Реальная виртуальность

Постепенно Интернет вторгается и в российский бизнес. В него делается все больше инвестиций, а клиентов отечественных интернет-магазинов становится все больше. Однако наши предприниматели очень часто терпят кораблекрушение, только начав свободное плавание в виртуальном море.

Теперь уже никто не сомневается, что за электронным бизнесом будущее. Интернет вывел мировой бизнес на новую ступень развития. Он дал компаниям возможность, с одной стороны, выйти на бескрайнюю аудиторию потребителей, а с другой — для самих потребителей стало возможным информировать производителей о своих потребностях и пристрастиях.

Очевидно, это и заставляет множество наших бизнесменов открывать в Сети свои интернет-магазины. Однако печальный опыт свидетельствует, что слишком много российских компаний принимали решение о выходе в Интернет, практически ничего не зная ни о специфике электронной сферы бизнеса, ни о состоянии рынка, конкурентов, ни даже о потребностях и желаниях своих потенциальных клиентов и поведении потребителей в Сети.

Естественно, в результате такие предприятия ждет полный провал. Через пару-тройку месяцев своего существования большинство проектов-однодневок, как правило, разваливается. Как результат предприниматели теряют время, значительные материальные средства, а часто и разочаровываются в электронном бизнесе вообще. Эта проблема также затрагивает и российских производителей, успешно реализующих свои товары на реальном отечественном рынке, но проигрывающих на рынке виртуальном. Оказывается, что успех в некоей сфере бизнеса и даже оригинальные концепции интернет-проектов не могут гарантировать процветание бизнеса в Сети. Но выход все же есть. И это грамотная и продуманная стратегия.

Для того чтобы принять окончательное решение об инвестировании в электронный бизнес, необходимо еще в самом начале, на стадии формулирования стратегии проекта, ответить на несколько вопросов: какие потребности реального бизнеса толкают компанию в Интернет, какую выгоду фирма получит от электронного бизнеса и как эту выгоду максимизировать. Безусловно, успех в электронном бизнесе, так же как и в любом другом, зависит от знания того, что именно нужно реальному клиенту и за что он готов платить.

Итак, некая отечественная компания твердо решила заниматься электронным бизнесом, у нее уже есть свое производство и реальные клиенты и теперь она решила открыть свой интернет-магазин. Для того чтобы иметь полноценный электронный бизнес, компании придется пройти несколько этапов. Прежде всего необходимо найти подходящую стратегию информационных технологий, выбрать и внедрить системы управления ресурсами предприятия (EPR-системы). Эти системы, как известно, включают в себя управление закупками, производством, сбытом, складскими запасами и трудовыми ресурсами.

Они позволяют автоматически, исходя из параметров поступивших заказов (сроки поставки, объем конкретной партии товара, номенклатура продукции), планировать загрузку производственных линий на конкретном современном предприятии. EPR-системы также включают в себя процедуру расчета себестоимости продукции, причем цена товара рассчитывается не только с учетом всех его компонентов, но и особенностей доставки. Они позволяют упорядочить данные о производственных ресурсах и складских запасах, загрузке производственных мощностей другими заказами, выдать клиентам сведения о себестоимости продукции, ее цене и сроках поставки, причем в режиме реального времени и с учетом запрашиваемой конфигурации.

Вот тут и возникает основная проблема нашего рынка: ЕPR-системы на российских предприятиях практически не применяются. А для того чтобы внедрить их, необходимы очень значительные инвестиции. В настоящее время автоматизация большинства российских предприятий ограничивается зачастую финансовым модулем, а это в условиях современного развития производства лишь самая примитивная часть системы управления предприятием. Так что сегодня на территории России EPR-системами оснащены только предприятия, принадлежащие иностранным промышленным концернам.

Естественно, электронный бизнес таких концернов процветает. Между тем без EPR-систем в современных условиях ведение успешного электронного бизнеса практически невозможно, а дальнейшее его развитие просто немыслимо. Так что пока наши предприятия не введут на производстве новые системы управления ресурсами, придется российским пользователям Интернета приобретать в виртуальных магазинах продукцию их западных конкурентов.

Интернет давно уже вышел на первое место во всех бизнес-планах западных фирм и все активнее начинает вторгаться в наш рынок. Вступать или не вступать в электронный бизнес — такая задача стоит сейчас перед всеми отечественными производителями. Решение этого вопроса во многом зависит от инвестиций в предприятия. Кроме того, нашим предпринимателям следует помнить, что успеха в электронном бизнесе можно добиться, только понимая сильные и слабые стороны своего бизнеса, зная потребности своего клиента, а также владея грамотно разработанной стратегией развития информационных технологий.