“Рынок вышел из кризиса”

— За последние два года на рекламном рынке произошли серьезные изменения к лучшему. Впрочем, ситуация остается весьма тревожной, так как рынок вышел из кризисного состояния не потому, что бюджеты клиентов восстановились, а потому, что появились новые рекламодатели.

А появление новых рекламодателей — это не органический рост рекламного бизнеса, а необходимость привлечения новых ресурсов. То есть этот процесс нельзя трактовать как рост рентабельности производства.

Из-за роста числа рекламодателей рекламных агентств становится все больше и больше, и со следующего года может резко возрасти конкуренция между ними.

Однако на рынке сложилась непростая кадровая ситуация. Уровень подготовки рекламных специалистов у нас в стране пока невысок, профессионалов не хватает. Ассоциация рекламных агентств стремится изменить ситуацию.

СВЕТЛАНА КЛИМАНОВА: «ДМ-РЫНОК ДЕРЖИТСЯ НА ПОЛИТИКЕ»

Директ-маркетинг — одно из наиболее перспективных направлений отечественной рекламы (именно поэтому в журнале «БОСС» ведется рубрика «Директ-маркетинг»). Ситуацию на рынке директ-маркетинга анализирует исполнительный директор Российской ассоциации директ-маркетинга:

— Рынок директ-маркетинга получил в последние годы большое развитие. Причина того — увы, не усиление внимания к нему со стороны компаний, а широкое распространение директ-маркетинговых методов в избирательных кампаниях как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Что же касается корпоративных заказчиков, то среди них преобладают отечественные. Именно их бюджеты на директ-маркетинг позволяют ДМ-агентствам жить между избирательными кампаниями.

Но понимание важности директ-маркетинговых мероприятий усиливается. О чем свидетельствует происходящий в последние годы рост заказчиков ДМ- услуг.

На рынке существует ряд нерешенных проблем. Это, например, трудности с ведением баз данных, отсутствие легальных оснований для сбора информации личного характера. И, например, сложности, которые возникают у распространителей листовок с работниками органов правопорядка, хотя распространение листовок законом не запрещено.

Все эти проблемы можно решить только с помощью профессиональной ассоциации, каковой является Российская ассоциация директ-маркетинга. Однако на сегодняшний день значительная часть

ДМ-агентств предпочитает «спасаться в одиночку», не поддерживает начинаний ассоциации, ссылаясь на многочисленные собственные заботы.

Это признак недостаточной зрелости нашего рынка, которому нужно как можно скорее «взрослеть».

Записал Сергей ОГАНЕСЯН