Типажи заказчиков кадрового агентства
НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ ЗАКАЗЧИКИ
“Завсегдатаи”. Чаще всего — это компании с высокой текучестью кадров. Постоянную потребность в персонале они не в состоянии удовлетворить самостоятельно. Обратившись в очередное кадровое агентство, “завсегдатаи” лишь на время латают “дыры” в штатном расписании.
Такие организации не считают для себя зазорным заключить договоры на подбор персонала с десятком (а то и больше) агентств. Компании эти отнюдь не находятся на вершине финансового благополучия — они не собираются платить вовсе… Ведь прекрасно понимают, что в их “вентиляторе” сотрудники больше трех— шести месяцев не удерживаются. Удерживать их никто и не собирается (стабилен только костяк компании, остальные — поденщики).
Следовательно, для честной оплаты услуг агентств никаких денег не хватит. И скорый уход по собственному желанию или готовность быстро уволить сотрудника как “несправившегося” оказывается как нельзя кстати — оснований для выплаты агентству не станет!
И получается, что, пробежав марафон по поиску нужного “завсегдатаю” специалиста и посоревновавшись в профессионализме с конкурентами, агентство в итоге получает “дырку от бублика”. А “завсегдатай” остается с пачкой резюме нужных ему специалистов. К резюме часто можно вернуться и через два месяца, и через полгода, пригласить найденного агентством специалиста, минуя самих рекрутеров.
Как говорится в грустной рекрутерской поговорке: “С каждого агентства по резюме — клиенту база данных “на халяву”.
Однако информация о “завсегдатаях” довольно быстро распространяется среди кадровых фирм. И довольно быстро наступает момент, когда, разослав заявки на подбор персонала в агентства, “завсегдатай” всюду получает отказ.
“Законники”. Подписывая договор с агентством, они уверенно произносят: “Договор мы, конечно, подпишем, но вообще-то достаточно честного слова. Наше слово — всегда закон”…
Попадая в компанию к “законникам”, рекрутер выслушивает длинный монолог об истории создания фирмы, проникается корпоративной культурой, западным менеджментом… Вежливый, вышколенный персонал и офис, доведенный дизайнерской мыслью до совершенства, завершают благостную картину сытого благополучия.
Однако после того как специалист найден (а “законников”, как правило, интересует исключительно VIP-персонал), начинается цепь беззаконий… “Найденный вами специалист на работу вышел, но к работе не приступил…” На вопрос, когда же приступит, звучит не менее загадочный ответ: “Когда начнет приносить прибыль фирме”, или “Приступит, когда вольется в коллектив”, или “Если он приезжает каждый день в офис, это еще не значит, что он у нас работает”. В общем, рекрутерам оплатят выполненную работу “когда у пруда без труда зацветет резеда”.
Грустно наблюдать, как, получив нужного специалиста, “законники” на глазах превращаются в “беспредельщиков”. Какой уж тут западный менеджмент, тут наше, родное — “закон, что дышло…”. Но этот типаж кадровым фирмам хорошо известен, и на пустые рассуждения “законников” уже мало кто обращает внимание.
“Интернетчики”. К бизнесу в Интернете “интернетчики” отношения не имеют. Но о специализированных сайтах по трудоустройству осведомлены.
О всемогуществе Интернета они вспоминают, когда наступает время расплачиваться с кадровым агентством. Сотрудник найден, трудится. “А причем тут кадровое агентство? — гневно вопрошают “интернетчики”. — Найти резюме в Интернете мы и сами могли”. Эти номера с рекрутерами уже не проходят.
ЗАКАЗЧИКИ, КОТОРЫЕ ИЩУТ НЕ ТО, ЧТО ЗАПРАШИВАЮТ
“Тайные эротоманы”. Обращаются в кадровое агентство для решения своих сексуальных проблем. “Эротоманов” интересуют исключительно секретари-референты, личные помощники и переводчицы (для которых владение иностранным языком в общем-то не очень важно, зато обязательны… другие характеристики: 90—60—90). Наличие молодого мужа воспринимается как тяжелый недостаток.
Очаровательно выглядят некоторые “тайные эротоманы”, которые, договариваясь о встрече с консультантом кадрового агентства, вдруг пугливо предупреждают: “Только не говорите моей секретарше, что вы из кадрового агентства. Она догадается, что я ищу ей замену…”
Однако в партизан мы не играем и, отправляя соискательницу на собеседование, хотим быть уверены, что она не попадет в притон. Поэтому таким заказчикам отказываем.
НЕАДЕКВАТНЫЕ ЗАКАЗЧИКИ
“Мечтатели”. Их установка — найти специалиста, который за самую маленькую зарплату выполнит самый большой объем работы.
“Мечтатели” охотно идут на контакт с агентством и в принципе готовы оплачивать его услуги. Но требования, предъявляемые “мечтателем” к соискателям вакансии, далеки от реалий рынка труда.
Например, компания ищет программиста в среде Java с опытом самостоятельных разработок программного обеспечения от двух лет, свободно владеющего английским языком, имеющего московскую прописку и выпускника МИФИ. Казалось бы, стандартный набор требований. Но предлагается зарплата… 200 долларов. Тогда как в среднем по Москве специалист такого уровня получает от 500 до 1000 долларов.
Добавьте к этому желание “мечтателя” посмотреть не меньше 20—30 кандидатов, и картина бедствия кадрового агентства будет полной…
Как “отловить” столько специалистов по Java, окончивших МИФИ, для которых деньги не имеют большого значения? Разве что организовать сеанс массового гипноза у дверей инженерно-физического института.
В итоге рекрутинговое агентство, оказывается без денег, на которые рассчитывало, а посему отказывает фирмам, даже отдаленно напоминающим “мечтателей”.
“Торопыги”. На вопрос “Как скоро вам нужен новый сотрудник?” нервно отвечают: “Еще вчера”.
Однако самые длительные и тяжело закрываемые заявки приходятся именно на “торопыг”. Дело в том, что быстро просмотрев кандидатов, представленных кадровым агентством, “торопыги” успокаиваются — необходимые специалисты в наличии, агентство сработало оперативно. После этого руководство компании внезапно отбывает по делам в Англию или на Берег Слоновой Кости. После же возвращения неделя уходит на акклиматизацию, потом в командировку отправляется начальник соответствующего отдела…
Когда спустя два месяца после собеседования “торопыга” извещает агентство, что готов взять на работу понравившегося кандидата, специалист, скорее всего, уже нашел другую работу.
От сотрудничества с такими заказчиками, если не удается сразу “построить” их, рекрутинговые агентства обычно отказываются.
“Чайники”. Это компании, которые обращаются в кадровое агентство впервые.
Принятие решения об обращении к рекрутерам свидетельствует о том, что лимиты частных знакомств у руководства уже исчерпаны: все более или менее подходящие родственники, знакомые, знакомые знакомых и даже дочь соседки по даче — все успели поработать или еще работают в этой компании…
Мотивируя свое обращение в кадровое агентство, “чайники” зачастую жалуются на проблемы управления таким вот “родственно-соседским” персоналом. Кому-то тяжело смириться с тем, что бывший однокашник и активный участник студенческих пирушек превратился в настоящую “акулу капитализма”. Кто-то, припоминая свое профсоюзное прошлое, пытается митинговать в самый неподходящий момент. А та самая дочь соседки по даче упорно вяжет свитер, сидя за секретарской стойкой, и умудряется пропустить добрую половину телефонных звонков…
Большинство “чайников”, обращаясь в кадровые агентства, имеют весьма туманное представление о том, как эти самые агентства работают. Поэтому, обзвонив предварительно с десяток кадровых фирм, “чайники” останавливают свой выбор на одной показавшейся наиболее надежной. Такой, зачастую спонтанный, выбор — это карт-бланш для кадрового агентства.
Ведь рекрутинговая фирма получает возможность вырастить, воспитать, дотянуть своего клиента до уровня цивилизованного сотрудничества. От того насколько профессионально сможет работать с “чайником” кадровое агентство, зависит, станет ли этот “чайник” постоянным, надежным клиентом или же он пополнит ряды многочисленных скептиков, рассказывающих байки о “стадах” неквалифицированных кандидатов, растоптавших светлые надежды руководства найти толковых сотрудников.
ТЕ, КТО НАМ НРАВИТСЯ
“Любимчики”. Надежда и опора кадрового бизнеса.
Они в состоянии адекватно оценить состояние рынка труда и воспринимают кадровое агентство, как полноправного делового партнера. Подбор персонала для такой компании доставляет истинное наслаждение рекрутеру.
К сожалению, “любимчиков” не так много, но на то они и “любимчики”…
Уже основательно подзабытый ленинский принцип “лучше меньше, да лучше” в последнее время становится девизом для многих агентств.