АО “ГАЗ” внедряет модель управления

Недавно группа «Сибирский алюминий» приобрела 25% плюс одну акцию АО «ГАЗ» и стала таким образом крупнейшим акционером предприятия. На состоявшихся после приобретения двух заседаниях совета акционеров была представлена новая модель управления ГАЗом. Представитель «Сибирского алюминия» прокомментировал: «Мы не планируем предпринимать никаких радикальных шагов. Не хотим дестабилизировать ситуацию. Все решения будут приниматься совместно с правлением компании».

Изменения менеджмента состоят в следующем. Образуются два контура управления — стратегический и оперативный. Стратегический возглавит Николай Пугин, старый газовец, экс-министр автомобильной промышленности страны, до недавнего времени — единственное первое лицо предприятия. Он сохранил пост президента ОАО «ГАЗ».

Оперативное управление поручено генеральному директору. Пугин своим приказом назначил генеральным директором завода Виктора Беляева — вице-президента группы «Сибирский алюминий». Г-н Беляев долгое время работал на КамАЗе, стал генеральным директором завода двигателей и первым заместителем генерального директора всего камского автомобилестроительного комплекса.

В 1999 году Олег Дерипаска пригласил его на работу и поручил ему курировать производственный цикл на заводах, входящих в группу «Сибирский алюминий».

Беляев возглавит первое в структуре группы предприятие, рассчитанное на производство продукции для массового потребителя. Перед ним стоит тяжелая задача — поднять второй по величине российский автомобильный гигант.

В правление завода, помимо Виктора Беляева, в ранге исполнительных директоров вошли представители «Сибала» Светлана Соколова, Аркадий Саркисян, Виктор Масленников и Фаниз Хасанов; они будут курировать важнейшие финансовые, маркетинговые и производственные направления деятельности ГАЗа.

Менеджеры «Сибала» уже представили менеджменту и коллективу предприятия производственную программу на I квартал этого года: в ней все рентабельные проекты завода сохранены. Кроме того, «Сибирский алюминий» не намерен сворачивать программу производства автомобилей «Волга», хотя они и не приносят ощутимой прибыли. (ГАЗ поддерживает общую рентабельность 3—4 процента только благодаря легким грузовикам семейств «ГАЗель» и «Соболь».)

Группа намерена модернизировать производство среднетоннажных грузовиков. «От него не следует сразу отказываться: сначала надо разобраться, почему это производство нерентабельно», — считает пресс-секретарь главы «Сибала» Максим Ремчуков. А вот создание в Нижегородской области нового моторного производства совместно с FIAT — под вопросом, так же как и проект выпуска двигателей ГАЗ-560 Steyr для легких грузовиков, который был приостановлен компанией Steyr.

Перед новым составом управленцев завода стоит проблема налаживания партнерских отношений с поставщиками ГАЗа, ведь задолженность предприятия перед поставщиками и подрядчиками составляет свыше 4,7 млрд. рублей, поэтому руководителям предстоят серьезные переговоры о реструктуризации долгов.

Для того чтобы создать конкурентные преимущества, Горьковскому автомобильному заводу, новому руководству из «Сибирского алюминия» необходимо произвести переподготовку управленческих кадров, внедрить эффективную систему управления персоналом, поставить на поток принципиально новый модельный ряд автомобилей с использованием общей платформы.

Специалисты в области автомобилестроения считают основной задачей создание на базе предприятия независимого, интегрированного в систему глобальных поставок, производства автомобильных компонентов, а также реформирование торговой сети, которая должна опираться на современные методы сбыта продукции.

Поэтому федеральный инспектор по Нижегородской области Сергей Обозов, так же как и представители «Сибала», считает, что в менеджменте ГАЗа должны произойти существенные изменения. При этом он замечает, что идеальным решением было бы включение в группу управляющих представителей «старой» команды ГАЗа, знающей производство, представителей новой команды «Сибала», с ее владением современными рыночными методами, и команды нижегородцев, представляющих интересы региона. Такую схему, по словам г-на Обозова, обсуждали в аппарате полпреда Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко.

«Я бы не стал, — заметил инспектор, — говорить, что группа «Сибирский алюминий» приобрела солидную часть ГАЗа. Скорее Горьковский автозавод приобрел солидного партнера».