Управленческий баланс

Каждый человек в своей жизни неоднократно оказывается в ситуациях, когда он вынужден делать выбор и принимать решение. Ситуации бывают разной степени приятности — от выбора марки машины до выбора способа наказания провинившегося ребенка. Однако сам процесс выбора из имеющихся альтернатив доставляет порой немалую головную боль.

Руководитель оказывается в положении выбирающего намного чаще других — ведь управленческая деятельность, по сути, и представляет собой постоянную оценку предпочтений того или иного решения в конкретной ситуации. И если при покупке машины правильный выбор может подсказать продавец, а в выборе наказания для ребенка ответственность за принятие решения можно вообще переложить на воспитателя или бабушку, то в управленческой деятельности у руководителя часто нет возможности даже посоветоваться или обсудить стоящую перед ним проблему с посторонними.

В ситуации единоличного выбора и ответственность за принятие решения высока, и груз выбора особенно тяжел. Один из возможных способов действия в этом случае — представить, что выбор уже сделан, и оценить, какие последствия ожидают вас при том или ином варианте действий. Для того чтобы анализ альтернатив был более структурирован и менее эмоционален, удобно использовать простой в применении интеллектуальный инструмент — методику балансных листов, разработанную американским исследователем Робертом Фишером.

На листе бумаги выписываются все альтернативные решения, а затем под каждым из них все возможные позитивные и негативные последствия принятия того или иного варианта решения.

Вот пример балансного листа, составленного первым лицом одной компании в момент решения вопроса, продолжать ли ему сотрудничество со вторым учредителем или организовать собственную фирму “под себя” (см. таблицу).

Понятно, что в других ситуациях альтернатив может быть и более двух. При оценке альтернатив важно придерживаться системного подхода, ведь любое принимаемое решение может затрагивать в той или иной мере все сферы деятельности организации. Нужно оценивать влияние на:

— цели, стратегию (в случае создания новой фирмы, например, возможно, придется отказаться от одного из направлений деятельности и переориентироваться на других клиентов);

— организационную культуру (скажем, если раньше в организации спрашивали “по результату”, а теперь решили ввести строгий учет прихода и ухода, то нужно быть готовым к сопротивлению со стороны сотрудников, вплоть до “итальянской забастовки”);

— кадры (более квалифицированные кадры потребуют большей зарплаты; в новой фирме, работающей с западными компаниями, должны работать специалисты иного плана, иной квалификации, чем в работающей с российскими клиентами);

— финансы (открытие нового направления может потребовать финансовых ресурсов);

— поставки, производство и сбыт;

— имидж (смена названия может привести к иному восприятию фирмы покупателями и повлиять на сбыт);

— отношения внутри коллектива, распределение власти;

— внешнее окружение.

Проанализируйте все эти сферы и посмотрите, каковы возможные положительные и отрицательные последствия вашего решения.

Следующим шагом применения методики является оценка значимости (или веса) каждого указанного плюса или минуса (обычно по 10-балльной шкале). Спросите себя в отношении каждого пункта: насколько важно для меня это последствие? В отношении негативных последствий — насколько велики трудности, с которыми мне придется иметь дело в этом случае? А в отношении позитивных — насколько велика выгода, полученная мной в этом случае?

Третий и последний шаг применения методики балансных счетов — собственно подсчет “баланса”. Сложите веса последствий (с учетом знака) по каждой альтернативе отдельно, и полученный результат подскажет вам, какая альтернатива предпочтительней.

Впрочем, даже если этого подсвета и не делать, сама процедура, дающая возможность собрать воедино и систематизировать все “за” и “против”, позволяет получить “объемную” картину по каждому решению и взглянуть на ситуацию по-иному.

Методику балансных листов можно использовать также при групповом обсуждении вариантов решений— она поможет собрать воедино мнения противников и сторонников, а затем совместно обсудить и взвесить варианты. И еще: в процессе подготовки к переговорам она может помочь предусмотреть все плюсы и минусы одного и того же решения для каждой из участвующих в переговорах сторон.