“Управление” – для управленцев

Методы управления известны человечеству с древних времен. И ничего принципиально нового придумать уже невозможно.

Тем не менее мэрия и правительство Москвы, Государственный университет управления, Российская и Московская торгово-промышленные палаты, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства организовали выставку «Управление«, которая подробно рассматривает проблемы, снова и снова встающие перед директорами предприятий и высшими менеджерами. И демонстрирует средства их решения — потому что средства управления как раз постоянно обновляются.

Это уже четвертая выставка с 1997 года. В нынешней — «Управление—2000» — приняли участие 148 организаций и компаний. Среди участников органы территориального управления, учебные заведения и научные организации, фирмы, специализирующиеся на создании и внедрении информационных технологий, консалтинговые компании, общественные организации.

По мнению большинства стендистов, выставка получилась наиболее удачной по сравнению со всеми предыдущими. Представители фирм, специализирующихся на информационных технологиях, отмечали также, что в числе посетителей были в основном специалисты, которым не надо объяснять, зачем вообще нужно то или иное программное решение. В отличие от «Софтула«, где ходили толпы любопытных, на «Управлении« все было спокойно и профессионально.

Посетители смогли ознакомиться с новейшими разработками систем автоматизированного управления предприятием — как в целом, так и отдельных его служб, предложениями консалтинговых компаний, системами защиты информации. Присутствовало множество фирм, специализирующихся на юридической помощи предприятиям. Немало интересного смогли почерпнуть для себя специалисты по набору персонала. Вообще, на выставке нашли отражение практически все стороны работы предприятия.

Весьма сильной стороной «Управления — 2000» стала программа конференций и «круглых столов» по насущным проблемам современного бизнеса в России. В день проходило по 12—15 конференций.

Вот только некоторые из тем: «Автоматизация промышленно-хозяйственных объектов», «Национальная промышленность России: подъем и развитие», «Оперативное управление предприятиями», «Налоговое и бюджетное планирование на 2001 год», «Интернет как кратчайший и наиболее эффективный путь от производителя к потребителю. Проблемы внедрения Интернет-технологий в реальный сектор российской экономики», «Современные средства электронной защиты информации — необходимое условие безопасности бизнеса».

Это разнообразие тем, живое участие практических менеджеров в конференциях — свидетельство того, что средства управления не перестают совершенствоваться и интерес к новым инструментам менеджмента растет.

Что нового показали участники выставки посетителям, которых год от года становится все больше? Об этом рассказал Владимир Шевченко, генеральный директор компании «Экспосервис—1» — фирмы-организатора «Управления — 2000»

— Какие задачи стояли перед выставкой?

— Мы надеялись решить этой выставкой три основные задачи. Первая — помочь развитию контактов структур власти с отечественным бизнесом, вторая — представить на суд общественности программы подготовки специалистов под общим названием «Менеджер XXI века» и третья, пожалуй основная, — демонстрация современных технологий управления.

По моему мнению, между представителями бизнеса и властными структурами существует некоторая настороженность в отношениях. В частности, органы управления не спешат использовать современные методы работы, основанные на компьютерных сетях и предлагаемые коммерческими структурами — системными интеграторами.

На федеральном уровне в настоящее время нет согласованного стратегического видения создания единого информационного пространства. Вот простой пример: всем налогоплательщикам присвоили персональные номера ИНН, а потом еще и номер пенсионной карточки. Почему нельзя было объединить все это в один номер? Зачем впустую тратить государственные деньги? Таких примеров можно привести множество.

В свою очередь бизнесмены, которые смогли построить свое дело без помощи государства, хотя остро в ней нуждались, не торопятся помогать власти в решении ее проблем. Мешает прежний опыт общения, когда не все государственные заказы оплачивали вовремя, а иногда и просто не оплачивали.

Дистанцию между бизнесом и властью мы стремимся сократить.

— Каким образом?

— Например, мы постарались как можно более полно представить территориальные органы управления, комитеты и департаменты правительства Москвы, администраций Санкт-Петербурга и Орловской области, с которыми налажено тесное сотрудничество. На этих стендах работали специалисты высокого уровня, готовые к обсуждению любых вопросов взаимодействия с представителями коммерческих структур.

В частности, члены Контрольно-координационной комиссии по проведению торгов при мэре Москвы объясняли всем интересующимся принципы размещения городского государственного заказа, процедуру участия в торгах и методы определения победителей…

— Как обстояло дело с демонстрацией современных средств управления?

— Демонстрация возможностей современных технологий управления, которые приспособлены для предприятий крупного, среднего и малого бизнеса, — это главное направление выставки.

Я считаю, что современный менеджмент не может существовать и сколько-нибудь уверенно продвигаться вперед без современных систем управления территориальными органами и предприятием. Да не просто систем управления, а систем, снабженных игровым модулем, который позволит руководителю просчитывать разные варианты развития событий с учетом изменения конъюнктуры рынка, возможностей предприятия и его смежников и многих других факторов.

В результате руководитель должен получить достоинства и недостатки всех рассматриваемых путей развития и принимать решение более осмысленно. Попутно внедрение такой системы управления сделает предприятие более прозрачным: каждый директор сможет увидеть, какой участок у него работает эффективно, какой нет, где идет утечка средств, брак и так далее.

Кроме того, предприятие становится более прозрачным и для инвесторов. Но здесь появляется и другая сторона медали: а нужно ли это руководителю сейчас?

Как только мы начнем выходить из нынешней не «черной», но все-таки «грязно-серой» экономики в чистую — «белую», потребуется весь набор представленных на выставке услуг. Среда, в которой вынужден работать современный руководитель, требует применять не совсем законные способы сохранения денег на предприятии.

Я не имею в виду рвачей — только нормальных руководителей, которые должны и зарплату людям платить нормальную, и на развитие производства деньги оставлять и много еще на что. Система налогов и социальных сборов такова, что в десятки раз выгоднее выдать зарплату в конвертах. А при этом начинает трещать вся система автоматизированного управления, которая функционирует на существующей нормативно-правовой базе.

Мало того. Современная система управления предприятием настолько сложна и в своих элементах взаимозависима, особенно в финансовом блоке, что, подправив что-то в одном месте, нельзя быть уверенным в получении адекватного конечного результата. Так что первичной задачей остается перевод экономики в область оптимальных условий развития. Уже потом более широким фронтом пойдет внедрение автоматизированных систем.

Параллельно надо привить чиновникам культуру работы с компьютером. На рабочей группе по подготовке парламентских слушаний о государственной поддержке развития российских информационных технологий звучали упреки: «я прихожу к помощнику депутата уже третий или четвертый раз, и каждый раз разговор начинается с того, что он начинает лихорадочный поиск по всем ящикам стола в надежде найти ту папку, где лежат материалы наших прошлых встреч».

Если в Думе так, других федеральных структурах так, в администрации президента так, да и в правительстве не лучше, то чего ждать от нижних звеньев пирамиды власти? До тех пор, пока преобразования не начнутся на верхних уровнях управления, вряд ли что-нибудь изменится.

В общем, процесс внедрения автоматизированных систем в управление как предприятием, так и территориальными органами власти, очень сложный и деликатный, но он пошел. Эта выставка показывает, что системный, финансовый консалтинг, кадровый менеджмент, налоговое консультирование и другие важные аспекты управленческой деятельности пользуются намного большим спросом, чем, допустим, два года назад.

— А что за экспозиция — «Менеджер XXI века»?

— Вы помните, лет пять или шесть назад провозгласили Президентскую программу подготовки менеджеров в иностранных университетах. Послали, если не ошибаюсь, 2000 человек. Деньги выделили правительства России и Германии. Ну и где все эти специалисты?

Я глубоко убежден, что российский и западный менеджмент — разные. Не берусь сказать, хорошо это или плохо, но это так. Подготовленный по классической западной программе менеджер достаточно долго не сможет сориентироваться в условиях работы у нас в стране. Именно поэтому многие представительства западных фирм сейчас меняют менеджеров-иностранцев на российских управленцев.

Это очень четкая тенденция. И я считаю, что настоящий российский менеджер может быть подготовлен только в России. Тут и преподаватели, которые хорошо знают отечественную специфику, и подход к образовательному процессу несколько иной: испокон веков делалась ставка на широкую эрудицию, без которой очень сложно в нашем быстро меняющемся бизнесе.

В числе организаторов выставки «Управление« всегда выступал Государственный университет управления (ГУУ). Конечно, он студентов на выставке не наберет. Но он, как и другие учебные заведения, демонстрирует свои программы обучения, и нынешние руководители предприятий могут оценить, выпускники какого вуза лучше других будут подготовлены к работе в наших условиях. А вместе с ними на программы смотрят представители кадровых агентств, к которым выпускники придут через несколько лет.

— Параллельно с собственно выставкой прошло множество конференций…

— Программа конференций и «круглых столов» была очень важной частью всех четырех выставок «Управление». На них специалисты могли обсудить насущные проблемы современной российской экономики. В этот раз, по моему мнению, эта программа особенно удалась.

На своем сайте в Интернете мы объявили предварительную запись на участие в конференциях. Люди активно ею пользовались, и к началу выставки появилась возможность с большим знанием дела распределять залы и спланировать всю программу. Кроме того, менеджеры записывались со своими электронными адресами, что дало нам хорошую основу для дальнейшей работы.

Беседу вел Сергей ВОЛЧКОВ