Российская альтернатива переделу алюминиевого рынка
Последняя четверть XX века ознаменовалась коренными переменами в организации промышленного производства и бизнеса в целом. Наряду с появлением новых, революционных технологий, в ведущих отраслях промышленности наиболее развитых государств мира наметилась тенденция, которая будет определять дальнейшее развитие мировой экономики на протяжении по крайней мере следующих 50 лет. Это глобализация в ключевых сферах производства, объединение и слияние производственных мощностей и капиталов крупнейших компаний мира.
Цели, которые преследует это слияние: бoльшая мобильность во внедрении новых технологий, возможность экспансии на рынки третьих стран, более стабильное положение в случае возникновения угрозы каких-либо рисков (например, таких, как риск разделения, возникший для компании Microsoft).
Мировая алюминиевая индустрия не стала исключением из процесса глобализации. Сейчас и в ней происходит процесс объединения, монополизации ключевых активов. Ведущие производители алюминия и алюминиевых полуфабрикатов стремятся к слиянию своих сырьевых, производственных и перерабатывающих баз. Их задача — образовать мощные компании, которые не будут испытывать недостатка в сырье, перед которыми будут открыты практически все рынки и которые смогут производить в необходимом объеме все наиболее конкурентоспособные виды продукции.
КОНЦЕНТРАЦИЯ АКТИВОВ УСИЛИВАЕТСЯ
На сегодня лидерами мирового алюминиевого рынка являются канадская компания Alcan и американская Alcoa, доли которых в мировом производстве глинозема составляют соответственно 7 и 25%, а в производстве алюминия — 6% и 14%.
Эти компании ведут весьма агрессивную политику на мировом рынке, стремясь усилить контроль над основными сырьевыми базами и завоевать новые рынки сбыта. Причиной является именно стремление взять под контроль рынок, а не намерение вести собственный бизнес в более стабильных условиях — собственная сырьевая база Alcoa, например, более чем на 51% удовлетворяет производственные потребности компании.
На 2000—2001 годы намечено образование двух алюминиевых гигантов: компании AR (результат слияния Alcoa и Reynolds) и компании APA (детище Alcan, Pechiney и Algroup). В результате объединения AR будет производить 99,5% первичного алюминия США и 22% — мирового, а АРА — 32% европейского алюминия и 15% — мирового. В руках этих групп окажутся соответственно 38% и 16% производства глинозема. Конкурировать с ними на равных алюминиевым компаниям других стран, в том числе России, будет чрезвычайно сложно. Тем более что за новыми концернами — мощь западных государств.
Распределение производства алюминия по регионам мира
Регион | Производственные мощности (тыс. тонн) |
Северная Америка | 6691 |
Латинская Америка | 2285 |
Западная Европа | 3802 |
Восточная Европа (включая Россию) | 4116 |
Азия | 5159 |
Африка | 1242 |
Австралия, Океания, Юго-Восточная Азия | 2113 |
Всего в мире | 25408 |
Объем первичного алюминия, используемый крупнейшими мировыми производителями для дальнейшей переработки | 10861 |
Свободный объем первичного алюминия на рынке | 14547 |
14547 тысяч тонн первичного алюминия остаются невостребованными производителями.
Напрашивается вывод: если Россия не хочет в очередной раз остаться в стороне от столбовой дороги развития цивилизации, ей нужно взять на вооружение этот общемировой опыт. Тем более что отечественные предприятия алюминиевой промышленности обладают мощнейшим производственным и финансовым потенциалом.
На их основе можно создать крупную национальную алюминиевую компанию, которая смогла бы соответствовать мировым стандартам по всем производственно-техническим, финансовым и иным показателям. Нужна компания, которая стабилизирует ситуацию в алюминиевой отрасли и создаст возможности для осуществления “агрессии” на внешние рынки.
“РУССКИЙ АЛЮМИНИЙ”: С МЕСТА В КАРЬЕР
Американцы объединили свои предприятия при полном одобрении правительства и законодателей. Проигнорировали даже устоявшиеся общемировые антимонопольные ограничения. И теперь со спокойной душой могут заниматься главной задачей — вытеснением с рынка конкурентов.
В России все значительно сложней. Государство декларирует необходимость создания национального холдинга, но наблюдает за процессом со стороны. Поэтому когда “Сибирский алюминий” и акционеры “Сибнефти” договорились о создании ОАО “Русский алюминий”, к перспективе развития новой компании эксперты относились скептически. Противники стали готовить лоббистов к атаке на холдинг, вспомнили о необходимости защиты внутреннего рынка алюминия в России, которого попросту нет. 400 тысяч тонн в год — такой объем рынка годится не для ведущей алюминиевой державы, а для Лихтенштейна.
Однако менеджеры “Русского алюминия” пессимистические прогнозы опровергли. За два месяца компания без скандалов и потрясений практически закончила процесс включения в единую вертикально интегрированную структуру Красноярского и Братского алюминиевых заводов. Нормализована работа на Ачинском глиноземном комбинате— предприятии, находившемся на грани банкротства. АГК в мае получил первую реальную прибыль в 2000 году. “Русский алюминий” представил четкую программу стратегического развития не только своих заводов, но и отрасли в целом.
Впереди у холдинга консолидация активов всех предприятий и создание национальной алюминиевой компании с полным производственным циклом, способной конкурировать с крупнейшими западными компаниями. В настоящее время “Русал” выступает координатором действий предприятий в снабжении их сырьем и сбыте продукции на внешнем и внутреннем рынке. Проводится подготовительная работа к международной экспертизе, согласованию предстоящего объединения в Министерстве по антимонопольной политике РФ. Эти преобразования должны быть закончены к концу года.
Параллельно идет процесс вовлечения в сферу влияния “Русского алюминия” новых предприятий алюминиевой отрасли в России и за ее пределами. Подписано соглашение с правительством Армении о создании совместного предприятия на базе Канакерского алюминиевого завода. Когда-то крупнейший в СССР фольгопрокатный завод в последние годы фактически простаивал, и сейчас планируется, что он будет выпускать 2,2тыс. тонн продукции ежемесячно. “Русский алюминий” намерен в ближайшие годы инвестировать в его развитие почти 30 миллионов долларов. Кроме того, изучается либо уже реализуется ряд перспективных проектов в Украине, Румынии, Чехии, Югославии, Сардинии, Гвинее и других регионах мира.
“Русский алюминий” обладает собственной разветвленной сетью сбыта в России и за рубежом. Компания имеет дочерние структуры и представительства в США, Великобритании, Германии, Израиле, Японии, на Ближнем Востоке. Готовится к открытию представительство в Китае. Доля “Русского алюминия” в мировом производстве первичного алюминия составляет около 12%, а доля в свободном объеме первичного алюминия на мировом рынке достигает 20%.
ДОСТОИНСТВА ЕДИНОЙ КОМПАНИИ
В силу экспортоориентированности российских производителей алюминия большая часть его уходит за рубеж (для переработки всего объема произведенного металла в России просто нет мощностей). Кроме того, создание объединенной алюминиевой компании защитит внутренний рынок от экспансии западных фирм, стабилизирует ситуацию в смежных отраслях, даст возможность поддержать зависимые от алюминиевой промышленности производства — авиакосмический комплекс, автомобиле- и судостроение.
Главная головная боль для российских алюминиевых предприятий— обеспечение сырьем. Огромные финансовые средства нужны на разработку собственных месторождений бокситов, для доступа к источникам за рубежом. Кто-то должен консолидировать ресурсы на эти цели.
Капитализация “Русского алюминия” обещает быть чрезвычайно высокой и привлекательной для инвесторов. На сегодня самый высокий уровень капитализации среди мировых производителей алюминия у Alcoa — 25,9 млрд. долл.; далее следуют Alcan— 7,8 млрд. долл.
Национальная алюминиевая компания, по оценкам специалистов, сможет выйти на второе место в мире, достигнув уровня капитализации 8,4млрд. долл. Упускать шанс стать вторыми в мире по производству первичного алюминия и по уровню капитализации было бы недальновидно.
Пока “Русскому алюминию” и его менеджерам удается подчинить работу заводов — лидеров отрасли единой логике. И завершить формирование вертикально интергрированной структуры им надо как можно быстрее. Потому что впереди непростая борьба на внешних рынках.