“Сухой” приобрел нового лицензиара

Контракт на лицензионное производство истребителей Су-30МКИ недавно подписан с Индией. До недавнего времени право на производство уникальных российских самолетов, обладающих свойством сверхманевренности, обладал только Китай — там производятся Су-27СК.

Производить самолеты будет завод NAL, который уже построил по советской лицензии 150 истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 (версия МиГ-23). Партнером NAL было тогда Иркутское авиационно-промышленное объединение, которое с 80-х годов производит самолеты Су. Именно фактор уже имевшего место сотрудничества позволил этому предприятию, входящему в корпорацию “Сухой”, обеспечить выгодные условия контракта.

Эксперты отмечают, что пока лицензионное производство сводилось, как правило, к сборке. Так, Комсомольское-на-Амуре авиационное промышленное объединение поставляет в Китай самолетокомплексы в максимальной степени готовности. Причем по недавно подписанному дополнению к лицензионному соглашению 1996 года число самолетокомплексов только увеличилось.

Су-30МКИ создается на базе российского Су-30К (боевая двухместная версия Су-27). Контракт на поставку таких самолетов в Индию был подписан еще в 1996 г.

В отличие от серийных Су-30К машины для Индии оснащаются передним горизонтальным оперением (ПГО) и двигателем с управляемым вектором тяги. Сопла двигателей МКИ могут отклоняться вверх и вниз на 15 градусов, что делает машину сверхманевренной. По требованию Дели истребители оснащаются также системами навигации и прицеливания французского производства, в создании самолета принимают участие украинские и израильские компании.

Сложность интеграции столь «многонационального» комплекса бортового оборудования привела к тому, что самолета, полностью соответствующего требованиям Индии, за четыре года так и не было создано. Су-30МКИ индийцы до сих пор не получили, Россия лишь поставила Индии 18 серийных Су-30К. Несмотря на это Индия подписала контракт.