Обзор налоговых и административных нововведений

В августе из-за парламентских каникул нормотворческая работа в стране протекала исключительно в стенах исполнительной власти. Самым значительным актом стало подписание президентом нескольких статей второй части Налогового кодекса, которые, впрочем, вступят в силу только с 2001 года или позже. Недюжинную активность проявило правительство.

“РОССИЯ” СТОИТ ДЕНЕГ

Чтобы устранить возникшие после принятия в 1998 году первой части Налогового кодекса противоречия в законодательстве, МНС ввело в действие инструкцию “О порядке исчисления и уплаты в бюджет сбора за использование наименований “Россия”, “РФ” и образованных на их основе словосочетаний”. Этот сбор взимается с 1993 года, когда был принят соответствующий закон, однако принятие НК потребовало выпуска уточняющей инструкции.

Особое внимание на документ стоит обратить организациям, созданным с участием иностранного капитала, если в их официальных (или фирменных) названиях, приведенных в учредительных документах, имеется слово “российское” или его сокращение. Сбор взимается независимо от того, присутствуют указанные слова и сокращения в имени собственном или в обобщающем названии типа “российско-швейцарское предприятие”. Так что любое упоминание России и производных слов в собственном или обобщающем названии фирмы не может быть неоплаченным.

Для торговых, заготовительных и снабженческо-cбытовых организаций, в том числе предприятий оптовой торговли, размер сбора составляет 0,05% от стоимости реализованных товаров. Для производственных, кредитно-финансовых, страховых, строительных, проектных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций — 0,5% от оборота.

В инструкции уточнен также перечень фирм, освобожденных от уплаты сбора. Согласно Налоговому кодексу подобная льгота предоставлена сельхозтоваропроизводителям. Инструкция же МНС признает таковыми предприятия, чья произведенная сельхозпродукция в стоимостном выражении составляет не менее половины от общего объема выпущенной ими продукции.

РЕВЕРАНС ЭКСПОРТЕРАМ

Вступил в силу приказ ГТК “О распределении полномочий по контролю таможенной стоимости новых легковых автомобилей”, несколько облегчающий физическим и юридическим лицам процедуру ввоза в страну иномарок. ГТК попытался перераспределить полномочия таможенных органов с тем, чтобы максимально сэкономить время как таможенников, так и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Ранее в зависимости от стоимости автомобиля, заявленной при ввозе машины, приходилось решать вопрос не только на уровне отделов таможенного оформления таможенных постов, но и в региональных таможенных управлениях, а в некоторых случаях — даже в центральном аппарате ГТК. Теперь компетенция подразделений Таможенного комитета в области контроля будет четко распределена.

Утвержден также перечень контрольных цен в зависимости от марки авто и объема двигателя. Если стоимость для конкретной марки, указанная в декларации, оказывается слишком низкой, то не избежать похода в ГТК за разрешением на ввоз.

Наибольшие изменения коснулись ввоза SAAB. Если указанная в декларации стоимость этой машины не превышает 13301 доллара (ранее было 23300), то вопрос будет решать таможенный пост.

Вводятся в действие новые ставки ввозных пошлин на телеаппаратуру. Для маленьких телевизоров с диагональю менее 42 см устанавливается пошлина в размере 20% от цены, но не менее 21 евро за штуку — ранее пошлина на такой телевизор была не менее 30 евро.

Ставка для больших телевизоров не изменилась (30%). Но для телевизоров с диагональю до 52 см минимальная ставка пошлины опустилась с 50 до 42 евро за штуку, а для гигантов с экраном свыше 72 см стала 125 евро.

В августе кабинет министров и ГТК приступили к постепенному уравниванию импортных пошлин. Еще недавно разброс ставок был от нулевой до 30-процентной, что затрудняло работу импортеров и таможенников. Упрощая систему отчетности, для большинства товаров установили единую пошлину в 20%. В число исключений вошли пролоббированные отечественными производителями более высокие импортные пошлины на мясо птицы (25%), сахар и сигареты (30%).

Уравнивание импортных пошлин сокращает возможности для злоупотреблений на таможне. Ведь не секрет, что отдельные импортеры за взятки пытались снизить собственные издержки, оформляя ввозимый товар под теми артикулами, пошлины на которые были ниже.

Кстати, кабинет министров и ГТК готовятся отказаться от комбинированных ставок (имеющих процентное и абсолютное значение). Скоро, заявляют в правительстве, будут применяться исключительно процентные ставки.

Еще одним важным новшеством стало введение ГТК таможенного режима уничтожения товаров. Он освобождает хозяев “неввозного” товара от транспортных расходов по вывозу его за пределы таможенной территории РФ и, соответственно, от уплаты таможенных платежей. Режим уничтожения может использоваться в тех случаях, когда таможенники не могут пропустить товар в силу его несоответствия санитарным нормам, а также если продукция, запрещена к ввозу.

Однако воспользоваться правом на таможенное уничтожение, снимая с себя заботы о судьбе товара, можно не всегда. Уничтожению подлежат только иностранные товары, пересекшие таможенную границу РФ, но еще не прошедшие через таможенное оформление. Это может быть продукция, помещенная под таможенный режим транзита таможенного склада, временного ввоза, свободной таможенной зоны, реэкспорта.

И еще одно нововведение: установлен перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. Внимание на это постановление следует обратить тем, кто вывозит товары для показа на выставках, ярмарках или же ввозит рекламные материалы или товарные образцы для целей исключительно получения заказов. Под действие документа подпадает и оборудование для монтажа иностранной техники, если оно остается в собственности нерезидента.

РОССИЙСКИМ ТАБАЧНИКАМ ПРИКАЗАНО ОТСТУПИТЬ

В августе на месяц было отсрочено завершение введения лицензирования на производство и продажу табачных изделий. С 1 сентября табачные фабрики, не успевшие получить лицензию, не смогут приобрести акцизные марки, без которых, в свою очередь, невозможно продать продукцию.

Многие производители табака уже столкнулись со значительными трудностями при получении лицензии. Обязательными требованиями для выдачи разрешения являются отсутствие налоговых задолженностей и наличие зарегистрированных правоустанавливающих документов. Также заботой производителей станет составление ситуационного плана с указанием размещения производственных помещений.

Кроме того, перед выдачей лицензии проверяющим предписано обследовать складское помещение, которое должно отвечать определенным требованиям по площади, влажности воздуха, температуре. Документы должны будут пройти экспертизу в комиссии регионального управления МНС, которое и выносит заключение о выдаче лицензии.

Последствия введения лицензирования уже налицо. Не успевая оформить все документы, необходимые для получения лицензии, большинство производителей было вынуждено приостановить производство, а объем выпуска сигарет сократился более чем на 25%. Хотя еще недавно наблюдалась обратная тенденция — вытеснения отечественным табаком импортного.

УДАР ПО НЕФТЕТРЕЙДЕРАМ

Со 2 августа ставка экспортной пошлины на нефть утверждена правительством в размере 27 евро за тонну, а на мазут — 20 евро за тонну. Повышение значительное, ведь на мазут пошлины возросли почти в два раза, а на нефть — более чем на четверть.

В сентябре до 25 долларов за тонну повышаются пошлины на бензин, дизельное топливо и дистилляты. Что тоже немало: действовавшая до этого ставка экспортных пошлин на дизтопливо и низкооктановый бензин составляла 15 евро, на высокооктановый бензин— 20 евро. Новые ставки распространяются на продукцию, вывозимую в государства Таможенного союза.

До последнего времени экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты повышались, как правило, после удорожания нефти на мировых рынках, которое, по оценкам чиновников, приносит нашим нефтекомпаниям сверхприбыли.

Однако похоже, что в настоящее время мировые цены на нефть достигли своего пика и дальше будут скорее понижаться, чем расти. В то же время нефтяным фирмам приходится резко увеличивать объемы геологоразведки и направлять новые средства на освоение месторождений.

Еще полтора года назад мировые цены на нефть (которые были в три раза ниже, чем сейчас) не позволяли нефтяникам вводить в строй новые мощности, в то время как старые месторождения вырабатывались. Однако радость нефтяников от роста цен на нефть, позволявшего компенсировать выбытие мощностей, в том числе выработанных несколько лет назад, была омрачена прагматизмом кабинета министров, посчитавшего, что прибыли нефтяных компаний позволяют не только вводить в строй скважины, но и пополнять бюджет.

В то же время опасения некоторых аналитиков, что увеличение экспортных пошлин может негативно сказаться на введении новых мощностей, а в перспективе — на освоении новых месторождений, преувеличены.

Во-первых, несмотря на продолжающиеся внутри правительства споры о целесообразности более масштабного повышения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, оно не рискнуло, как обещало ранее, увеличить с сентября пошлины на мазут до 40 евро. Признав при этом, что при ставке свыше 20 евро экспорт мазута становится неэффективным.

Во-вторых, в рассматриваемой в Госдуме второй части Налогового кодекса содержатся положения о регулировании налогообложения сверхприбыли нефтяных компаний в зависимости от конъюнктуры мировых цен и о порядке восстановления инженерно-сырьевой базы. Кроме того, у правительства достаточно административных методов воздействия на компании, которые будут пренебрегать восстановлением сырьевой базы — вплоть до лишения доступа к экспортной трубе.

От повышения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты может выиграть внутренний рынок, так как для части экспортеров может стать выгоднее продавать нефть и нефтепродукты внутри России. Кроме того, рост экспортных пошлин, уменьшая привлекательность экспорта, тормозит рост цен на нефтепродукты внутри страны, от чего выигрывают практически все сектора экономики, за исключением нефтяного.