Российская альтернатива переделу алюминиевого рынка

Последняя четверть XX века ознаменовалась коренными переменами в организации промышленного производства и бизнеса в целом. Наряду с появлением новых, революционных технологий, в ведущих отраслях промышленности наиболее развитых государств мира наметилась тенденция, которая будет определять дальнейшее развитие мировой экономики на протяжении по крайней мере следующих 50 лет. Это глобализация в ключевых сферах производства, объединение и слияние производственных мощностей и капиталов крупнейших компаний мира.

Цели, которые преследует это слияние: бoльшая мобильность во внедрении новых технологий, возможность экспансии на рынки третьих стран, более стабильное положение в случае возникновения угрозы каких-либо рисков (например, таких, как риск разделения, возникший для компании Microsoft).

Мировая алюминиевая индустрия не стала исключением из процесса глобализации. Сейчас и в ней происходит процесс объединения, монополизации ключевых активов. Ведущие производители алюминия и алюминиевых полуфабрикатов стремятся к слиянию своих сырьевых, производственных и перерабатывающих баз. Их задача — образовать мощные компании, которые не будут испытывать недостатка в сырье, перед которыми будут открыты практически все рынки и которые смогут производить в необходимом объеме все наиболее конкурентоспособные виды продукции.

КОНЦЕНТРАЦИЯ АКТИВОВ УСИЛИВАЕТСЯ

На сегодня лидерами мирового алюминиевого рынка являются канадская компания Alcan и американская Alcoa, доли которых в мировом производстве глинозема составляют соответственно 7 и 25%, а в производстве алюминия — 6% и 14%.

Эти компании ведут весьма агрессивную политику на мировом рынке, стремясь усилить контроль над основными сырьевыми базами и завоевать новые рынки сбыта. Причиной является именно стремление взять под контроль рынок, а не намерение вести собственный бизнес в более стабильных условиях — собственная сырьевая база Alcoa, например, более чем на 51% удовлетворяет производственные потребности компании.

На 2000—2001 годы намечено образование двух алюминиевых гигантов: компании AR (результат слияния Alcoa и Reynolds) и компании APA (детище Alcan, Pechiney и Algroup). В результате объединения AR будет производить 99,5% первичного алюминия США и 22% — мирового, а АРА — 32% европейского алюминия и 15% — мирового. В руках этих групп окажутся соответственно 38% и 16% производства глинозема. Конкурировать с ними на равных алюминиевым компаниям других стран, в том числе России, будет чрезвычайно сложно. Тем более что за новыми концернами — мощь западных государств.

Распределение производства алюминия по регионам мира




































Регион


Производственные мощности (тыс. тонн)


Северная Америка


6691


Латинская Америка


2285


Западная Европа


3802


Восточная Европа (включая Россию)


4116


Азия


5159


Африка


1242


Австралия, Океания, Юго-Восточная Азия


2113


Всего в мире


25408


Объем первичного алюминия, используемый крупнейшими мировыми производителями для дальнейшей переработки


10861


Свободный объем первичного алюминия на рынке


14547


14547 тысяч тонн первичного алюминия остаются невостребованными производителями.

Напрашивается вывод: если Россия не хочет в очередной раз остаться в стороне от столбовой дороги развития цивилизации, ей нужно взять на вооружение этот общемировой опыт. Тем более что отечественные предприятия алюминиевой промышленности обладают мощнейшим производственным и финансовым потенциалом.

На их основе можно создать крупную национальную алюминиевую компанию, которая смогла бы соответствовать мировым стандартам по всем производственно-техническим, финансовым и иным показателям. Нужна компания, которая стабилизирует ситуацию в алюминиевой отрасли и создаст возможности для осуществления “агрессии” на внешние рынки.

“РУССКИЙ АЛЮМИНИЙ”: С МЕСТА В КАРЬЕР

Американцы объединили свои предприятия при полном одобрении правительства и законодателей. Проигнорировали даже устоявшиеся общемировые антимонопольные ограничения. И теперь со спокойной душой могут заниматься главной задачей — вытеснением с рынка конкурентов.

В России все значительно сложней. Государство декларирует необходимость создания национального холдинга, но наблюдает за процессом со стороны. Поэтому когда “Сибирский алюминий” и акционеры “Сибнефти” договорились о создании ОАО “Русский алюминий”, к перспективе развития новой компании эксперты относились скептически. Противники стали готовить лоббистов к атаке на холдинг, вспомнили о необходимости защиты внутреннего рынка алюминия в России, которого попросту нет. 400 тысяч тонн в год — такой объем рынка годится не для ведущей алюминиевой державы, а для Лихтенштейна.

Однако менеджеры “Русского алюминия” пессимистические прогнозы опровергли. За два месяца компания без скандалов и потрясений практически закончила процесс включения в единую вертикально интегрированную структуру Красноярского и Братского алюминиевых заводов. Нормализована работа на Ачинском глиноземном комбинате— предприятии, находившемся на грани банкротства. АГК в мае получил первую реальную прибыль в 2000 году. “Русский алюминий” представил четкую программу стратегического развития не только своих заводов, но и отрасли в целом.

Впереди у холдинга консолидация активов всех предприятий и создание национальной алюминиевой компании с полным производственным циклом, способной конкурировать с крупнейшими западными компаниями. В настоящее время “Русал” выступает координатором действий предприятий в снабжении их сырьем и сбыте продукции на внешнем и внутреннем рынке. Проводится подготовительная работа к международной экспертизе, согласованию предстоящего объединения в Министерстве по антимонопольной политике РФ. Эти преобразования должны быть закончены к концу года.

Параллельно идет процесс вовлечения в сферу влияния “Русского алюминия” новых предприятий алюминиевой отрасли в России и за ее пределами. Подписано соглашение с правительством Армении о создании совместного предприятия на базе Канакерского алюминиевого завода. Когда-то крупнейший в СССР фольгопрокатный завод в последние годы фактически простаивал, и сейчас планируется, что он будет выпускать 2,2тыс. тонн продукции ежемесячно. “Русский алюминий” намерен в ближайшие годы инвестировать в его развитие почти 30 миллионов долларов. Кроме того, изучается либо уже реализуется ряд перспективных проектов в Украине, Румынии, Чехии, Югославии, Сардинии, Гвинее и других регионах мира.

“Русский алюминий” обладает собственной разветвленной сетью сбыта в России и за рубежом. Компания имеет дочерние структуры и представительства в США, Великобритании, Германии, Израиле, Японии, на Ближнем Востоке. Готовится к открытию представительство в Китае. Доля “Русского алюминия” в мировом производстве первичного алюминия составляет около 12%, а доля в свободном объеме первичного алюминия на мировом рынке достигает 20%.

ДОСТОИНСТВА ЕДИНОЙ КОМПАНИИ

В силу экспортоориентированности российских производителей алюминия большая часть его уходит за рубеж (для переработки всего объема произведенного металла в России просто нет мощностей). Кроме того, создание объединенной алюминиевой компании защитит внутренний рынок от экспансии западных фирм, стабилизирует ситуацию в смежных отраслях, даст возможность поддержать зависимые от алюминиевой промышленности производства — авиакосмический комплекс, автомобиле- и судостроение.

Главная головная боль для российских алюминиевых предприятий— обеспечение сырьем. Огромные финансовые средства нужны на разработку собственных месторождений бокситов, для доступа к источникам за рубежом. Кто-то должен консолидировать ресурсы на эти цели.

Капитализация “Русского алюминия” обещает быть чрезвычайно высокой и привлекательной для инвесторов. На сегодня самый высокий уровень капитализации среди мировых производителей алюминия у Alcoa — 25,9 млрд. долл.; далее следуют Alcan— 7,8 млрд. долл.

Национальная алюминиевая компания, по оценкам специалистов, сможет выйти на второе место в мире, достигнув уровня капитализации 8,4млрд. долл. Упускать шанс стать вторыми в мире по производству первичного алюминия и по уровню капитализации было бы недальновидно.

Пока “Русскому алюминию” и его менеджерам удается подчинить работу заводов — лидеров отрасли единой логике. И завершить формирование вертикально интергрированной структуры им надо как можно быстрее. Потому что впереди непростая борьба на внешних рынках.