“Мы надеемся на легализацию доходов”

— Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию на рынке?

— Кризис сильно ударил по многим коммерческим фирмам, и торговцы автомобилями пережили не самые приятные моменты в жизни.

Кто-то не справился, особенно те, кто работал не на долгосрочную перспективу, и просто ушел с рынка. Но нет худа без добра: выжили сильнейшие. Выжили те, кто максимально соответствует сегодняшнему дню. Кто не делает безумных накруток на автомобиль и при этом способен предложить высокий уровень сервиса, то есть возможность содержать автомобиль в хорошем состоянии и потом продать его.

В частности у клиентов, которые приобрели наш автомобиль, немного на нем поездили и решили приобрести у нас же новую модель, мы готовы принять старый автомобиль в счет оплаты нового. Российские производители этого не предлагают и вряд ли предложат в ближайшее время.

А людям это нравится. Это очень удобно: меньше затраты на новую машину, и нет безумной головной боли, куда деть старую. По крайней мере наши клиенты избегают необходимости отправляться на авторынок, где есть все возможности нарваться на мошенников и остаться вообще без денег.

Отчасти благодаря кризису мы стали искать новые формы работы с покупателями. Заключили договор со страховой компанией “РОСНО” о том, что предлагаем клиентам страхование автомобилей на выгодных условиях, провели переговоры с банками о предоставлении клиентам возможности приобретения автомобиля в кредит, что само по себе тоже очень удобно.

— А какими видятся перспективы?

— С перспективами развития автомобильного рынка ситуация довольно туманная.

Российские производители не имеют того желания, тех возможностей или той помощи со стороны государства, чтобы предоставить на рынке конкурентоспособную продукцию. На сегодняшний день только “десятка” более или менее удовлетворяет запросам рынка, но, насколько я знаю, она “сыровата”.

Единственное, что можно четко сказать: все мировые производители, присутствующие на российском рынке, в той или иной степени заинтересованы в открытии своих сборочных производств. Так сделали Renault, BMW, Opel, Ford и многие другие. Мы тоже заинтересованы в развитии этого направления.

Peugeot уже много времени поставляет ГАЗу свои двигатели, коробки передач и другие части трансмиссии. Мне кажется, что для российского производителя это единственный способ как-то развиться.

Все импортеры надеются на то, что таможенные пошлины останутся на том же уровне, или, еще лучше, немного снизятся. Так будет больше конкуренции, иномарки будут уравнены в своих “правах” с отечественными автомобилями, что, на мой взгляд, даст реальный толчок российскому производителю.

На сегодняшний день российские заводы по-прежнему “вне конкуренции” — цены на их продукцию намного ниже, чем на импортную. Только корейцы да Skoda доставляют им небольшое беспокойство, но даже по сравнению с ними отечественные машины заметно дешевле.

Каждая страна защищает собственного производителя, но делать это надо чуть более грамотно. Рынок должен быть один для всех!

— Что Вы имеете в виду?

— Не должно быть такого, что на автомобильном рынке одно регулирование, на водочном — другое, а на мебельном — третье. Правила должны быть для всех одни.

И потом, рынок либо есть, либо его нет. Третьего не дано.

Думаю, надо пытаться найти некое приемлемое решение, которое удобно для всех игроков автомобильного рынка. А то в нашем государстве сегодня принимают закон, удобный только для одной стороны, после чего другая сторона начинает сворачивать ставший невыгодным бизнес. Чтобы помочь этой другой стороне, принимается полностью противоположный закон. И мы ходим по кругу.

Так мы и существуем в этом замкнутом пространстве последние несколько лет. И касается это не только автомобильной промышленности, но и других отраслей, где существует достаточно конкурентоспособный импортный продукт.

Знаете, если отечественные производители не смогут предложить качественный продукт, то они не выдержат конкуренции с иностранными. И тут два варианта. Либо возвращаться к эпохе Советского Союза, куда мы придем, если защита отечественного производителя сведется к безумному повышению пошлин. Либо все-таки самим или при помощи западных производителей пытаться выйти на какой-то качественный уровень товаров и услуг.

— В связи с новой ситуацией в руководстве страны Вы ждете каких-нибудь изменений на рынке?

— Мы надеемся, что люди начнут официально получать зарплату и это очень облегчит приобретение автомобилей в кредит. Как известно, для заключения соглашения с банком о предоставлении кредита необходимо подтвердить достаточный уровень доходов.

И если сейчас это представляется весьма туманным моментом, то после вступления в силу новых налоговых законов все станет ясно и просто. Кроме того, мы надеемся, что вырастет число корпоративных клиентов. Если сейчас фирмы опасаются показывать свой оборот, то с введением новых законов у них развяжутся руки и они будут свободнее распоряжаться деньгами. Им станет выгодно брать на баланс автомобили.

Ну и плюс к тому, когда люди начнут больше зарабатывать, они станут больше тратить — а это тот же НДС. Зависимость прямая — чем больше люди зарабатывают, тем больше они тратят и тем больше косвенных налогов идет государству. Я считаю, что правительство сделало правильный шаг: многие страны идут именно этим путем. Более того, в некоторых странах государство идет на то, что снижает бремя налогов для граждан при совершении крупных покупок. Это очень логично: когда человек покупает, например, дом, то он непременно делает в нем ремонт, покупает мебель, нанимает рабочих. Другими словами, обеспечивает работой многих людей. При этом человек все равно от налогов совсем не уходит — приобретая материалы, нанимая рабочих, он косвенно их платит. Плюс оборот фирмам, которые, завозя или производя товар, опять-таки платят налоги. То есть это самый прямой пусть стимулирования экономики. А то, что существовало у нас раньше и продолжается по сей день, когда идея состоит в том, что ищут того, кто может заплатить, и вешают на него еще процентов 20, ведет только в тупик.


Беседы вел и фотографировал

Сергей ВОЛЧКОВ