“Мы ожидаем подъема”

— Валерий Георгиевич, как Вы определите нынешнее состояние автомобильного рынка в нашей стране?

— Если посмотреть на результаты первого полугодия и сравнить с этим же периодом прошлого года, то согласно статистике, которой мы обмениваемся с представительствами других производителей, рынок вырос примерно на 8% (я имею в виду только официальные продажи иномарок). Но этот рост обеспечен примерно 1/3 тех марок, которые присутствуют на рынке. У кого-то очень большой спад, у некоторых значительный рост. В среднем и получается увеличение объема продаж на 8%.

Это почти незаметно. Спрос до сих пор далек от рекордного показателя 1998 года, на который пришелся пик продаж иностранных автомобилей (“ЗАЗ”, конечно, не в счет). По нашей оценке (точной статистики не было), тогда продали примерно 80 тыс. машин. Причем если бы не кризис, цифра была бы минимум на 50% больше.

Рекордный уровень продаж 1998 года был достигнут за счет бурного роста в первом полугодии того года. Сразу после августовского кризиса машины покупать почти перестали, но это стало началом настоящей ценовой конкуренции. Ведь никто не хотел без боя сдавать позиции на рынке.

В 1999 году иностранным производителям удалось продать примерно 50 тыс. машин. Эта цифра получена на основе официальных данных и нашего расчета “серого” импорта. Спад очевидный.

Что касается года нынешнего, то, по нашему мнению, он не принесет значительного увеличения числа проданных иномарок. Но и спада не предвидится. Поэтому я характеризую 2000 год как год стабилизации рынка после падения. А вот в будущем году мы ожидаем подъема.

Сейчас продажи иномарок поддерживаются тем, что основные игроки на рынке используют все резервы для ценовой конкуренции. По сравнению с докризисным временем стоимость машин стала заметно ниже и практически сравнялась со стоимостью автомобилей в европейских странах — например, во Франции. Сегодняшний автомобильный рынок — это рынок, на котором популярны дорогие автомобили. Хуже, чем ожидалось, продаются модели так называемого среднего класса, и есть спрос на самые дешевые машины.

Некоторые наши коллеги, дилеры и дистрибьюторы — “японцы”, а так же многие японские марки в целом несколько сдали позиции в сегменте легковых автомобилей. Произошло это прежде всего под влиянием курса йены. Тем не менее “Рольф” на общем фоне стал исключением. Нам удается идти с превышением показателей прошлого года на 29%. Мы стараемся удерживать позиции лидера по импортным автомобилям. Сейчас мы — вторые по продаже иномарок (абсолютный лидер— Daewoo). Но большая часть того, что продается дилерами этой фирмы, сделана в Узбекистане и Ростове. Если же брать чистый импорт, Mitsubishi — лидер на рынке.

— Как, по Вашему мнению, будут развиваться события?

— Для дальнейшей борьбы ценовые возможности уже практически исчерпаны, и в будущем году дилеры станут привлекать покупателей расширением услуг. Например, мы уже второй год активно продвигаем trade-in (обмен старого автомобиля на новый с доплатой). Очень мощное развитие получит продажа автомобилей в кредит.

С 1 января уменьшится подоходный налог, начнется легализация доходов, предприятия станут платить реальную заработную плату. У людей появится возможность представить в банк документы о доходах для обоснования кредита.

Те, кто относится к среднему классу и после кризиса решил продлить эксплуатацию своей старой иномарки (или даже пересесть на “Жигули”), получат возможность снова приобрести новые автомобили иностранного производства. Этому будет способствовать снижение процента по кредитам и упрощенный механизм его предоставления.

Сейчас идет подготовительный этап. Все крупнейшие игроки на рынке начинают развивать “кредитное” направление. Объем продаж в кредит пока незначительный, но за ним будущее.

Еще одно заметное направление, которое пока не оказывает серьезного влияния на рынок, — развитие местных производств. Многие фирмы готовятся к выпуску автомобилей на территории России. Через 2—3 года местные заводы смогут предоставить покупателям 70—80 тыс. автомобилей, а через 5 лет объем производства может достичь 200—300 тыс.

— Каково влияние государства на автомобильный рынок?

— По-прежнему огромно. Налоговое регулирование в различных областях экономики очень сильно влияет на спрос. Я уже сказал, что в следующем году мы ожидаем заметного роста продаж после введения единой ставки подоходного налога, и мы считаем большой победой президента Путина то, что за небольшой срок его пребывания у власти ему удалось провести через парламент этот закон.

О других налогах. Повышение акцизов на высокооктановый бензин может немного изменить структуру спроса. Если сейчас 95-й бензин у нас стоит раза в 4 ниже, чем в Европе, то после введения новых акцизов 1 января аналитики обещают, что дизельное топливо почти не подорожает, а стоимость высокооктанового топлива вырастет до 10—12 рублей за литр. По нашим оценкам, это привлечет покупателей к дизельным легковым автомобилям.

Сейчас с дизелем приобретают только внедорожники и микроавтобусы. Покупатели легковых автомобилей предпочитают бензиновый мотор. Ожидая изменений в спросе, мы уже готовим дизельную модель, которую предложим покупателям осенью.

Еще одним рычагом влияния остаются правила таможенного оформления автомобилей. Правительство в 1999 году провозгласило курс на отмену всех льгот — налоговых и таможенных — и действительно пошло этим путем: был закрыт “чернобыльский” коридор, отменены льготы на “полугодичников”, и, наконец, после недолгого действия “белорусского” таможенного коридора появился указ, который однозначно говорит, что автомобили, растаможенные в Белорусии, подлежат окончательной таможенной очистке на территории нашей страны.

Но, к нашему изумлению, белорусский коридор все еще действует (или действовал до последних дней). Это позволило “серым” импортерам сохранить сильные позиции на рынке престижных и дорогих автомобилей. Если говорить о “Рольфе”, то они создают значительную конкуренцию нашему новейшему внедорожнику “Паджеро”.

Мы надеемся, что правительство будет последовательно в своих шагах и перекроет лазейки в таможенном оформлении и создаст равные условия игры для всех.

Недавно на уровне Государственного таможенного комитета были утверждены перечни официальных дилеров, так называемые “белые списки”, в которые, по представлению производителей, включили официальных дилеров. Все попавшие в эти списки теперь могут предъявлять инвойс производителя как доказательство истинной таможенной стоимости машин. До утверждения статуса официального дилера таможня пользовалась известным немецким каталогом “Супершваке” для определения стоимости машин.

Следствием такого положения было то, что все официальные дилеры, в том числе и мы, подчас откровенно переплачивали при ввозе автомобилей в страну. Таможенники использовали этот каталог в отношении всех поголовно, будь ты официальным дилером, “серым” импортером или просто частным лицом.

Сейчас справедливость восторжествовала. Дилеры могут оформлять машины по ценам производителя, и таможенные посты не имеют права по своему усмотрению корректировать стоимость автомобиля.

Вместе с появлением списков официальных дилеров длянеофициальных импортеров ГТК издал приказ по контролю таможенной стоимости в виде таблицы, где каждому таможенному органу предоставлено право изменять таможенную стоимость автомобилей в определенных пределах.

В таблице три уровня стоимости для каждого автомобиля, и если первый уровень заметно выше отпускной цены завода, то третий, самый низкий, практически ей соответствует. Структура таблицы сама по себе вызывает много вопросов: в ней сплошь странные и необъяснимые цифры. Например, автомобили одного и того же класса, сделанные производителями одного уровня, оценены по-разному.

Кроме того, при перемещении документов от одного таможенного органа к другому у “серых” импортеров появляется возможность договариваться. Официальных импортеров такое положение, конечно, не устраивает.

Здесь надо отметить, что “серый” импортер не обременен многими затратами официальных дилеров, не несет ответственности по гарантии и не соблюдает многих других ограничений. Естественно, при экономии на таможне он может позволить себе розничные цены ниже официальных.

Большим подспорьем для официальных дилеров стала бы договоренность с ГТК о создании “зеленого коридора”. И производители, и официальные импортеры в этом случае могли бы гарантировать, что весь поток импорта пойдет через легко контролируемые каналы, а залогом своевременных платежей станут банковские гарантии.

В конечном счете это обернется большими доходами в госбюджет. Переговоры о создании коридора сейчас идут между Российской ассоциацией автомобильных дилеров, Европейским бизнес-клубом и Таможенным комитетом.