубежом, а также внеэкономических процессов вокруг фирмы. Он связан с действиями конкурентов, контролирующих органов власти или криминальных элементов, появлением конкурирующих продуктов, снижением платежеспособности потребителей в том или ином регионе или стране в целом, «выходом из строя» элементов хозяйственной системы в регионе или государстве, массовыми беспорядками и неконтролируемым развитием ситуации.

Следует помнить, что риски связаны с непосредственным окружением фирмы, со структурами, с которыми компания не сталкивалась, но может с некоторой вероятностью столкнуться, и субъектами, которые при определенном развитии событий могут действовать в противовес интересам компании.

Другая распространенная классификация — «критичные» и «некритичные» риски.

«Критичные» риски обычно связаны с криминально-силовыми действиями — это кражи, нарушение коммерческой тайны и «ноу-хау», существенная нелояльность сотрудников, значительное нарушение обязательств со стороны партнеров, промышленный шпионаж, различные формы недобросовестной конкуренции, несанкционированных действий властей по отношению к компании, опасных действий по отношению к ее ключевым менеджерам и специалистам; серьезными сбоями в работе технических систем и стихийными бедствиями.

«Некритичные» риски связаны с неправильными действиями сотрудников, незначительными нарушениями со стороны партнеров, добросовестными конкурентными действиями, небольшими проблемами у персонала и сбоями в работе технических систем.

Разумеется, критичность, важность, существенность той или иной угрозы может быть определена только исходя из характера деятельности компании.

СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Риск обусловлен активностью фирмы — чем она больше, тем больше опасность возникновения тех или иных проблем. Три стратегии поведения, с точки зрения их потенциальной рисковости, пришли из теории инвестиционного рынка.

Консервативная стратегия предполагает сбережение, сохранение того, что уже создано, отказ от расширения бизнеса, какой бы то ни было экспансии на рынке.

Умеренно-агрессивная стратегия — то или иное сочетание сбережения со стремлением к захвату долей рынка, увеличению прибыли и т.д. При этом используются законные способы борьбы с конкурентами.

Агрессивная стратегия — концентрация на захвате долей рынка, быстром росте активов и капитала, в том числе с использованием полузаконных способов.

ОБЪЕКТЫ УГРОЗ

Объект угроз, по большому счету, один — реализация намерений компании. Намерения могут быть краткосрочными и долгосрочными, реальными и возможными. Непосредственным объектом угроз являются активы, информация, оборудование для бизнеса, персонал, направления бизнеса как таковые.

Активы компании — это денежные средства, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество фирмы. В этой сфере проявляются кредитные и инвестиционные риски.

Кредитный риск связан с невозможностью выплатить инвестору сумму долга. Как правило, так случается вследствие того, что сумма была потрачена на нужды компании и не восстановлена в необходимые сроки. Инвестиционный риск — результат обесценения активов организации в связи с внешними экономическими изменениями.

Эти два вида финансовых рисков могут быть как динамическими, так и статическими. Динамические риски провоцируются непредвиденными изменениями стоимости капитала из-за неверных управленческих решений или изменений в структуре рынка. Статические — результат неспособности организации действовать адекватно в тех или иных реальных условиях.

Информация (нематериальные активы) также представляет большую ценность. Это могут быть объекты интеллектуальной собственности — производственные и маркетинговые разработки, патенты, авторские произведения сотрудников, сведения о деятельности компании, использование которых посторонними может нанести ей ущерб, а также управленческая информация. В отношении первых двух видов информации существует опасность кражи или несанкционированного использования, в отношении третьего — риск искажения, отсутствия или несвоевременного поступления.

Оборудование, используемое в бизнесе. С ним связаны риски полного или частичного выхода из строя, аварий, пожаров и т.д.

Персонал. С ним связаны риски некомпетентных или нелояльных действий.

Бизнес. Ему могут угрожать потеря управляемости, недостаточная эффективность, стремление получить контроль над ним или уничтожить (сократить его размеры).

ИСТОЧНИКИ РИСКА

Конкретных субъектов угроз — великое множество. Это могут быть и люди, и их группы как внутри компании, так и вне ее, компании и структуры, в том числе неформальные, социально-экономическая система страны, техногенные и природные факторы.

Поэтому среди субъектов риска эксперты рекомендуют выделять три группы: внутренние источники угроз, ближнее окружение фирмы, а также более широкую среду, в которой приходится действовать.

Внутренние источники риска — это персонал компании, технические средства, используемые в ее деятельности, организационные структуры компании.

Ближайшее окружение компании включает клиентов и их представителей, действующих конкурентов на рынках, на которых работает компания.

Более широкая среда ведения бизнеса. Здесь в качестве источников угроз могут выступать возможные конкуренты, власти региона или государства, состояние хозяйственной системы региона или страны.

МЕТОДЫ БОРЬБЫ С РИСКОМ

Специалисты провели системную классификацию методов борьбы с рисками и выделили следующие их виды.

Профилактика. Исключение возможных источников опасности. Например, проверка сотрудников при приеме на работу, невыдача займов не вызывающим полного доверия заемщикам.

Отказ от действий и сокращение их объема. Если сократить ущерб до необходимого уровня не удается, нужно пересматривать план действий.

Установление препятствий на пути осуществления угрозы. Это могут быть физические и инженерно-технические средства защиты от злоумышленников, криптозащита файлов в компьютерах от промышленных шпионов или выдача заемных средств под залог.

Локализация угрозы. Сокращение сферы действия угрозы: например, с помощью отключения от сети компьютеров, зараженных вирусом, или выведение из-под контроля «захваченного» холдинга его дочерних компаний.

Активное противодействие. Например, отражение вооруженного нападения силами охраны или подача иска по поводу законности приобретения пакета акций компании.

Резервирование ресурсов. Это может быть создание запасов финансовых ресурсов для возмещения ущерба — например, путем страхования, а также формирование так называемого горячего и холодного резерва производственных и людских ресурсов. Горячий резерв — предполагает состояние готовности к немедленному использованию; холодный резерв — ресурсы, которые могут быть введены в строй за достаточно короткое время.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

Выделяют три этапа риск-менеджмента.

Выбор линии предпринимательского поведения при реализации данного бизнес-проекта. Выбор предполагает оценку прибыли и ущерба, связанного с рисками, на который компания может пойти при реализации бизнес-проекта.

Идентификация и интеграция всех рисков. Этот процесс предполагает выявление рисков, их источников, субъектов и объектов. При этом выявление начинается с наиболее вероятных рисков и наиболее опасных видов рисков и постепенно переходит к менее вероятным и затратным.

Помощь в выявлении рисков могут отчасти оказать таблицы рисков, которые существуют во многих отраслях и сферах деятельности. Такие таблицы есть на транспорте, в связи, энергетике, у специалистов по вычислительным системам, у финансовых специалистов, страховщиков, в пожарном деле.

В западных компаниях существуют специальные эксперты, которые проверяют каждое новое направление деятельности фирмы на предмет возможных рисковых ситуаций, а также проводят постоянный мониторинг текущих направлений, связанный с маркетинговым анализом и анализом ситуации на данном рынке, в данном регионе или стране.

Анализ рисков включает два этапа: качественный и количественный. На первом этапе на качественном уровне определяются факторы риска, а на втором происходит численное определение рисков по операциям.

Количественная оценка потерь, которые могут возникнуть при рисковых ситуациях, дается в форме: денежный эквивалент, помноженный на вероятность, определенную математически, экспертным путем или с помощью специальных таблиц.

Из методов экспертного вычисления вероятности риска можно назвать следующие: оценку специалистами, командное обсуждение внутри коллектива различных приведенных рисков, использование шкалы вероятности риска, где каждый менеджер указывает: абсолютно вероятен, сильно вероятен, вероятен, слабо вероятен, невозможен.

В результате количественного вычисления риска появляется сумма ущерба, которым чревато данное предпринимательское поведение.

Разработка мер снижения риска. Этот этап управления рисками подразумевает выработку мер противодействия угрозам, оценку их эффективности и вычитание их «вклада» из суммы ущерба.

Переоценка выбранной предпринимательской стратегии. Сокращение рискованных шагов до степени оптимизации суммы ущерба.

Реализация предпринимательской стратегии вместе с мерами противодействия рискам. На этом этапе происходит практическое воплощение избранной линии поведения в развитии бизнес-проекта и реализации механизмов защиты от рисков.

ЧЕТЫРЕ СТРАТЕГИИ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА

По оценкам экспертов, стратегии управления рисками бывают: индуктивная — сбор, систематизация и обобщение фактов; дедуктивная — выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами; позитивная — когда изучается то, что есть; нормативная — выражает субъективные представления о том, что должно быть.