Обзор событий в регулировании бизнеса

НАЛОГИ

Министерство по налогам и сборам выпустило «Методические рекомендации по применению главы 22 «Акцизы» части второй Налогового кодекса РФ (подакцизное минеральное сырье)» (приложение к приказу МНС России от 19.12.2000 № БГ-3-03/441). Документ уточняет порядок уплаты акцизов при реализации по агентским договорам, договорам комиссии и поручения.

Налоговики подтвердили ранее существовавшее положение, что уплачивать акциз на газ должны его собственники, а не посредники. При этом для исчисления акциза налогоплательщики-собственники должны использовать общую сумму выручки, включая и вознаграждение посредника.

Отдельные виды операций с подакцизным минеральным сырьем могут быть освобождены от налогообложения. Акциз по газу и нефти не исчисляется, если сырье используется для технологических нужд и только в пределах установленных нормативов, и по нефти, добытой из бездействующих скважин, входящих в установленный правительством перечень.

МНС напомнило также и о том, что от налогообложения освобождаются лишь операции по закачке природного газа в подземные хранилища. При реализации же газа из подземных хранилищ акциз исчисляется и уплачивается в полном объеме.

Депутаты одобрили разработанный правительством законопроект, вносящий изменения и дополнения в Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в связи с проведением так называемой новации государственных ценных бумаг Российской Федерации. (Новаяция — замена одних долговых обязательств другими, имеющими такую же доходность.)

Проект закона направлен на регулирование вопросов налогообложения доходов организаций, возникающих в процессе новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВГВЗ) третьей серии и позволяет исключить налогообложение дополнительно возникающей налоговой базы в результате проведения новации по государственным ценным бумагам.

Для всех участников облигационного займа предусматривается единый порядок исчисления налоговой базы по операциям, связанным с новацией облигаций федеральных займов. Причем этот порядок будет действовать независимо от того, как формируется у участников стоимость государственных ценных бумаг, полученных при новации.

Участникам вторичного рынка ценных бумаг законопроект дал право исключать из цены сделки часть процентного дохода, исчисленного исходя из доходности ценной бумаги и времени ее нахождения у владельца.

В результате замены одних долговых обязательств на другие у предприятий-владельцев полученных при новации облигаций государственного валютного займа 1999 года третьей серии ухудшаются условия инвестирования средств в ценные бумаги. В связи с этим в закон вводится норма, согласно которой проценты, полученные этими предприятиями по новым облигациям, не подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

По словам заместителя министра финансов РФ Михаила Моторина, принятие поправок позволит снять неясность в определении даты включения в налогооблагаемую базу доходов в виде процентов по ценным бумагам при совершении операции новации. Также закон должен снять проблему, связанную с порядком исчисления налоговой базы при реализации новых ценных бумаг, полученных при новации, и исключить возможность повторного включения одних и тех же доходов в налоговую базу.

Госдума одобрила законопроект, вносящий дополнения в Закон «О налоге на операции с ценными бумагами». Облигации Центрального банка России будут освобождаться от уплаты налога на операции с ценными бумагами. Данная мера должна устранить необоснованность налоговой нагрузки при осуществлении Банком России возложенных на него обязанностей по проведению единой кредитно-денежной политики.

С 1 января введены ранее установленные правительством авансовые платежи по акцизам на алкогольную продукцию, а также действуют правила изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции. Вся алкогольная продукция, исключая пиво и импортируемое спиртное, отныне подлежит маркировке региональными специальными марками.

Подать заявку на изготовление акцизных марок могут либо производители, либо оптовики, имеющие разрешение на учреждение акцизного склада. Для этого им необходимо подать заявку в региональное управление МНС и предъявить платежное поручение, подтверждающее уплату указанного в заявке количества марок с отметкой банка о принятии к исполнению.

Спецзнаки можно приобрести только в региональном управлении Министерства по налогам и сборам и только после внесения предприятием авансового платежа по акцизам на алкогольную продукцию. Причем оплату стоимости марок можно отнести на себестоимость продукции.

Марки будут двух цветов: сине-зеленые — для продукции, доля этилового спирта в которой превышает 25%, и оранжево-розово-красные — для более слабого алкоголя.

ТАМОЖНЯ

ГТК прояснил ситуацию в сфере таможенного законодательства после вступления в силу второй части Налогового кодекса. Письмо ГТК «О применении таможенными органами положений части второй Налогового кодекса РФ» (от 19.12.2000 № 01-06/36951) разъясняет изменения в порядке взимания НДС и акцизов.

В документе ГТК систематизированы и сведены воедино все формулы для исчисления этих налогов. Разъяснены также особенности налогообложения в зависимости от таможенного режима, под который помещается ввозимый товар.

С нового года объектом обложения НДС и акцизами является ввоз товаров на территорию РФ, в то время как ранее объектом налогообложения являлись сами ввозимые товары, а не операция по их перемещению.

Налоговая база для исчисления НДС при ввозе товаров на таможенную территорию определяется как сумма таможенной стоимости товаров, таможенной пошлины и акцизов (для подакцизных товаров). При исчислении НДС налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного вида, указанных в таможенной декларации. Отдельно устанавливается налоговая база по подакцизным и неподакцизным товарам, ввозимым в одной товарной партии.

Налоговая база при ввозе подакцизных товаров определяется исходя из того, какие ставки акцизов установлены по конкретному виду товаров: специфические или адвалорные (процентные). По товарам, в отношении которых действуют специфические (в рублях за единицу измерения) ставки, налоговая база определяется как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении. Если же товар облагается адвалорной ставкой, то налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости товара и таможенной пошлины.

Если плательщик освобожден от уплаты таможенной пошлины, то условно начисленная сумма таможенной пошлины в налогооблагаемую базу для исчисления акцизов не включается. Однако если производится освобождение от уплаты акциза, то для целей учета в налогооблагаемую базу включается и условно начисленная сумма таможенной пошлины.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Центробанк ужесточил контроль за движением капитала, введя новый порядок выдачи разрешений на проведение валютных операций. Новые правила вводятся Положением № 129-П «О выдаче территориальными учреждениями Центробанка РФ разрешений юридическим лицам-резидентам на осуществление отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала».

В отношении операций импорта новый порядок вступит в силу с 1 марта 2001 года, операции экспорта капитала будут подчинены новым правилам только после выхода отдельного указания Банка России.

Сейчас валютные операции могут осуществляться как в разрешительном, так и в регистрационном порядке. В дальнейшем приоритет будет отдан разрешительному режиму. Разрешения можно будет получить в территориальных учреждениях ЦБ по истечение 20 дней с момента подачи заявки.

Территориальным органам будут подконтрольны операции экспорта-импорта до 100 млн. долларов и инвестиции в зарубежные компании до 1 млн. долларов. Разрешения Центробанка на инвестиционные операции ранее не требовалось вообще.

Разрешительный порядок на привлечение зарубежных кредитов в размере до 100 млн. долларов не отменяет тем не менее в отношении таких кредитов порядка регистрационного.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Госдума определила свое отношение к вопросу о частной собственности на все виды земельных участков, кроме сельхозугодий — депутаты приняли законопроект о введении в действие главы XVII Гражданского кодекса. По словам автора законопроекта председателя Комитета Госдумы по законодательству Павла Крашенинникова (Союз правых сил), проект закона в полном объеме определяет режим, связанный с владением, пользованием и распоряжением земельным участком.

Однако в документе есть оговорка о том, что его действие не распространяется на земли сельскохозяйственного назначения. Право собственности на сельхозугодия, пояснил Крашенинников, будет определяться в специальных законах.

Незначительным большинством голосов нижняя палата парламента приняла Земельный кодекс. Депутаты-аграрии и коммунисты настаивали на первоочередном принятии кодекса, проект которого уже в течение шести лет находится в Госдуме. В результате принятие законопроекта чуть не было сорвано: за принятие этого документа проголосовали 229 депутатов при необходимом числе голосов — 226.