Новые модели для корпоративного автопарка

Прошедший год оказался богат новинками в мире автомобилей. Даже если забыть о концепт-карах, которых появилось несметное количество (и, смею заверить, весьма любопытных), а сосредоточиться только на серийных автомобилях, то и тогда на полный обзор потребовалась бы половина журнала.

Поэтому позволю себе остановиться на самых интересных серийных автомобилях, увидевших свет за прошедший год, — то есть между прошедшим и грядущим московским автошоу. Но сначала — несколько слов о тенденциях.

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ

Повсеместно наблюдается рост “благосостояния автомобилей”. Новые модели получают электронные системы и хитроумные устройства. Касается это не только дорогих машин таких “передовиков производства”, как Mercedes и BMW, у которых всегда вызревали любопытные идеи.

Например, теперь автоматическое включение дворников при дожде (в простонародье именуемое “датчик дождя”) или “думающая” система стабилизации автомобиля в заносе, пару лет назад казавшаяся чудом, доступны покупателям автомобилей “гольф-класса” (небольшие автомобили).

Еще одной тенденцией можно считать массовую склонность автопроизводителей пополнить модельный ряд внедорожником и представительским седаном. Например, BMW и Audi с разницей в месяц представили в России свои внедорожные модели, которые в их гамме еще недавно невозможно было представить (хотя полным приводом обе компании увлекались давно).

Но превзошел всех концерн Volkswagen, название которого в дословном переводе означает “народный автомобиль”. Сначала он приобрел английский Rolls-Roys, автоматически сделавшись поставщиком двора Ее королевского величества и вызвав в публике приятное чувство от того, что Rolls-Roys, наконец, стал народным автомобилем. А недавно начал демонстрировать намерение выпустить конкурента “шестисотому” под своей собственной маркой. При этом нельзя забывать, что концерн включает в себя упомянутую выше фирму Audi, нацеленную на выпуск дорогих седанов и немало в этом преуспевшую.

Дополнить картину могут еще два примера. Концепт от фирмы Peugeot, недвусмысленно показывает, о чем грезят дизайнеры компании, у которой лучше всего получались небольшие автомобили. В подтверждение можно вспомнить Peugeot-205 (размером с “Таврию”) — модель, ставшую бестселлером на европейском рынке, и недавно дебютировавшую 206-ю модель, вполне способную повторить успех предшественницы.

О комфорте же Peugeot-405 по сей день ходят легенды! Но такой характерный концепт показывает, что и французам лавры Mercedes спать спокойно не дают. С другой стороны, далекая от полного привода Renault весной начала продажу своей версии внедорожника RX4, прямого конкурента немецким автомобилям. Российская премьера машины ожидается осенью.

Еще один пункт непременно присутствует во всех проспектах новых автомобилей: безопасность. Помимо того, что машины становятся все проще в управлении (спасибо электронике и более совершенным конструкциям), каждая фирма считает своим долгом расширить, углубить и всячески усовершенствовать работу систем пассивной безопасности.

Дошли уже до того, что не просто пичкают салон надувными подушками, но задают им алгоритм работы в разных авариях — при каких условиях надо “надуться” на полную мощь, а когда можно особенно “не напрягаться”. В общем и целом такой ответственный подход к этому вопросу дает владельцам новых автомобилей больше шансов на благоприятный исход в критической ситуации.

Перейдем непосредственно к анализу моделей автомобилей.

ВЫСШИЙ КЛАСС

Американское подразделение Toyota, более известное под торговой маркой Lexus, после недавней смены Merсedes внешнего вида моделей

S-класса, явило миру собственного флагмана новой формации. И творение отделения крупнейшего японского автомобилестроительного концерна опять напоминает прежний Mercedes.

Такое сходство никого особенно не удивило: за Lexus с самого первого дня замечено стремление подражать старым немецким моделям. Своей новой моделью японцы не только не постарались изменить это мнение, а напротив, укрепили его. Lexus-430 2000-го “модельного” года выполнен в стиле любимого у нас в стране “шестисотого”, которого правильнее называть “Mercedes в 140-м кузове”. Предыдущий Lexus своими чертами повторял “пятисотый” — “Mercedes в 126-м кузове”. Разница лишь в том, что появился он в момент открытия американского отделения Toyota через несколько лет после смены модельного ряда у немцев.

Машина получилась достойная. Учитывая радикальную смену внешнего вида немецкого флагмана, новый Lexus имеет все шансы получить приверженцев его прежнего дизайна. В этой модели от “старого” Mercedes взята солидная тяжеловесность, при этом задним пассажирам предлагается больше пространства для ног, а также более вместителен багажник.

Впрочем, эти нюансы вряд ли будут заметны в и без того не тесном автомобиле. Но если для вас размер багажника имеет решающее значение, стоит отдать предпочтение новому S-классу. Багажник у него, несмотря на внешнюю легкость и стремительность, получился еще больше, чем у Lexus.

К числу приятных нововведений, склонных привлечь покупателей к новоиспеченному Lexus, стоит отнести устанавливаемую по заказу подвеску, где место банальных пружин занимают пневматические упругие элементы имеющие 9 уровней жесткости. Они гарантируют постоянное положение кузова относительно дороги при любой нагрузке.

Конструкторы проявили усердие и в разработке бортового оборудования. По заказу можно оборудовать салон специальным задним диваном со встроенным режимом массажа. Все кресла имеют подогрев, причем передние греются (или охлаждаются) потоком воздуха, температура которого может отличаться для спинки и сиденья.

В завершение рассказа об этом чуде автомобилестроения стоит упомянуть, что Lexus-430 узнает хозяина по лежащему в кармане ключу и автоматически разблокирует двери, как только тот подойдет к машине. А в пути усладит слух пассажиров чистейшим звучанием стереосистемы Mark Levinson (заказное оборудование для Европы) с 11 динамиками.

СРЕДНИЙ КЛАСС

Начать разговор об авто этого класса хочется с уникального в послевоенной истории автомобилестроения случая, когда американская компания, входящая в “большую тройку”, сделала автомобиль не для собственного необъятного рынка, а специально для Европы. Речь идет о новом автомобиле фирмы Chrysler — Chrysler 300M.

По своим размерам машина вполне может конкурировать с представительскими седанами немецких производителей, если бы не имидж марки и не богатое оснащение салона. Зато оригинальности ему не занимать. В потоке он не потеряется. Кузов имеет непривычные пропорции с сильно смещенной вперед кабиной. Добавляют шарма стилизованная под модели 50-х годов облицовка радиатора с новой эмблемой и оригинальные фары с полукруглыми “зрачками” в нижней части.

Конструктивно 300М — переднеприводный седан с поперечно расположенным двигателем и 4-ступенчатым автоматом, который позволяет двигаться как в классическом автоматическом режиме, так и непосредственно участвовать в переключении передач. Это так называемый секвентальный режим.

В салоне никаких сногсшибательных новшеств нет. Просто добротный просторный автомобиль, способный составить конкуренцию Mercedes

S-класса по количеству места в салоне (особенно на втором ряду), но стоит при этом вдвое меньше.

Фирма Peugeot изготовила нового флагмана — Peugeot 607. Машина вполне в русле современных течений и напичкана электроникой до предела. Да и внешне автомобиль удался.

Оригинальные фары с характерной для фирмы раскосостью теперь стали почти треугольными и далеко заходят на передние крылья, подчеркивая стремительный силуэт автомобиля. Совершенно по-новому исполнена и задняя часть машины, которая удачно дополняет облик оригинальными задними фонарями. От старого Peugeot 605 не осталось и следа.

Надо заметить, что прежний флагман французской фирмы появился на свет после совместных трудов французов и итальянского кузовного ателье Pininfarina, которое параллельно трудилось над внешним видом автомобилей Alfa Romeo. В результате итальянские машины получились очень похожи на французские, после чего Peugeot сделала упор на собственные дизайнерские изыскания.

Автомобиль сделан по классической для последнего времени схеме: поперечное расположение мотора и передний привод. Покупателям предложен небольшой набор двигателей, из которых для нашей страны наиболее интересен 3-литровый бензиновый мощностью 210 лошадиных сил. На колеса крутящий момент передает механическая коробка или автомат с возможностью ручного управления.

На борту есть все современные системы, помогающие водителю справиться с критической ситуацией: антиблокировочная система тормозов, стабилизация автомобиля в заносе, регулировка тягового усилия мотора на скользком покрытии, “датчик дождя”. Бортовая диагностическая система сообщит обо всех неприятностях, включая проколотое колесо. И наконец, в переднюю панель встроена навигационная система.

Флагману Peugeot предстоит конкурировать с еще одной отчасти французской новинкой на рынке — Nissan Maxima QX 2000-го модельного года. (Фирма Nissan теперь принадлежит французскому концерну Renault.)

Maxima сменила предшественницу довольно быстро. Предыдущая версия прожила на конвейере всего 5 лет, но со сменой владельцев это напрямую не связано. Ушедшая в прошлое модель была невыразительной, многие даже считали ее скучной, хотя примерно столько же специалистов сходились на том, что машина была выполнена в классическом, спокойном стиле. Руководство Nissan, похоже, разделяло пессимистическую точку зрения и предпочло побыстрее сменить самую дорогую модель на более выразительную.

В результате Maxima обзавелась затейливыми фарами, выразительной хромированной облицовкой радиатора и боковых окон. При этом автомобиль выполнен в духе последних дизайнерских решений для всех новых моделей компании.

При обычной для этого класса компоновке — поперечный мотор и передний привод — к машине предложены всего два мотора. Оба V6. Первый, учитывая высокий класс автомобиля и имидж марки с налетом спортивности, — несерьезный для нашей страны 2-литровый (он отлично подходит для прижимистых европейцев, которым экономия топлива важнее лихого разгона). Второй, 3-литровый, известен еще по прежней модели. У него изменили системы впрыска и газораспределения, что дало двигателю дополнительных 7 лошадиных сил. Теперь их стало 200.

От старой модели осталась и многорычажная фирменная задняя подвеска, которая обеспечивает удивительную устойчивость и управляемость. В Maxima 2000-го модельного года ее немного усовершенствовали, ничего не изменив в принципе, но характеристики должны заметно улучшиться благодаря более жесткому кузову.

Салон исполнен весьма добротно, но по части насыщения электроникой автомобиль, мягко говоря, не в числе лидеров. В комплектацию входят только ABS, очередной раз усовершенствованная для новой модели и более эффективных тормозов, и ставшая совершенно неприступной фирменная противоугонная система NATS. Желающим предложена навигационная система.

Небольшой набор электроники для нашей страны может даже предпочтительнее — чем сложнее устройство, тем выше вероятность поломки. В гараже “у дяди Васи” современный автомобиль уже не отремонтируешь, а фирменный сервис еще не добрался, по большому счету, до провинции.

Последняя интересная машина в этой весовой категории — новый универсал Volvo. Несмотря на то, что универсалы обычно не имеют статуса представительских машин, шведскому концерну в значительной степени удалось изменить это мнение, для чего потребовались долгие десятилетия.

Стереотипы мышления очень устойчивы, но шведы сделали все возможное. Собственно, именно Volvo параллельно с фундаментальными исследованиями в области безопасности автомобилей (самым распространенным результатом которых стали ремни безопасности, имеющиеся сегодня во всех автомобилях по всему миру) первой представила на суд общественности модель с кузовом типа универсал. Случилось это аж в 1953 году. С тех далеких времен шведские универсалы стали почти культовыми автомобилями.

Свой последний универсал, V70, конструкторы Volvo построили на той же платформе, что и флагманский седан S80. Конструктивно это одинаковые автомобили, отличающиеся лишь кузовами. Но делать их совершеннейшими близнецами инженеры не стали, что отмечено и в индексах моделей. Различие классов подчеркнуто нюансами внешнего оформления и обустройства салона. Например, панели приборов у машин одинаковые, но оформлены немного по-разному.

Особое внимание шведы уделили удобству размещения грузов в багажном отделении. Универсал как-никак в первую очередь нужен именно для этого. Они сделали почти вертикальную заднюю дверь, что сильно облегчает перевозку крупногабаритных прямоугольных вещей, но осложняет жизнь конструкторам, потому встречается редко. Инженерам приходится бороться с небольшой жесткостью кузова. Для придания машине подобающих характеристик в производстве применили более жесткие клеевые соединения, чего в автомобилестроении почти никогда не делалось.

Для лучшего использования пространства внутри салона немного уменьшена глубина энергопоглощающих бамперов при полном сохранении их качеств. Для самого салона разработаны интересные инженерные решения, чтобы облегчить жизнь будущего владельца.

Еще одним очевидным плюсом нового шведского универсала можно считать и то, что его родина— страна северная и о зимних проблемах конструкторы знают не понаслышке. Одним из следствий такого положения стал очень продуманный механизм полного привода, который стоит на версии Cross Country и определенно облегчит перемещение по зимним дорогам для многих российских почитателей марки.

Не забыли создатели автомобиля и о фирменном коньке — безопасности. В этой машине есть все, что придумано инженерами в этой области за всю историю автомобилестроения, и добавлено немного оригинальных устройств от себя. Например, надувающиеся занавески, которые предохраняют головы сидящих в салоне при боковом ударе. Электронными системами автомобиль тоже не обделен.

Отечественный автопроизводитель в лице Горьковского автозавода порадовал публику новинкой. В конце декабря прошлого года на ГАЗе торжественно отпраздновали начало массового производства ГАЗ-3111.

Правда, непосредственное начало массового производства, по “доброй” советской традиции, отодвинули на весну: во время торжеств еще не была готова вся производственная линия. В частности кузовная ее часть, на которой должны стоять немецкие роботы Kuka. Монтаж их был намечен на март.

Через некоторое время пуск конвейера отодвинули еще, и еще… Короче, на момент написания этой статьи массовое производство так и не запустили. Но момент этот неизбежен, как мировая революция!

Машина обещает стать серьезным игроком на рынке: сваренная роботами, которые умеют делать Mercedes, окрашенная в несколько слоев словенскими красками Helios на шикарной линии Haden красивая “Волга” с неплохим набором моторов и достойным бортовым оборудованием имеет все шансы привлечь покупателей. Главное, что стоимость ее в разы отличается от конкурентов.

КЛАСС МАЛЫХ СРЕДНИХ АВТОМОБИЛЕЙ

Среди автомобилей поменьше на повестке дня имеются две интереснейшие премьеры: масштабная модель нового флагмана Mercedes — новый С-класс и первая попытка Lexus составить конкуренцию и этому Mercedes тоже, явленная миру в виде Lexus IS 200. Обе машины весьма занятные.

В девяностые годы все премьеры концерна Mercedes проходили под лозунгом “Больше автомобиля за те же деньги”. Каждое следующее поколение чуть прибавляло в размерах, получало больше дополнительного оборудования. Исключением стал лишь современный S-класс. Его преднамеренно сделали меньше и изящнее.

Для С-класса исключения делать не стали: он чуть больше предшественника. Попутно дизайнеры постарались сделать его максимально похожим на флагмана компании. Они настолько в этом преуспели, что неопытный глаз может обмануться: округлый динамичный силуэт со сравнительно длинным капотом и коротким высоким багажником, характерные треугольные задние фонари и почти такие же фары.

Впрочем, именно головные фары дают возможность отличить автомобили, когда нет возможности сравнить размер: в новом С-классе они представляют собой нечто среднее между флагманом, у которого четыре “глаза” слиты почти в одно целое, и средней моделью фирмы (Е-классом), где они стоят отдельно.

Но самое главное — то, что автомобиль позаимствовал множество решений, повышающих комфорт и безопасность. В стандартную комплектацию вошли адаптивные подушки безопасности, которые меняют степень наполнения в зависимости от тяжести аварии, системы усиления экстренного торможения, стабилизации автомобиля на дороге, регулирования тягового усилия, круиз-контроль…

Список “приятностей”, поджидающих владельца в салоне, этим не ограничивается, но лучше все увидеть собственными глазами. Автомобиль — только внешне уменьшенная копия “старшего брата”, внутри он во многом ему соответствует.

Хочется снять шляпу перед его конструкторами: просто чудом выглядит то, что им удалось впихнуть в небольшой моторный отсек нового С-класса двигатель невероятного объема — 3,2 литра, завершающий длинный рад силовых агрегатов, предложенных к автомобилю.

После всего сказанного про Mercedes первый “блин” Lexus в этом секторе автомобильного рынка покажется тем, чем он и должен был получиться согласно русской поговорке. Справедливости ради должен заметить, что для “младшего” Lexus основным конкурентом является другой немецкий производитель – BMW, стилистические решения которого напоминает IS-200. Но DaimlerChrysler и Баварский моторостроительный завод — давние конкуренты, потому автомобили вполне можно сравнивать и без промежуточного звена в виде 3-й серии BMW.

В отличие от самого дорогого Lexus, о котором речь шла в начале обзора, “младшая” модель явно конкурента не копирует. О прототипе можно догадаться, если копнуть глубже: классическая заднеприводная компоновка с продольно расположенным рядным шестицилиндровым мотором, конструкция газораспределительного механизма с изменяемыми фазами, явно выраженная спортивность во внешнем виде… даже подсветка приборов сделана розовой, как у баварских моделей.

Несмотря на обладание всеми наисовременнейшими электронными технологиями и полной возможностью их поставить в любую модель, руководство американского отделения Toyota оказалось более прижимистым по сравнению с немцами. IS-200 — аскетичная модель, в которой присутствует лишь необходимый минимум.

То же можно сказать и об отделке салона, где в изобилии встречается дешевый гулкий пластик, что не делает чести создателям автомобиля. И наконец, в Lexus IS-200 предложен только один мотор объемом два литра. В общем, автомобиль смотрится весьма скромно на фоне немецкого великолепия.

Нельзя обойти вниманием целый ряд новых моделей в еще более легкой весовой категории. Чешское отделение Volkswagen — Skoda — представило на суд публики новую малолитражку Fabia. Она пришла на смену старой доброй Felicia, которая успешно выступила в Европе и на нашем рынке. Новая модель построена на основе Volkswagen Polo последнего поколения.

Кроме более современного дизайна, покупателям предложены 7 (семь!) двигателей, объемом от литра до двух и выбор между автоматической трансмиссией и механикой. Правда, в момент начала продаж выбор ограничивался только тремя моторами и механической коробкой, но это дело времени.

Свежая версия Corolla родилась в конструкторских недрах концерна Toyota. Строго говоря, машину нельзя считать полностью новой. Произошел частый для японских производителей рестайлинг: немного изменен внешний вид старой модели — в данном случае приближен к более крупному Avensis. Изменена также конструкция силового агрегата, который получил фирменную систему газораспределения.

Более интересно выступил Nissan с новой версией Almera. В отличие от Corolla это оригинальный автомобиль, построенный на новой платформе. Кроме того, как и в случае с Maxima, не столь выразительного предшественника сменила яркая машина, неплохо укомплектованная для своей ценовой группы. Если маркетологи Nissan (или Renault) не изменят подхода к формированию его стоимости, то он имеет все шансы стать одним из лидеров на нашем рынке.