“В нашей стране прицел снайпера зависит от освещенности”

— Владимир, тебя все знают как PR-менеджера Бориса Березовского…

— Да, до ноября прошлого года я был советником Бориса Абрамовича по связям с общественностью. Эта работа меня многому научила. Особенно — умению максимально сконцентрироваться в критический момент, находя наиболее адекватное решение проблем.

— Тяжело ли быть пресс-секретарем известного человека?

— Вообще я должен тебе сказать, что никогда не рассматривал себя в качестве пресс-секретаря какого-то высокопоставленного деятеля. Мне никогда не было это интересно. Я занимался задачами в области информационного обеспечения, крупными информационными проектами, в том числе так называемыми информационными войнами. По части создания «звездности» я не большой спец.

И в работе с Борисом Березовским, и в работе с Романом Абрамовичем, мы никогда не занимались непосредственно личностями — может быть, даже в ущерб «раскрутке» этих фигур. Тем более личности — вполне самодостаточные…

Работа всегда шла на командный имидж. Команда «Сибнефти», например, создала одну из самых прозрачных и серьезных нефтяных компаний в России с хорошо отлаженным менеджментом. Такие успехи — лучшее средство для создания имиджа босса.

— То есть харизму нужно создавать только политикам — депутатам, губернаторам?

— Это и так, и не так. Понимаешь, лидеров бизнеса все-таки нельзя разыгрывать только в связи с их компаниями. Потому что быть в России лидером бизнеса и не заниматься политикой невозможно.

— Скажи, а почему Романа Абрамовича так мало в газетах, телеэфире?

— Это была его позиция.

— Ты не пытался ее оспаривать?

— Нет, я с ней согласен.

— Почему? Сначала — дела, потом — слова?

— Да.

— Но с этого начинал Владимир Потанин. Его команда тоже считала, что о боссе в первую очередь должны говорить его дела. Затем они отказались от этого принципа как ошибочного. Причем уже после того как Владимир Олегович ушел с поста первого вице-премьера…

— Нет, его стали демонстрировать во всей красе именно в период вице-премьерства. Потанин с шахтерами, Потанин энергично в лыжной шапочке и в куртке взбегает по трапу самолета. Жесткие, деловые, рубленые комментарии по актуальным экономическим вопросам… Перелом произошел по другой причине. В 1997 году шли известные информационные войны. Дело именно в них.

Я тебе скажу так: бизнесмену в определенных ситуациях лучше меньше «светиться». Ведь в нашей стране прицел снайпера впрямую зависит от освещенности.

И потом, меньше «свечения» — меньше внимания. И меньше публичных фигур, которые хотят публично отреагировать на твое присутствие в «свете». Можно ведь так и не стать политиком, но при этом закончиться как бизнесмен.

— Потанина боялись разыгрывать. А получилось-то все очень хорошо — интересный, энергичный, яркий человек.

— Кому-то публичность идет, а кому-то нет. Кто-то может заикаться и при этом очень хотеть видеть себя по телевизору. Не понимая, что это только во вред…

Скажи: ну зачем привлекать снайпера?! Можно решать вопросы в информационном пространстве не выходя в «надводное плавание».

— А как правильно строить отношения со СМИ для достижения этой цели?

— Знать законы этих СМИ, работу их изнутри во всех деталях. Я знаю эту кухню, потому что начинал корреспондентом в «Вечерке».

— Но, согласись, есть вполне эффективные «пиарщики», которые не имеют опыта журналистской работы.

— Я считаю, что незнание нюансов журналистской работы – минус. PR-менеджер должен знать, чем отличается обычный шрифт от нонпарели, горячий набор — от холодного, как подписывается газета, во сколько, когда и как монтируется передача, как идет перегон…

Кроме того, должна быть элементарная коммуникабельность, умение общаться, строить нормальные человеческие отношения. И понимание их ценности. Я считаю совершенно неправильным жесткий, сухой, «застегнутый» стиль общения, принятый в некоторых компаниях, в том числе известных.

— Как должны строиться отношения босса и PR-менеджера? «Пиарщик» — доктор или исполнитель приказов?

— Босс — это босс, и ни о каком менторстве со стороны «пиарщика» не может быть и речи. Пресс-секретарь должен подстраиваться под босса.

Но при этом важно, чтобы босс уважал своего «пиарщика» как профессионала.

Беседу вел Александр ПОЛЯНСКИЙ