Обзор событий в регулировании бизнеса

НАЛОГИ

Госдума начала рассматривать оставшиеся две главы второй части Налогового кодекса: о налоге на прибыль организаций и о таможенных пошлинах.

Глава о налоге на прибыль принципиально меняет подход к определению налоговой базы. Впервые вводится понятие налоговой базы как реально полученной в налоговом периоде прибыли.

Документ устанавливает и налоговые вычеты из прибыли. Предполагается, что из налогообложения станет возможно вычитать все документально подтвержденные расходы предприятия на рекламу, продвижение товара на рынок, обучение персонала.

Глава о таможенных пошлинах законодательно закрепляет ставки пошлин. Соответственно, правительство не сможет, как сейчас, само утверждать ставки. Значения пошлин планируется «привязать» к мировым биржевым ценам.

Ставки на нефтепродукты предполагается напрямую связать со ставками таможенных платежей за нефть. К примеру, значение пошлин на бензин составит 90% от действующей ставки на нефть, на дизельное топливо — 75%, на мазут — 50%.

Однако, по прогнозам экспертов, вряд ли эти две главы НК имеют шанс вступить в силу с 1 января 2001 года. По словам председателя подкомитета Госдумы по фондовым рынкам Виктора Плескачевского, «принятие бюджетного кодекса не стоит смешивать с бюджетными играми. Реально можно будет обсуждать эти главы только после Нового года, но желательно до апреля, пока не начнут поступать новые бюджетные предложения».

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ

Дума одобрила в новой редакции закон «О сборах за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции». После его принятия торговать алкоголем по всей стране можно только в случае приобретения федеральной лицензии.

Федеральная генеральная разовая лицензия будет стоить 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Региональная генеральная разовая лицензия даст право только на обозначенную в ней деятельность в пределах региона, за нее будет взиматься сбор в размере 5 МРОТ. Сбор за региональную общую лицензию составит 50 МРОТ.

А 15 тысяч МРОТ предлагается платить в качестве сбора за лицензию за импорт, хранение и поставку алкогольной продукции.

Нижней палатой парламента принята в первом чтении новая редакция закона «Об охране окружающей среды». Она вводит обязательную экологическую сертификацию организаций, а значит, привлекает еще одну инстанцию, которая будет контролировать деятельность предприятия.

И это будет касаться не только компаний, чья деятельность, по определению, загрязняет окружающую среду. Для тех же компаний, которые по самому роду своей деятельности могут нанести вред природе, в частности для предприятий нефтегазового комплекса, установлены повышенные требования к безопасности эксплуатации.

ФИНАНСЫ

Президент утвердил постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) от 15.08.2000 № 10 «Об утверждении Порядка лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ».

По словам председателя ФКЦБ Игоря Костикова, «подписание этого постановления эпохально, оно логично венчает итоги шестимесячной работы Федеральной комиссии по лицензированию профессиональных участников рынка ценных бумаг и по приведению в соответствие с действующим законодательством нормативных актов комиссии».

Самое важное новшество состоит в отмене запрета на совмещение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с иными видами предпринимательской деятельности. Новый порядок регламентирует вопросы лицензирования брокерской, дилерской, депозитарной деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами.

Второе нововведение — размеры лицензионных сборов в соответствие с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Если ранее размер лицензионного сбора составлял от 150 до 300 МРОТ, то сейчас эта сумма уменьшилась до 10 МРОТ.

Порядок лицензирования значительно упрощен. По новому порядку, лицензии будут действовать бессрочно. Но с одним ограничением — организациям, получающим ее первый раз, лицензия выдается только на три года. По истечении трех лет лицензия выдается заново и уже бессрочно. Сроки рассмотрения документов на выдачу лицензии сокращены с 30 до 15 дней.

Установлены строгие лицензионные требования, которые будут еще более ужесточены с 1 июля 2001 года. Для получения лицензии в штате организации-соискателя не менее половины специалистов должны соответствовать квалификационным требованиям ФКЦБ.

Минюст зарегистрировал два приказа Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), касающихся финансового рынка. Это приказ от 21.06.2000 № 467 «Об утверждении Перечня видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, и состав активов финансовой организации, приобретаемых в порядке уступки прав требования, для расчета оборота финансовой услуги» и приказ от 21.06.2000 № 466 «Об утверждении порядка определения доминирующего положения финансовой организации по управлению ценными бумагами».

Приказы разъясняют, за кем теперь будут наблюдать антимонопольные органы. Под регулирование МАП полгода назад уже попали негосударственные пенсионные фонды, страховые и лизинговые организации.

Установленный первым приказом новый перечень услуг, которые станут подконтрольными антимонопольщикам, включает в себя услуги финансовых организаций, банковские услуг и услуги на рынке ценных бумаг.

Документ конкретизировал, какие именно услуги будут регулироваться антимонопольным министерством на том или ином финансовом рынке. Так, в страховании под надзор МАП перейдут услуги по обязательному страхованию, по добровольному страхованию жизни, имущества, ответственности, а также услуги по перестрахованию и взаимному страхованию.

Этим же приказом МАП определился и с составом активов финансовой организации, приобретаемых в порядке уступки требования. Для расчета оборота финансовой услуги в состав активов организации будут включаться кредиты, финансовые вложения в ценные бумаги, лизинговые и факторинговые операции, вклады в кредитные организации. Приобретение всех этих активов будет подлежать госконтролю.

Вторым приказом антимонопольное министерство утвердило новую методику определения доминирующего положения финансовой организации на рынке ценных бумаг. Если в отношении организации будет установлено, что ее положение доминирующее, МАП станет вести надзор за ее деятельностью.

Доминирующее положение на федеральном рынке ценных бумаг будет констатироваться в том случае, если управляющий имеет не менее двух филиалов, расположенных не менее чем в двух субъектах Федерации. Доминирование будет высчитываться из оборота услуг, емкости рынка и доли, которую управляющий занимает в совокупном обороте предоставляемых на рынке услуг.

Уровни доминирования будут каждый год определяться приказами МАП, согласовываться с ФКЦБ и утверждаться не позднее 1 мая. Это означает, что в текущем году МАП пока не сможет регулировать рынок ценных бумаг.

ТАМОЖНЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ГТК издал приказ № 787 «О порядке учета участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах РФ». Всех участников внешнеэкономической деятельности, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через границу, поставят на учет в таможенных органах. Конечной целью такого учета будет создание автоматизированной системы сведений о каждом участнике ВЭД.

Теперь на каждого предпринимателя, обратившегося к таможенникам для оформления товара, будет заведена учетная карта, содержащая подробнейшие сведения о таком лице. Контролироваться будет практически любая деятельность участника ВЭД, начиная от его учредителей, размера уставного капитала, срока существования и заканчивая количеством организаций, зарегистрированных по его юридическому адресу.

Отсутствие учетной карты как таковой, не даст права таможенникам отказать в проведении таможенного оформления. Зато преимущества наличия карты ГТК попытался сделать очевидными. Если таможенное оформление будет производиться предпринимателем в таможенном органе не по месту регистрации, то наличие учетной карты позволит не представлять туда огромный пакет документов.

Таможенный комитет издал приказ № 768 «Об особенностях декларирования валюты и ценных бумаг, перемещаемых юридическими лицами».

Раньше таможенными актами регламентировался порядок декларирования валюты — российской и иностранной (ввоз и вывоз валюты и ценных бумаг) только для физических лиц и уполномоченных банков. Для юридических лиц вопрос вывоза валюты оставался проблематичным, потому что сделать это можно было только через уполномоченные банки со значительными потерями за счет оплаты банковских услуг.

Теперь валюта и ценные бумаги будут декларироваться на таможне путем подачи грузовой таможенной декларации. Таможенный комитет посчитал рациональным, что в случаях декларирования валюты и ценных бумаг в соответствующий таможенный орган можно не предоставлять электронную копию грузовой таможенной декларации, которая обязательно предоставляется во всех остальных случаях. Однако эта льгота не распространяется на монеты из драгоценных металлов.

Нельзя не отметить серьезность, с которой ГТК отнесся к декларированию валюты. Хранение таможенных деклараций будет осуществляться таможенниками в режиме «для служебного пользования». То есть сведения о ввозе и вывозе валюты будут охраняться от чужих глаз.