Обзор событий в регулировании бизнеса

НАЛОГИ

Во вторую часть Налогового кодекса Думой вновь внесены изменения, направленные на устранение двойного толкования норм кодекса.

Кардинальные изменения внесены в главу «Об акцизах». Так, согласно поправкам не признается объектом налогообложения при реализации в рамках соглашений о разделе продукции подакцизное минеральное сырье не только тогда, когда оно продается инвесторами или операторами, но и при реализации его по поручению третьими лицами.

Уплата акцизов при продаже алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций должна теперь производиться исходя из фактической реализации за истекший налоговый период.

При продаже других подакцизных товаров уплата акцизов будет происходить исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным.

Кроме того, поправками устанавливается, что доходом не признается прибыль от операций, связанных с имущественными или неимущественными отношениями физических лиц, являющихся в соответствии с Семейным кодексом близкими родственниками.

Поправками в закон «Об ипотеке», принятыми Госдумой, уничтожается одна из возможностей ухода от налогов.

Сегодня недостроенная недвижимость налогами не облагается, что дает возможность совершенно официально, годами не платить налоги за жилье. Ранее, когда в законодательство была введена норма об освобождении объектов незавершенного строительства от налогов, предполагалось, что это даст возможность привлекать все средства на скорейшее завершение строительства. Однако, по выражению заместителя министра по налогам и сборам Дмитрия Черника, «даже если к двери не привернута дверная ручка, это также считается недостроем».

Поправки вводят положение о том, что отныне незавершенное строительство будет оцениваться по рыночной стоимости.

Нижняя палата парламента приняла специальные дополнения в главу 23 Налогового кодекса, упрощающие налогообложение физических лиц на фондовом рынке.

Определен порядок расчета налоговой базы по ценным бумагам, получаемым физическими лицами при операциях купли-продажи и при доверительном управлении ценными бумагами. Условия налогообложения разъяснены и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок с учетом принятия расходов по этим операциям и зачета убытков по ним в счет будущих доходов.

Налогоплательщикам теперь дана возможность сделать налоговые вычеты при получении ими доходов по сделкам с ценными бумагами. К вычитаемым расходам будет относиться не только стоимость приобретаемых ценных бумаг, но и суммы, уплаченные за хранение бумаг депозитариями, биржевой сбор, оплата услуг регистратора. По мнению разработчиков поправок, новый налоговый режим для физических лиц будет способствовать долгосрочным инвестициям.

Думой на пять месяцев отсрочено введение нового механизма взимания акцизов на алкоголь (уплата 50% акцизов оптовиками).

Согласно действующему порядку все 100% акцизов платят производители. И субъекты Федерации не получают никаких акцизных платежей с алкоголя, реализуемого на их территориях. Это приводит к дроблению единого экономического пространства страны, когда региональные власти стараются не допускать на свой рынок алкогольную продукцию из чужих регионов.

Новая система уплаты акцизов подразумевает, что акцизы взимаются с оптового звена и направляются в региональные бюджеты по месту реализации.

Ранее предполагалось, что перенос уплаты 50% акцизов на оптовое звено произойдет с 1 января 2001 года, когда вступит в силу вторая часть Налогового кодекса, регулирующая в том числе и порядок взимания акцизов. Однако оказалось, что многие регионы еще не готовы к введению нового порядка ввиду отсутствия акцизных складов. Введение этого механизма взимания акцизов было решено перенести на 1 июня 2001 года.

ТАМОЖНЯ

Государственный таможенный комитет сделал важный шаг в направлении упрощения международных перевозок всеми видами транспорта и унификации таможенных процедур при осуществлении транзитных перевозок товаров.

Несмотря на то что сборы за таможенное оформление невелики, их взимают практически за любое перемещение товара через границу. Увеличивающиеся объемы торговли между странами — участницами СНГ приводят к постепенной отмене ряда таможенных платежей, на что и направлены два последних распоряжения ГТК «Об освобождении от уплаты таможенных сборов» (от 04.10.2000 № 01-99/1127 и от 04.10.2000 № 01-99/1128).

Согласно распоряжениям все страны — участницы СНГ освобождаются от сборов за таможенное оформление транзитных товаров. Это положение касается товаров, перемещаемых через территорию России в любую из стран СНГ.

Список государств, для которых действуют новые правила, не распространяется на Азербайджан и Украину. Однако по отношению к этим странам также вводятся льготы. Размер сбора за таможенное оформление товаров, перемещаемых железными дорогами через таможенную территорию РФ из Азербайджана и с Украины или на территории этих стран, уменьшен до суммы, эквивалентной 14 долларам США.

Эта ставка применяется в отношении каждой партии товаров, перевозимых в одном транспортном средстве (железнодорожном вагоне, контейнере, платформе). Однако если размер сбора за таможенное оформление, рассчитанный подобным образом, превысит 0,1% от таможенной стоимости товаров, то таможенники обязаны уменьшить сумму сбора до 0,1% от указанной стоимости.

Согласно решению ГТК лица, уличенные в том, что заявили в таможенной декларации недостоверные сведения, дающие основания для освобождения от уплаты таможенных платежей, будут наказаны не по Налоговому, а по Таможенному кодексу. Об этом говорит письмо ГТК «О применении части второй статьи 122 Налогового кодекса РФ» (от 17.11.2000 № 27-09/33399).

Разница для нарушителя большая. Если по Налоговому кодексу лицо, попытавшееся занизить размер таможенных платежей, штрафовали на 20% от неуплаченной суммы, то штраф, начисленный таможенниками, составит от 100 до 300% от суммы неуплаченных таможенных платежей. Помимо этого, у нарушителя могут отозвать лицензию.

Аргументы таможенников в пользу нового порядка наложения штрафов: Таможенный кодекс принят гораздо раньше Налогового, поэтому таможенные сборы, по своей сути налоги, не могут быть включены в предмет регулирования позднее принятого Налогового кодекса. Министерство по налогам и сборам согласилось с мнением ГТК.

Однако у налогоплательщиков есть шанс оспорить в суде применение норм таможенного законодательства к данному правонарушению, а следовательно, и размер штрафа. Как пояснил Верховный суд в решении от 25.04.2000 (№ ГКПИ 00-168), таможенные платежи в виде таможенных пошлин и сборов, НДС и акцизов являются налогами и регулируются налоговым законодательством.

Помимо этого, законодательство о налогах регулирует отношения, возникающие в процессе налогового (в том числе таможенного) контроля и привлечения к ответственности за совершение налоговых преступлений.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Нижняя палата парламента расширила понятие «текущая валютная операция», внеся изменения в законы «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики».

В понятие «текущая валютная операция» будут включаться переводы из России и в Россию в связи с внесением или возвращением задатка в случае участия резидента в международных торгах в иностранном государстве или участия нерезидента в международных торгах в России. Это относится к случаям, предшествующим заключению договора международной купли-продажи.

К валютной операции будут также относиться расчеты по договорам международной купли-продажи машинотехнической продукции с длительным циклом изготовления. Экспортерам подобной продукции предполагается предоставить налоговые льготы. Они будут освобождены от обязательного возврата валютной выручки в течение 90 дней.

Аналогичную льготу получат и российские участники договоров международного строительного подряда, если они задействованы на сооружении объектов в России и за рубежом. Определен порядок отсчета срока платежа при расчетах по экспорту-импорту товаров со дня фактического пересечения товаром таможенной границы РФ.

Установлен также порядок внесения задатка в случае участия в международных торгах со дня получения резидентом или нерезидентом официального извещения о закрытии торгов.

Резидентам будет предоставлена возможность иметь счета в замкнутой иностранной валюте в банках за пределами России для проведения некоторых видов валютных операций. При этом предлагается обязать резидентов уведомлять уполномоченные банки об открытии таких счетов и ежемесячно отчитываться перед банками о движении средств на счетах.