Обзор событий в регулировании бизнеса

НАЛОГИ

В ноябре увидел свет подготовленный ФСНП проект преобразования налоговой полиции в финансовую. Необходимость переименования глава ФСНП Вячеслав Солтаганов объясняет тем, что характер деятельности ведомства изменился, расследует оно теперь не только налоговые, но и более широкий круг экономических преступлений.

Главная неприятность, которая поджидает бизнесменов, если документ будет одобрен законодателями, — полицейские будут иметь право получать на основании своих запросов информацию, составляющую банковскую, налоговую и коммерческую тайну.

Кроме того, финансовым полицейским согласно проекту может быть предоставлено право на проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий, ревизии, экспертизы документов, связанных с бухучетом. Хотят получить они также права органов валютного контроля.

В подготовленном документе ФСНП заявило также о намерении координировать действия правоохранительных органов в расследовании экономических преступлений в сфере высоких технологий. И еще полицейские высказали желание осуществлять оперативное сопровождение инвестиционных проектов, мотивируя это тем, что в инвестиционной сфере сегодня совершается наибольшее число финансовых преступлений.

Усиленное внимание переименованная полиция будет обращать на ТЭК, алкогольный и табачный бизнес, строительство и розничную торговлю.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Нижняя палата парламента решила уточнить понятия «экспорт» и «импорт» — в первом чтении приняты поправки в закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Незначительная, на первый взгляд, правка ныне действующего закона на самом деле серьезно изменяет привычные понятия экспорта и импорта. Экспортом товара предлагается считать вывоз его с таможенной территории России без обязательств об обратном ввозе. Ввоз товара на нашу территорию без аналогичных обязательств будет считаться импортом. При этом факт экспорта и импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы.

Самая серьезная новация в законопроекте — уточнение понятий экспорта и импорта в отношении интеллектуальной деятельности. По мнению разработчика законопроекта Адриана Пузановского, четкое определение этих понятий позволит в большей степени контролировать перевод валютных средств по сделкам, связанным с получением услуг интеллектуальной деятельности.

Однако факт экспорта-импорта результатов интеллектуальной деятельности, работ и услуг будет фиксироваться иначе, чем при ввозе-вывозе материальных товаров. Фактом экспорта и импорта для этого вида продукции будет считаться не момент пересечения границы, а момент завершения работ, оказания услуг или передачи результатов интеллектуальной деятельности.

Правительство приняло постановление «Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ» (№ 806 от 18.10.2000). Этот шаг кабинета министров означает прекращение огромного числа судебных дел о нарушениях таможенных правил, заведенных на экспортеров за последние девять лет.

Впервые с момента принятия в 1991 году Закона «О налоге на добавленную стоимость» определен четкий перечень товаров, на которые предоставляется льгота по уплате НДС. Учитывая то, что льгота имеет обратную силу, все суммы НДС, начисленные на ввезенное оборудование, а также штрафы по неуплате этого налога, не оплаченные к 1 января 2000 года, не уплачиваются.

Список товаров, освобожденных от НДС,весьма разнообразен, состоит из 82 позиций — от ускорителей частиц до печей для выпечки хлеба. В качестве приложения к постановлению правительства дан также перечень из более чем двухсот организаций, попадающих под действие постановления, и заключенных ими контрактов. Среди них «КамАЗ», «АвтоВАЗ», «Ижмаш», множество предприятий связи.

Льгота дана в основном компаниям, производящим реконструкцию или создающим новые производства. Также она предназначена для развития имеющегося производства, включая капитальный ремонт ранее приобретенного импортного оборудования, который требует закупки крупных партий запчастей.

Банк России и Государственный таможенный комитет утвердили «Инструкцию о порядке осуществления валютного контроля». Инструкцией установлен процесс осуществления контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров. Документ проходит сейчас регистрацию в Минюсте.

Подлежать контролю будут не только платежи в иностранной валюте. Контролироваться будут также рублевые платежи и оплата простых и переводных векселей.

Устанавливается перечень таможенных режимов, при которых для перемещения товара нужно будет представлять ксерокопию паспорта импортной сделки. Копия должна быть заверена ответственным лицом банка-импортера. Товар не выпустят, если ксерокопия будет неправильно оформлена. Лишь импортеры из стран СНГ освобождаются от предоставления ксерокопии.

В документе определено достаточно большое число случаев, при которых импортер может совершать связанные с исполнением контракта финансовые операции, не испрашивая на то разрешения Банка России. К ним относятся оплата и получение неустойки, зачисление на свой счет валюты, полученной в качестве страхового возмещения.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Депутаты внесли в парламент законопроект «Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации». Этот документ посвящен, по сути, национализации.

Национализировать можно будет только предприятия, чья продукция или услуги имеют стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности страны. Причем национализированы могут быть лишь компании, регистрация которых была проведена на территории России.

Инициатива проведения национализации того или иного предприятия может исходить только от правительства. Причем оформлена она должна быть в виде законопроекта о национализации конкретного имущества.

Государство, национализируя предприятие, возьмет на себя обязанность возместить собственнику стоимость имущества и причиненные убытки. Проект закона содержит требование о том, что рыночная стоимость национализируемого имущества должна определяться с обязательным привлечением независимых оценщиков. Предусмотрен конкурсный порядок выбора оценщика.

Одновременно будет введен запрет на национализацию имущества лица, в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве. По словам разработчика законопроекта Григория Томчина, «это избавит государство от необходимости принимать на себя обязательства банкрота».

Если законопроект будет принят, то вряд ли можно ожидать, что он начнет работать в ближайшее время. Национализацию можно будет проводить только при условии, что в бюджете заложены суммы на компенсационные выплаты, предназначенные собственникам имущества.

АРБИТРАЖ

Депутаты поддержали введение института арбитражных заседателей. Госдума приняла в первом чтении проект закона, согласно которому к рассмотрению дел в таком суде можно привлекать арбитражных заседателей. Считается, что это поможет более справедливому рассмотрению в суде запутанных экономических споров.

В качестве заседателей будут привлекаться экономисты-профессионалы, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее образование и стаж работы в сфере предпринимательства не менее пяти лет.

По словам заместителя председателя Высшего арбитражного суда РФ Олега Бойкова, в четырнадцати регионах страны в течение трех лет уже проводился эксперимент по привлечению арбитражных заседателей к участию в судебных процессах, и результаты весьма многообещающи.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТХОДЫ

В ноябре Госдума приняла сразу три законопроекта, регулирующих обращение с отходами, содержащими цветные и черные металлы.

Проект Закона «О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов» запрещает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям до 1 января 2005 года экспорт подобных отходов.

Дополнения в Законы «Об отходах производства и потребления» и «О лицензировании отдельных видов деятельности» конкретизируют требования к обращению с ломом металлов для физических и юридических лиц.

Какие именно отходы цветных металлов будут запрещены к вывозу, решит Правительство РФ. Оно же определит перечень отходов металлов, которые могут отчуждать физические лица.

Индивидуальные предприниматели смогут продавать лом цветных металлов только в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на эти отходы.

В каждом правиле, как известно, есть исключения. Запрет на экспорт лома не будет распространяться на те отходы цветных и черных металлов, которые поставляются в рамках международных договоров и межправительственных соглашений.

Принятие ограничительных законопроектов связано с тем, что воровство цветных металлов с целью сдачи их в металлолом приняло катастрофические масшьабы. Ранее борьба с этим явлением велась путем повышения экспортных пошлин, однако вскоре стало ясно, что рыночными методами с воровством электрических проводов бороться не удается.

Однако принятие данных законопроектов может грозить жесткими санкциями со стороны мирового сообщества, которое не одобрит столь нерыночные механизмы, как введение госмонополии на экспорт лома.