Юбилейный фестиваль попал в десятку

В двадцатых числах ноября в Центре международной торговли на Красной Пресне прошел Х Московский международный фестиваль рекламы. Юбилейный фестиваль стал самым масштабным за все годы проведения форума.

В шести конкурсах крупнейшего в России рекламного фестиваля соревновались 1188 работ, от 274 участников из 21 страны. И сейчас трудно представить, что восемь лет назад это был всего лишь конкурс нескольких десятков рекламных роликов…

ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ФЕСТИВАЛИ: ОЧЕНЬ ПРОСТАЯ РЕКЛАМА

Идея провести смотр отечественной рекламы возникла в конце 1991 года, когда рекламный бизнес в России делал первые шаги. Отношение к рекламе в то время было настороженное — как со стороны потенциальных российских рекламодателей, которые в большинстве своем не видели в ней необходимости, так и со стороны потребителей, в чьей памяти еще была жива примитивная советская реклама товаров и услуг, существовавших вне рыночной конкуренции. А только что появившаяся красивая западная реклама демонстрировала товары, не доступные в то время большинству россиян, и вызывала отрицательную реакцию населения на рекламу вообще.

Поэтому главной целью организатора конкурса — Фонда поддержки рекламопроизводителей (ФПР) — стало создание положительного имиджа рекламы в общественном мнении. Кроме того, ФПР хотел показать творческие возможности российских рекламистов. Именно поэтому фонд в рамках своего первого, учредительного съезда решил провести конкурс видеоклипов. Автором идеи и организатором конкурса был избранный тогда же президентом ФПР Владимир Ананич.

Конкурс прошел весной 1992 года в «Президент-отеле». В нем наряду с рекламными роликами участвовали музыкальные клипы. Этот конкурс принято считать первым фестивалем рекламы.

Следующий конкурс состоялся в ноябре того же года. Именно с него и установилась четкая периодичность проведения конкурса — ежегодно в ноябре.

Победителями тогда стали почти хрестоматийные ролики о фирме «Сэлдом», решившей сделать себе не простую, а очень простую рекламу, и НПО «Альтернатива» (оба придуманы компанией «Видео Интернэшнл»), о дискотеке «У ЛИССа» (рекламное агентство «Премьер СВ»), а также первый ролик «МММ» — еще без Лени Голубкова.

ТРЕТИЙ ФЕСТИВАЛЬ: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ НАЧИНАЕТСЯ

Третий конкурс, в 1993 году, стал уже непосредственно рекламным. Из конкурсной программы были исключены категории, не относящиеся к рекламе, а также расширен спектр номинаций.

Гран-при разделили три ролика: обувной компании «Эконика», сигарет Anis, которые представлял Армен Джигарханян, и «бесконечно вкусного апельсина» компании Init St. Появились среди победителей и первые ролики финансистов, превалировавшие затем на фестивале до кризиса 1998 года. В 1993 году это были ролики банка «Империал» (знаменитый «Александр Македонский»), «Альфа-банка» и финансовой компании «ОЛБИ-Дипломат».

ЧЕТВЕРТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ: ГОЛУБКОВ — НЕ ХАЛЯВЩИК

В 1994 году к конкурсу рекламных видеороликов (в котором приняли участие 216 роликов, представленных более чем 35 рекламными агентствами), добавился конкурс рекламного плаката. В нем соревновались 63 работы от 14 рекламных агентств (РА).

Эти два конкурса назвали фестивалем, а соорганизатором форума стала только что созданная тогда Ассоциация рекламных агентств России (с ноября 1995 года — Российская ассоциация рекламных агентств (РАРА).

1994-й был годом апогея рекламных кампаний финансовых пирамид и расцвета имиджевой рекламы банков, которые заказывали целые рекламные сериалы. Поэтому неудивительно, что призы получили в первую очередь банковские ролики.

Гран-при конкурса рекламных видеороликов и первое место в номинации «Имиджевая реклама» этого конкурса получил «День рождения», действительно лучший ролик сериала об «Альфа-банке», который снимал режиссер Тимур Бекмамбетов. Наград удостоились и «Нерон» из «Всемирной истории банка «Империал», и небезызвестные ролики Юрия Грымова для «ТВ-Парка», и знаменитый Сидоров с «Херши-Колой» режиссера Ярослава Чеважевского. В число победителей также попал известный «не халявщик, а партнер» АО «МММ» Леня Голубков.

Конкурс рекламного плаката оказался менее «звездным»: в то время печатная реклама еще не достигла вершин, взятых телевизионной. К тому же она впервые участвовала в конкурсной программе. Этим можно объяснить и малое число участников, и то, что сегодня трудно вспомнить содержание победивших работ.

ПЯТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ

Пятый конкурс, прошедший в ноябре 1995 года, — первый получивший название «Московский международный фестиваль рекламы». Правда, «настоящих» иностранцев среди участников не было — статус международного поддерживали участники из стран СНГ и российские отделения мировых сетевых РА. Впрочем, призерами пятого фестиваля, как и прошлых, стали прежде всего московские агентства.

Вообще V фестиваль можно считать «экспериментальным». В его программе появился ряд значительных нововведений, часть которых прижилась, но большинство было признано неудавшимися.

Во-первых, дабы сделать фестиваль действительно международным, в дополнение к традиционному жюри, состоявшему из рекламистов-участников, над оценкой конкурсных программ работало международное жюри из шести человек — три иностранца и три россиянина. (Председателем жюри стал Брюс Макдоналд, тогдашний президент рекламного агентства BBDO Marketing.)

В дальнейшем эксперимент с двумя жюри не повторился. Впрочем, и на самом V ММФР новая система выяснения победителя вызвала весьма противоречивые мнения.

Во-вторых, изменения претерпела конкурсная программа фестиваля. Два основных конкурса получили новые названия, соответствующие международным стандартам и охватывающие более широкий круг рекламных продуктов: «Телевизионная реклама» (вместо конкурса рекламных видеороликов) и «Печатная реклама» (вместо конкурса рекламного плаката). Последний включил наружную рекламу и рекламу в прессе.

Изменились также номинации конкурсов. Увеличилось их число в конкурсе «Телевизионная реклама». Появилась новая номинация «Политическая реклама», вызвавшая бурные споры среди участников еще до открытия фестиваля. Такие, что к началу работы фестиваля стало ясно: эксперимент не удался.

Тем не менее конкурс провели, но малое количество и достаточно низкое качество конкурсных работ не позволили жюри присудить в этой номинации призовые места. К тому же были неясны критерии их оценки, и второе, международное жюри отказалось судить конкурсную программу по этой номинации.

Другое неприжившееся нововведение — приз, учрежденный Общественным советом по рекламе (теперь он называется Рекламным советом России), за самую «законопослушную рекламу». Стремление организаторов поощрить скрупулезное соблюдение законодательства о рекламе натолкнулось на отсутствие внятных критериев «законопослушания»: законы соблюдают все легальные игроки рынка, а продвижение тех или иных ценностей, содержащихся в российском праве, весьма и весьма спорно, поскольку сами эти ценности неопределенны.

На фестивале был учрежден новый конкурс — «Рекламная модель года». Он проходил по двум номинациям — «Видеомодель» и «Фотомодель». Конкурс участникам фестиваля понравился, о чем говорит даже число претендентов — 142. Что же касается основных конкурсов — «Телевизионная реклама» и «Печатная реклама», то в 1995 году заметно расширился круг их участников. В конкурсе «Телевизионная реклама» приняли участие 256 работ (в 1994-м — 216). Но особенно явно виден возросший интерес к конкурсу «Печатная реклама» (122 работы против 63 в 1994 году).

В конкурсе «Телевизионная реклама» в том году наметилась новая тенденция — заметное уменьшение числа имиджевых роликов (37 против 74 в 1994 году). Тем не менее имиджевая банковская реклама по-прежнему лидировала, причем в разных номинациях. А агентство «Видео Интернэшнл» с такой рекламой стало триумфатором V ММФР.

Гран-при конкурса «Телевизионная реклама», как и в 1994 году, завоевала работа РА «Видео Интернэшнл» — ролик «Кот» из рекламной кампании «Рикк-банка» (сценарист — Владимир Перепелкин, режиссер — Павел Чухрай). (Кстати, этот ролик в 1996 году вошел в short-list Каннского фестиваля рекламы, журнал «БОСС» писал об этом, см. номер 7—8 за 2000 год.)

Кроме того, кампания «Рикк-банка» из четырех роликов получила 1-е место в номинации «Рекламная кампания» этого конкурса. «Рикк-банк» занял два первых места (ролики «Кот» и «Зарядка» соответственно) и в номинации «Рекламные услуги».

В номинации «Имиджевая реклама» опять лидировал Тимур Бекмамбетов и РА «Видео Интернэшнл» — на этот раз с банком «Империал», которому достались первое и второе места (ролики «Александр II» и «Замок» соответственно). Получили награды рекламные продукты «Мост-банка» и акционерного коммерческого банка «БИН».

Тогда же победителем стала и легендарная реклама водки «Белый орел», созданная Юрием Грымовым (РА «Премьер СВ»).

Гран-при конкурса «Печатная реклама» получил плакат «Грустно без этикетки» дизайнера Андрея Логвина («Линия График»), проходивший в номинации «Некоммерческая реклама».

Победительницей конкурса «Рекламная модель года» стала модель из Белоруссии, участвовавшая в номинации «Видеомодель».

ШЕСТОЙ ФЕСТИВАЛЬ: ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

VI ММФР прошел под знаком глобальных перемен. Фестиваль возглавил президент коммуникационной группы «Максима» Игорь Янковский. Тогда же была создана дирекция фестиваля под руководством Виталия Власова.

Назначение Игоря Янковского, профессионального рекламиста международного уровня, сыграло решающую роль в дальнейшем развитии фестиваля. Прежде всего расширилась география участников форума. Благодаря усилиям нового президента невиданную прежде активность проявили рекламные агентства не только из регионов России, но и из стран СНГ (Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Украины), а также российские представительства некоторых сетевых агентств.

Организаторы посчитали, что участники из регионов по причине недостаточного финансирования и технической оснащенности не могут на равных конкурировать со столичными рекламопроизводителями. Поэтому их работы в конкурсе «Телевизионная реклама»были вынесены в отдельную номинацию — «Региональная реклама», дабы обратить внимание на сильные работы не столичных рекламных агентств.

Впрочем, региональные работы участвовали в конкурсах и по другим номинациям. Только при этом их шансы на победу были крайне малы. Однако уже в следующем году специальная номинация для «провинциалов» была отменена — они должны были соревноваться с рекламными агентствами из Москвы и Питера на общих основаниях, и оказались вполне готовы выдержать такое соперничество.

Программа VI фестиваля стала более насыщенной. Изучив опыт проведения крупнейших международных рекламных форумов, Игорь Янковский постарался привести ММФР в соответствие мировым стандартам.

С тех пор во время фестиваля руководители крупнейших мировых агентств проводят семинары, вызывающие большой интерес, — как правило, аудитории не в состоянии вместить всех желающих. В 1996 году семинар «Креативный подход в рекламе для работы с потребителем» проводил креативный директор известнейшего японского РА Dentsu Тошика Нозуэ, а семинар «Основные тенденции развития молодежной рекламы» — креативный директор американской рекламной сети Leo Burnett Алекс Лопес.

«Круглые столы» организуют общественные организации — Российская ассоциация рекламных агентств, Торгово-промышленная палата РФ, Рекламный совет России; они вызывают большой интерес рекламного сообщества. А компании-рекламодатели и СМИ стремятся приурочить к фестивалю презентации и вечеринки.

VI фестиваль принес и другие существенные изменения. Конкурс «Телевизионная реклама» был приведен в соответствие с международной практикой, и так же, как и на Каннском фестивале рекламы, его стали проводить по категориям товаров и услуг.

VI ММФР стал первым, на котором зарубежные участники (пусть даже из бывших республик Союза) получили награды. Им достался Гран-при конкурса «Телевизионная реклама» (киргизское творческое объединение «Бешкемпир»), призовые места конкурса «Телевизионная реклама» (грузинская студия «Гудаури», украинское рекламное агентство «СпроС» и белорусское РА «Атлар»).

В конкурсе «Печатная реклама» также было расширено число номинаций — до шести. В конкурсе получили право участвовать упаковки, календари и буклеты.

По каждому конкурсу фестиваля были организованы отдельные жюри — «смешанного типа» — в них, помимо видных деятелей отечественной рекламы, вошли и мировые рекламные знаменитости. Например, судить конкурс «Телевизионная реклама» были приглашены креативный директор Euro RSCG Паскаль Грегуа, креативный директор Dentsu Тошика Нозуэ и креативный директор Lео Burnett Алекс Лопес.

Конкурс «Рекламная модель года» был преобразован в «Рекламный образ года», его соорганизатором стало рекламное агентство «Аврора». В конкурсе наряду с моделями-актрисами смогли участвовать актеры.

Кроме того, 1996 год принес фестивалю новый конкурс — «Радиореклама», который проходил по четырем номинациям: музыкальная, игровая, информационная и социальная реклама. Идея конкурса принадлежала Российской ассоциации независимого вещания. Административные функции взяло на себя рекламное агентство «Ладомир». Поскольку проведение этого конкурса было некоей «пробой пера», организаторы решили для начала ограничить число участников только москвичами. Однако неожиданно для всех невероятную активность проявили региональные производители аудиорекламы. Поэтому география нового конкурса была экстренно расширена. В целом на конкурсе были аккредитованы 30 радиостанций, заявлены 184 работы, и почти половина из них была представлена немосковскими радиостанциями.

Но если в других конкурсах участники из регионов заметно уступали москвичам, то именно в радиорекламе они смогли не только проявить себя, но даже, пожалуй, дать фору столичным рекламистам.

В конкурсе «Телевизионная реклама», как и в предыдущие годы, больше всего наград получили рекламные агентства «Видео Интернэшнл» и «Премьер СВ». Последнее прежде всего благодаря Юрию Грымову — автору и режиссеру победивших роликов.

РА «Видео Интернэшнл», уже ставшее к тому времени признанным лидером в области банковской рекламы, и на этот раз завоевало 1-е место в номинации «Финансовые услуги, страхование и недвижимость» — за продолжение истории «самого скучного в мире «Рикк-банка» (ролики «1996» и «История любви», кадры из них публиковались в номере 7—8 за 2000 год), а также 1-е место в номинации «Корпоративная реклама» — за рекламную кампанию банка «Славянский» (ролики «Славяне», «Медведь», «Скрытая камера», «Скромность» и «Реквизиты»). Кроме того, «Видео» приложило руку к победе рекламного агентства «Бегемот» в номинации «Автомобили и автосервис» — первое место за рекламную кампанию автосигнализации Clifford: ролики «Clifford» и «Black Jack» произведены «Видео Интернэшнл».

А рекламное агентство «Премьер СВ» лидировало в номинации «Продукты питания и напитки» — со знаменитым роликом «Балет» (водка «Белый орел»). Эта победа стала, можно сказать, исторической — ведь с 1 января 1996 года по Закону «О рекламе» была запрещена трансляция на телевидении рекламы алкогольной и табачной продукции. Поэтому именно на VI фестивале всенародно любимому «алкогольному» ролику выдался последний шанс получить и признание профессионалов.

В номинации «СМИ, развлечения и туризм» первое место также досталось «Премьер СВ» за рекламную кампанию газеты «Московский комсомолец» (ролики «Мышеловка», «Чайник», «Часы» и «Кролики»). В номинации «Красота и здоровье» первое место поделили два ролика – «Дейли-Пак» РА «Премьер СВ» и «Zineryt» рекламного агентства Bates/Saatchi&Saatchi.

Если победы двух ведущих российских агентств никого не удивили, то полной неожиданностью стал обладатель Гран-при конкурса «Телевизионная реклама» — работа киргизского творческого объединения «Бешкемпир» «Давайте работать вместе». В фестивальных кулуарах поговаривали, что это был дипломатический ход жюри, дабы не обидеть кого-либо из основных соперников.

Может, конечно, так оно и было, но в следующем году на фестивале «Каннские Львы–97» эта работа получила «Бронзового Льва» в номинации «Социальная реклама», а «Премьер» и «Видео» остались ни с чем…

Гран-при конкурса «Печатная реклама» была удостоена серия рекламных листовок фирмы «Оптима» РА «Пилот Медиа» (дизайнер — Серж Савостьянов, продюсер — Игорь Ганжа). А в целом больше всего наград за печатную рекламу собрали дизайн-студия Direct Design и рекламное агентство «Бегемот».

Лучшими актером и актрисой года в номинации «Рекламный видеообра» стали Евгений Воскресенский (ролик «Желтые страницы» рекламного агентства «Муви») и Светлана Шарапова (ролик «Та, которую люблю» РА «Бегемот»); лучшим актером года в номинации «Рекламный фотообраз» был признан Михаил Богдасаров («Аутан» РА Epigraf Design Group Inc.). Приз за женский образ в этой номинации не присуждался.

На VI фестивале появились (прямо как в Канне) спецпризы. Специальный приз «Рекламодатель года» за наибольший вклад в развитие российской рекламы получила компания Philip Morris. «Приз рекламопроизводителей» — «Хрустальное яблоко на нефритовой подставке» — был присужден рекламному агентству «Премьер СВ» за корпоративный ролик «Книги» Юрия Грымова. Приз Российской ассоциации рекламных агентств за лучший зарубежный спот (спот — это адаптированный для страны вариант интернационального рекламного ролика. — Ред.) для российского рынка получило РА Euro RSCG GBHR (Франция) за ролик «ОНИ». (Кстати, это был единственный участник фестиваля «Телевизионная реклама» из дальнего зарубежья). «Приз прессы» достался рекламному агентству «Бегемот» за работу «Я тебя люблю». Приз от компании Philip Morris за новации в области наружной рекламы также был вручен РА «Бегемот» — за всем хорошо запомнившуюся рекламную кампанию сигнализации Clifford.

СЕДЬМОЙ ФЕСТИВАЛЬ: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ

Отличительной чертой следующего, VII фестиваля было большое число участников не только из ближнего (Белоруссия, Казахстан, Латвия, Молдавия, Украина, Эстония), но и из дальнего зарубежья (Австрия, Германия, Израиль, Финляндия, Чехия, Швейцария, Югославия и даже далекая Аргентина). К тому же работы на конкурсы выставили практически все московские представительства мировых рекламных сетей. Таким образом фестиваль 1997 года стал международным де-факто.

Окончательным признанием Московского фестиваля международным форумом стал приезд знаменитого специалиста в области рекламы и PR Жака Сегела’, заместителя президента—генерального директора компании Havas Advertising, который возглавил жюри конкурса «Телевизионная реклама».

Большее, чем в предыдущие годы, число и разнообразие работ позволило организаторам увеличить число номинаций в основных конкурсах — в «Телевизионной рекламе» число номинаций увеличилось с 9 до 13. При этом по сравнению с 1996 годом номинации «Продукты питания» и «Напитки безалкогольные» приобрели полную независимость друг от друга, равно как и реклама средств массовой информации и туризма, преобразовавшаяся в том году в номинации «СМИ» и «Путешествия и развлечения». Такая специализация произошла в силу мощного развития соответствующих направлений рекламы.

Конкурс «Печатная реклама» также расширил свои рамки — до 15 номинаций. Причем, как и в телевизионном конкурсе, номинации стали тематическими.

В конкурсе «Радиореклама» тоже увеличилось число номинаций — с четырех до пяти. При этом номинации 1996 года «Музыкальная реклама» и «Игровая реклама» преобразовались в формы подачи работ, а вместо них появились новые номинации — «Корпоративная реклама», «Серийная реклама» и «Оформление эфира» (джинглы, самореклама, заставки программ, анонсы).

В программе фестиваля появились три новых конкурса. Конкурс «Рекламная фотография года» организовала газета «Рекламный мир». Его цель — показать развитие российской и ближнезарубежной рекламной фотографии, которое достигло впечатляющих результатов. Идея специального конкурса «Печатная реклама — полиграфическое воплощение», организованного печатным салоном «Домино», — повышение роли российских производителей полиграфической продукции на отечественном рынке. Третья новинка — «Конкурс молодых креаторов», аналогичный конкурсу Международного фестиваля рекламы «Каннские Львы», — была предложена Российской ассоциацией рекламных агентств: награда победителям — поездка в Канн.

Наибольший интерес вызвал конкурс «Телевизионная реклама», тем более что в этом году завершилась почти полная «оккупация» пьедестала почета фестиваля рекламными агентствами «Видео Интернэшнл» и «Премьер СВ» — теперь призы достались и другим участникам, причем не только зарубежным, но и региональным агентствам.

Гран-при конкурса «Телевизионная реклама» получило рекламное агентство Leo Burnett&Moradpour Moscow за ролики из серии «Чай Tylos» — «Бабушки» и «Домино».

Гран-при конкурса «Печатная реклама» получило РА Euro RSCG Maxima за серию из четырех щитов с рекламой водки «Смирновъ» российского завода «Ост-Алко» (креатор — Владимир Константин, дизайнер — Григорий Гатенян, производство рекламного агентства «Максима-Идея»).

Кстати, в следующем, 1998 году на Международном фестивале рекламы «Каннские Львы» эта рекламная компания положила на лопатки все мировые алкогольные брэнды, завоевав «Бронзового Льва» в конкурсе Press & Poster. Эта победа особенно ценна тем, что Золотой и Серебряный «Львы» в номинации «Алкогольные напитки» тогда вообще не были присуждены. (См. журнал «БОСС» №7—8—2000. — Ред.)

Гран-при конкурса «Рекламная фотография года» получило рекламное агентство Blick Communications за серию работ «Royal Dental Clinic» с рекламой стоматологической техники Siemens.

ВОСЬМОЙ ФЕСТИВАЛЬ: ПОСЛЕКРИЗИСНАЯ АПАТИЯ

В 1998 году фестиваль проходил в разгар финансово-экономического кризиса, который сильно ударил по рекламному рынку. Нестабильная ситуация в нашей стране испугала многих западных участников, которые ранее предполагали представить свои работы на фестиваль.

Тем не менее в целом иностранных участников стало даже больше: в Москву впервые приехали представители Болгарии, Голландии, Испании, Италии, Мексики, Польши, Словении и… США. Всего, кроме России, в фестивале участвовали 19 стран (7 — из ближнего зарубежья и 12 — из дальнего).

Увеличилось и число работ, представленных иностранными агентствами: в конкурсе «Телевизионная реклама» — 78 против 46 предыдущего года, в «Печатной рекламе» — 106 против 48. Причем в «Телевизионной рекламе» зарубежные работы составили почти треть от общего числа, что сказалось и на распределении призовых мест. Впервые половина наград — 19 из 38 в «Телевизионной рекламе» и 21 из 44 в «Печатной рекламе» — досталась зарубежным участникам.

Главным новшеством VIII ММФР стала смена символа: «лицом» фестиваля стал веселый золотой человек-яблоко, разработанный руководителями студии Direct Design Дмитрием Перышковым и Леонидом Фейгиным.

В 1998 году закончилось время экспериментов — в конкурсной программе VIII ММФР не было принципиальных новшеств. Небольшие изменения по сравнению с предыдущим годом претерпели лишь некоторые номинации.

Прежде всего стал полноценным конкурс «Полиграфическое воплощение» — теперь работы оценивало отдельное жюри.

В конкурсе «Печатная реклама» количество номинаций увеличилось с 15 до 16, причем была отменена номинация «Табак» (в 1997 году в ней не участвовала ни одна работа), зато добавились две новые — «Годовой отчет» и «Календарь».

Кстати, произошел необычайный рост числа участников конкурса «Печатная реклама» — с 279 в 1997 году до 638. При этом было представлено значительно больше работ из российских регионов. Дело, видимо, в том, что более дешевая, чем телевизионная, печатная реклама стала в тот кризисный год основным средством promotion российских компаний.

Именно поэтому самый главный конкурс любого рекламного фестиваля — «Телевизионная реклама» — в 1998 году собрал наименьшее число работ с тех пор, как Московский фестиваль стал международным. Причем москвичей явно потеснили участники как из-за рубежа, так и из российских регионов.

Гран-при конкурса «Печатная реклама» впервые завоевало российское представительство международной рекламной сети — Ark/JWT (Москва) за серию щитовой рекламы чая Lipton «Знак хорошего вкуса».

Гран-при конкурса «Телевизионная реклама» завоевал ролик «Пушкин» из продолжения серии рекламы банка «Славянский», выполненный компанией «Империал-фильм» под руководством ставшего к тому времени классиком российской имиджевой рекламы Тимура Бекмамбетова. Эта же работа получила 1-е место в номинации «Финансовые услуги и страхование».

ДЕВЯТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ: СДАЛИСЬ ВАРЯГАМ

IX ММФР запомнился тем, что впервые московские рекламисты не получили Гран-при ни в одном из конкурсов: в конкурсе «Телевизионная реклама» Гран-при получило «дальнезарубежное» агентство, а в конкурсе «Печатная реклама» — региональное РА.

На этом фестивале почил в бозе конкурс «Рекламная фотография». А на смену ему пришли два новых конкурса: выделившийся из «Печатной рекламы» «Этикетка и упаковка» и, в связи с новыми тенденциями в рекламе, «Реклама в Интернет».

Конкурс «Рекламный образ года» переродился в «Рекламное лицо года», которое стало определять не профессиональное, а «народное» жюри — читатели газеты «Комсомольская правда».

Высшая награда телевизионного конкурса досталась итальянскому рекламному агентству «BGS DArcy, Милан» за серию роликов «Swatch: коллекция 1998 года».

Гран-при конкурса «Печатная реклама» было удостоено агентство «Анатольев и партнеры» (Красноярск). Идея разработанной им наружной рекламы «Делси — крупная рыба» одновременно проста и оригинальна: два щита стоят параллельно по обе стороны дороги, на одном изображена рыбья голова, а на другом — хвост.

Победителями конкурса «Рекламное лицо года» стали актриса Инна Ульянова («лицо» чистящего средства Comet) и актер Борис Крюков (реклама жевательной резинки Stimorol Pro-Z).

ДЕСЯТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ: ТОРЖЕСТВО “НАРОДНОЙ” РЕКЛАМЫ

Прошедший в ноябре 2000 года Х Московский международный фестиваль рекламы подтвердил тенденции. Несмотря на то что больше трети участников фестиваля были москвичи, в конкурсах «Телевизионная реклама» и «Печатная реклама» на их долю пришлась лишь малая толика наград: 6 из 23 в конкурсе «Телевизионная реклама» и 11 из 40 в конкурсе «Печатная реклама», и то в последнем конкурсе большинство из 11 победителей составляли российские отделения мировых рекламных сетей.

Отыгрались московские номинанты в остальных конкурсах: «Радиореклама» принесла им 10 наград из 14, «Этикетка и упаковка» — 12 из 17, «Реклама в Интернет» — 2 из 4 и в новом конкурсе интернет-сайтов как формы рекламы «Интернет» — 7 из 12. (Всего же на фестиваль были заявлены работы 105 участников из Москвы, 84 — из 32 российских городов и 85 — из стран ближнего и дальнего зарубежья.)

Гран-при конкурса «Телевизионная реклама» удостоено рекламное агентство Saatchi & Saatchi Advertising из Новой Зеландии — за серию роликов Adidas Exsqueezeme. А серия из трех работ, рекламирующих оригинальные запчасти автомобилей Mercedes-Benz, немецкого агентства Scholz & Friends Berlin получила высшую награду в конкурсе “Печатная реклама”.

Жюри оценило новый ролик «Интернет Twix» из серии «Редкий вид» РА DTV-MA/DArcy Moscow (2-е место в номинации «Продукты питания»), серию роликов пива «Старый мельник» рекламного агентства «ДАГО/DArcy Moscow» (1-е место в номинации «Напитки безалкогольные»), ролик «Самолет», рекламирующий «Айрн-Брю», производство рекламного агентства «Видео Интернэшнл» (2-е место в номинации «Напитки безалкогольные»), ролик «Лысый», в котором молодой человек опаздывает на самолет, пытаясь доказать на паспортном контроле, что лысый человек на фотографии в паспорте — это он, рекламное агентство UpSide Down (1-е место в номинации «Красота и здоровье»).

В конкурсе «Этикетка и упаковка» победитель — упаковка моментальных овсяных каш «Быстров» со сливками, разработанная агентством Mildberry Field — 1-е первое место в номинации «Бакалея»; коробки для сотовых телефонов «Би Лайн», продающихся по тарифам «Би+» и «Стандарт» №1, созданные рекламным агентством «Видео Интернэшнл» — 1-е место в номинации «Промышленные товары»; обертки шоколада из серии «Дары Покрова» от рекламного агентства Smart Communications — 3-е место в номинации «Кондитерские изделия», 1-е и 2-е места не присуждались.

В конкурсе молодых креаторов победила команда из рекламного агентства «Пропаганда», ассоциированного с Ogilvy & Mather (копирайтер — Рустам Салимзянов и арт-директор — Павел Нагаев).

А «Рекламными лицами года» народ (читатели «Комсомолки») на этот раз назвал актрису Людмилу Артемьеву, сыгравшую разбитную Люсю в серии роликов продуктов «Моя семья» и запомнившуюся зрителям репликами «Ну чё?», «А ничё!», и актера Александра Семчева, прославившего пиво «Толстяк».

Диалог из роликов «Ты где был? — Пиво пил…» вошел в разговорную речь, а пиво, с которым «время летит незаметно», было отмечено в числе лучших торговых марок на конкурсе «Брэнд года—2000» с этого года проводившемся параллельно с фестивалем рекламы. Так что «народная» реклама — по-прежнему двигатель торговли.