Злоключения налогоплательщика. Часть вторая

Новые главы Налогового кодекса (НК) содержат целый ряд нововведений.

Прежде всего по-другому будет взиматься налог на доходы физических лиц. Основная ставка подоходного налога теперь — 13%. Но это не будет касаться сверхдоходов, таких как необычайно высокие выплаты по депозитам и выигрыши в казино. С этих сумм удачливые игроки будут уплачивать 35%.

НДС будут взимать по трем ставкам: 20, 10 и 0% — последняя введена для стратегически важной продукции и лекарств. Впервые в число плательщиков НДС включены индивидуальные предприниматели.

Вводится единый социальный налог, который объединит платежи во внебюджетные фонды — пенсионный фонд, фонды социального и обязательного медицинского страхования. Важная особенность налога — его регрессивная шкала. Доходы разделят на четыре уровня: до 100, 300 тысяч, 600 тысяч и больше 600 тысяч. Чем выше доход, тем налог меньше.

Налоговый кодекс теперь прямо регулирует взимание акцизных сборов, что ранее было прерогативой правительства. Ставки акциза на алкоголь повышены до 10%, на газовый конденсат и табак — почти в 4 раза, а на бензин — в 3 раза.

Налоговая реформа делается под лозунгами снижения налогового бремени и упорядочения платежей — опять-таки для удобства налогоплательщиков. Однако уже сейчас отчетливо видны недостатки и недоработки кодекса.

13 — СЧАСТЛИВОЕ ЧИСЛО?

Да, подоходный налог понижен. Перейдя с трех ставок (12, 20 и 30%) на две, власти пытались вывести из тени реальные зарплаты.

Однако на сегодняшний день мало кому верится, что «плоская» шкала не будет просто приманкой для налогоплательщиков, чтобы те «засветили» свои доходы, налоговики всех «сосчитали», а ставку потом опять подняли. Должна пройти по крайней мере пара лет, чтобы предприниматели поверили в то, что 13 — число счастливое.

Несколько запутан вопрос с налоговыми вычетами. По идее, пока доход налогоплательщика с начала года не превысит 20 тыс. рублей, могут вычитать из налогооблагаемой базы по 400 рублей.

Но дается и ежегодный налоговый вычет не более чем на 25 тыс. рублей — на образование и лечение. То есть каждый, получающий платное образование или обучающий детей, получает эту налоговую льготу.

Однако одна из статей НК лукаво подмечает, что налоговые вычеты могут быть уменьшены региональными законодателями. Можно не сомневаться, что субъекты Федерации не преминут это сделать, дабы компенсировать поступления от отобранных у них дорожных налогов.

КТО НЕ СПРЯТАЛСЯ?

Не все просто в новых главах НК и с налогом на добавленную стоимость. Есть в главе об НДС положения, которые в будущем усложнят жизнь не только плательщикам, но, если как следует поразмыслить, и самим налоговикам.

Кодекс, установив срок для подтверждения экспорта в 180 дней, не установил даты реализации товаров. Большие возможности невольно открываются для недобросовестных экспортеров при операции возмещения НДС.

А это позволяет налогоплательщику варьировать дату и получать право на возмещение. Более того, для получения налоговых вычетов достаточно будет только предъявить счет-фактуру — требование о фактической оплате приобретенных товаров в кодексе отсутствует.

Новый НК предполагает, что в определенных случаях предприятия могут быть освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость на 12 последовательных налоговых периодов. Например, если в течение предшествующих трех налоговых периодов (каждый налоговый период — месяц) выручка оказалась менее 1 млн. рублей.

Это значит, что в течение оговоренного срока предприятие станет неподконтрольно налоговикам. И никто не сможет ему помешать просто исчезнуть… Это упущение недобросовестные предприниматели могут использовать «на полную катушку»: создать несколько структур и поочередно, не выбиваясь из лимитов необлагаемой налогами выручки, проводить через них операции.

Но возьмем честного плательщика, не успевшего исчезнуть. Нормы о предоставлении налогового освобождения весьма неоднозначны. Не получится ли так, что за тот период, на который предоставлялось освобождение от НДС, затем придется платить пени за неуплату налога в этот период?

У КОГО РЕГРЕСС?

Плательщикам единого социального налога (ЕСН), с одной стороны, станет легче — не придется перечислять шесть платежей и сдавать шесть платежек в разные фонды. Но с другой стороны, отчитываться перед фондами все равно придется.

Каждое предприятие должно встать на учет во всех фондах и ежемесячно предоставлять им расчеты по взносам. Кстати, расчеты по платежам в фонды в отличие от обычных налогов нельзя будет отправить по почте — их нужно приносить лично.

Инспекторы же МНС будут контролировать уплату ЕСН, вести лицевые счета и при необходимости применять принудительные меры.

Казалось бы, регрессивная шкала единого налога даст возможность не проводить зарплаты по «черным» ведомостям. Однако регрессия начинается с очень большой зарплаты. 5-процентная ставка будет действовать до 2002 года для доходов свыше 600 млн. рублей в год (25 тыс. долларов в месяц), после 2002 года эти доходы станут облагаться 10-процентной ставкой. Если же доход будет меньше 100 тыс., то и ставка налога будет максимальной — 35,6%.

Кроме того, применение регрессивной шкалы кодексом ограничено. Критерий применения или неприменения — величина налоговой базы в среднем на одного работника за предыдущий налоговый период. Если предприятие не хочет платить по максимальной ставке, то средний заработок работника по организации должен превышать 4,2 тыс. рублей.

Однако при расчете среднего дохода не будут учитываться зарплаты наиболее высокооплачиваемых работников руководящего звена (первых девяти, выстроенных по ранжиру). Более всего это опечалит малые предприятия, где число сотрудников, как правило, не превышает 30 человек: доходы 30% их работников не будут учитываться при определении средней величины.

Небесспорно утверждение, что взносы лучше соберут налоговики. Ведь в отличие от внебюджетных фондов в бюджетной системе отсутствует связь между структурами, отвечающими за сбор налогов, и структурами, расходующими бюджетные средства, а значит, отсутствует и механизм контроля эффективности сбора платежей.

КТО НЕ ПОДЕЛИЛСЯ?

Несмотря на то что частично снижены ставки акцизов на некоторые виды продукции (а лекарства и парфюмерия в мелких емкостях стали неподакцизными), большинство акцизных ставок повышено.

Кроме того, подакцизными стали теперь все без исключения автомобили, а также мотоциклы. Чем мощнее двигатель транспортного средства, тем выше акциз. Впервые в число подакцизных товаров включены дизельное топливо и масло для инжекторных двигателей.

Акцизы на табак повышены без дифференциации по классам сигарет. Акцизы для экспортных товаров будут намного выше, чем для реализуемых в России, — экспортерам придется платить их помимо экспортных пошлин.

Так, природный газ, реализуемый в России и СНГ, будет облагаться ставкой 15%, а поставляемый в дальнее зарубежье — 30%. Что касается остальных экспортных товаров, то при экспортных операциях от уплаты акцизов будут освобождаться только товары, направленные на экспорт самим производителем. То же относится и к нефтепродуктам, которые должны быть либо выработаны из собственного сырья, либо — по договору комиссии с нефтезаводом.

Это еще не все сюрпризы главы об акцизах. Нормы главы делегируют правительству гораздо больше прав, чем это предусмотрено частью первой Налогового кодекса. Правительство теперь может не только устанавливать налоговые ставки, но и определять порядок изготовления и реализации региональных специальных марок. Также оно будет иметь право, во-первых, вводить авансовые платежи по акцизам на алкоголь, во-вторых, устанавливать ставки авансовых платежей в форме покупки акцизных марок и на другие виды товаров.

В связи с этим правительству предоставлено право создавать так называемые налоговые акцизные склады. Это, по сути, особая форма налогового контроля — на них будут проверять отчетность, контролировать выбытие товаров, платежи, доступ к товарам.

Итак, новые главы НК уже сейчас вызывают множество вопросов. Увы, качество проработки документов законодателем не становится выше. А это значит, что налогоплательщиков ждут новые проблемы.