“Мы создаем виртуальную ярмарку”

Недавно “Госинкорхолдинг” — компания, известная пристальным вниманием к последним достижениям прогресса (впомнить хотя бы сверхсовременные продукты Гута-банка, входящего в эту структуру), объявила об открытии нового, весьма амбициозного Интернет-проекта— комплексного, включающего банковские, страховые, торговые, транспортные, туристические и иные услуги. В полную силу проект заработает через несколько месяцев. О реализации проекта в виртуальной и в “обычной” реальности рассказывает генеральный директор управляющей компании проекта — “Юниверс Он-Лайн” — Юрий Ровенский

ИНТЕРНЕТ-ЛОГИСТИКА ДЛЯ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ

— Юрий Александрович, расскажите, чем Ваш проект отличается от других?

— Это большая торговая площадка, Интернет-портал. Одно из важнейших его отличий — мы не проект на злобу дня, а проект инвестиционный, перспективный. Не гнались за модой, не ставили во главу угла сегодняшние потребности — разработали перспективную стратегию и с точки зрения этой стратегии стали действовать.

Созданию портала предшествовала очень серьезная работа — его концепция была выработана в результате многочисленных социологических опросов, серьезного анализа рынка. Он базируется на предпочтениях и ожиданиях как сегодняшних потребителей, так и тех, кто станет пользователем Интернета в ближайшем будущем.

Другое отличие, не менее существенное, — мы работаем с внешними товарными и финансовыми потоками, выступаем по отношению к ним только как логистическая структура. Задача портала — освободить от бремени вложений в Интернет компании, занимающиеся торговлей, услугами — эту функцию мы берем на себя. Фирмы же с нашей помощью имеют возможность вести торговлю в Интернете или отслеживать свои отношения с партнерами по бизнесу.

Далее. “Юниверс Он-Лайн” строит в виртуальной среде реальный, серьезный бизнес. Мы не технологическая компания, наша задача — реализация полного цикла проектных работ по созданию портала. Технологии, технические принципы для нас — всего лишь инструмент. Ключевыми же элементами являются система управления, маркетинг, логистика: обычные составляющие продуманного бизнеса.

Кроме того, компания изначально ставит задачу работать на основе мировых управленческих стандартов. Я думаю, на сегодняшний день это наша важная отличительная особенность не только среди многих Интернет-компаний, но и среди большинства российских компаний вообще.

Понимаете, “Юниверс Он-Лайн” работает в глобальной сети, и кому как не нам в первую очередь задумываться о соблюдении общемировых принципов бизнеса и управления.

— А как строится взаимодействие между элементами бизнеса — системой управления, маркетингом и логистикой?

— Взаимодействие строится по классическим принципам. Сначала решается вопрос технической и технологической целесообразности того или иного начинания, затем осуществляется маркетинговое исследование, устанавливаются целевой сегмент на рынке, число итоговых потребителей. Определяется, что конкретно будет востребовано этими потребителями.

Вообще проектом, о котором объявили сейчас, мы занимаемся 2—3 года.

СТРУКТУРА СЕТЕВОГО “УНИВЕРСАМА”

— А что включает этот проект?

— Это “он-лайновая” система торговли ценными бумагами, которая реально существует, причем единственная такая Интернет-система на российском рынке ценных бумаг…

— Система биржевой торговли?

— Да. Затем система удаленного управления счетом, которая создавалась под эгидой Гута-банка, другие составляющие электронного банкинга, система Интернет-страхования, система покупки билетов на разные виды транспорта, комплекс туристических услуг, система продажи товаров широчайшей номенклатуры, система финансово-деловой платной информации (новости, аналитика, котировки), система взаимодействия между бизнес-партнерами. А также игровые ресурсы и стимулирующие бесплатные сервисы: новости, сопутствующая информация, бесплатная электронная почта, хостинг, чаты, энциклопедия.

Основные составляющие функциональной системы, которые заложены в наш портал, — платежная система, торговая система — разрабатывались в течение значительного времени. И многие, особенно банковские, элементы существуют довольно давно.

Но Вы, наверное, не будете со мной спорить, что российская аудитория созрела для серьезного восприятия Интернет-среды как среды ведения бизнеса не более чем три—четыре месяца назад. А с точки зрения маркетинга очень важно было появиться в правильное время в правильном месте.

— Насколько я знаю, портал предназначен не только для работы с юридическими лицами?

— Да, мы работаем как с юридическими, так и с физическими лицами. Я условно выделяю три составные части портала.

Первая связана с потребительским рынком и ориентирована на физических лиц — конечных потребителей.

Вторая часть — банковские услуги как физическим, так и юридическим лицам, включая управление счетом, торговлю ценными бумагами и т.д.

И третья часть — business-to-business.

— В этой части — все, что касается взаимодействия компаний — не только торговых, но и иных?

— Безусловно. И говоря о том, что мы торговая площадка, мы подразумеваем под торговлей не только оптовую или розничную продажу товаров или услуг, но и конкурсные продажи, биржевую торговлю, комплектацию заказов для региональных дилеров… И торгуем чрезвычайно широким ассортиментом продуктов, начиная от запасных частей для автомобилей и заканчивая сантехникой. И бытовыми, и промышленными товарами — 30 тысяч наименований.

Данный портал представляет собой этакий Интернет-универсам, в котором есть все, что нужно для массовой аудитории, — как физическим, так и юридическим лицам.

Особо замечу, что портал может удовлетворить все основные потребности компании, в том числе потребности взаимодействия с региональными подразделениями. Ведь в большинстве случаев создание внутрикорпоративной сети — сети Интранет, не оправдано ни по условиям ее содержания, ни по условиям ее обслуживания, ни по качеству продукта. Мне известны такие системы — в “Рослеспроме”, например. Они не стоят тех денег, которые на них затрачены.

— То есть Вы считаете, что создание Интранет-сетей не обоснованно?

— Вопрос — в объеме транзакций, соотношении результат/затраты. Но само по себе создание такой сети не дает конкурентных преимуществ. Для того чтобы получить 10 тысяч, нерационально вкладывать 50. В основе решения этого вопроса должна лежать экономическая целесообразность.

Широкие возможности портала позволяют избежать таких вот ненужных, на наш взгляд, капиталовложений в информационные технологии.

Наш портал можно сравнить с ярмаркой. Это виртуальная ярмарка, на которую торговцы могут прийти со своим товаром. У нас есть торговые ряды, система подвоза товара, охрана, кассы. Плюс к этому у нас изобилие разнообразной информации — аналитической, экспертной. (Однако мы, конечно, не просто “сдаем площадь в аренду” — для нас важно, что и как продается.)

Пока для многих использование Интернет-среды обусловлено просто тем, что это интересно в познавательном смысле, можно получить доступ к каким-то игровым ресурсам. Сегодня именно игровые ресурсы занимают лидирующее место по востребованности. На втором месте идет серьезная аналитика.

Мы стремимся объединить эти два направления. У нас предусмотрены интеллектуальные игры, казино, юмористические сайты — и серьезные аналитические материалы.

“Юниверс Он-Лайн” не пытается стать конкурентом уже существующих развлекательных или аналитических сайтов. Но мы считаем, что человек, войдя на наш портал, должен найти максимум того, что ему нужно в повседневной жизни. Большинство людей каждый день ходят в супермаркеты, и только раз в месяц посещают бутики… При этом мы, конечно, готовы сотрудничать с такими Интернетовскими “бутиками”.

Вообще, по ходу реализации проект разрастается.

ПРЕДЫСТОРИЯ ПОРТАЛА

— Каким образом развитие Интернет-проектов “Госинкорхолдинга” привело к формированию Вашего портала? Все, наверное, происходило под эгидой Гута-банка?

— Гута-банк — это только одна из составляющих “Госинкорхолдинга”, только один из инициаторов проекта, хотя он и играет ключевую роль. Среди наших учредителей — страховая компания “Инкорстрах”, “Госинкор-Финанс” и ряд других структур холдинга.

На протяжении последних нескольких лет в холдинге было понимание перспектив развития высокотехнологичных продуктов. И “Госинкорхолдинг” активно инвестировал в это направление.

Другое дело, что потребовалось достаточное количество времени, чтобы заболеть этой болезнью всерьез, чтобы понять необходимость заниматься Интернетом как бизнесом.

Мы занялись этим направлением не просто потому, что это сейчас модно и у нас есть значительные наработки в этой сфере. Задача ставилась другая — занять лидирующие позиции на этом рынке. Мы понимали, что лидером может стать тот, кто предложит более комплексное решение — и тот, кто выполнит его первым.

Не пытались запрыгнуть в вагон уходящего поезда — по нашим оценкам, на сегодняшний день то комплексное решение, которое нами предложено, будет на рынке некоторое время единственным. Дело в том, что проект, который начал “Госинкорхолдинг”, требует больших инвестиционных затрат.

И затраты абсолютно венчурные — из-за того, что Интернет-бизнес не может быть рассчитан по стандартным методикам оценки качества инвестиции. Мы с трудом можем оценить средние нормы рентабельности в этой области…

Отдавая себе отчет, насколько этот бизнес капиталоемкий и быстроменяющийся, мы не могли создать статичный продукт. Ведь продукт, созданный сегодня, уже завтра требует серьезных изменений — это, кстати, одна из фундаментальных проблем, существующих сейчас в Интернет-коммерции: не только в российской, но и в мировой.

В этой сфере очень низкая рентабельность— при колоссальных оборотах, которые демонстрирует, например, Аmazon.com и другие известные платформы. В этой сфере чрезвычайно высока потребность в реинвестировании.

Я должен отметить: Интернет-бизнес сегодня — это уже чрезвычайно высокотехнологичные системы. Год, полгода назад было не так. С этой точки зрения конкурентов могло бы быть много. Но комплексный подход, который мы взяли на вооружение, чрезвычайно трудно реализовать без широкомасштабных инвестиций.

ОЧИЩЕНИЕ ИНТЕРНЕТА ОТ СПЕКУЛЯНТОВ

— Как Вы оцениваете перспективы Интернет-рынка с точки зрения того кризиса, который был недавно на сегменте акций высокотехнологичных компаний?

— Мне кажется, события, которые произошли на технологическом рынке — резкие колебания индексов — являются положительным фактором.

Это было потрясение, которое затронуло не только NASDAQ и NYSE, но и европейские, азиатские фондовые биржи. И Российская торговая система продемонстрировала падение курсов акций на 6-10%.

После событий некоторые эксперты поспешили заявить, что эра высокотехнологичных компаний закончилась. На самом деле, крах был сигналом того, что близка к концу эра Интернет-спекулянтов — тех, кто вкладывал деньги в краткосрочные проекты с быстрой отдачей, тех, чей бизнес был рассчитан на быстрое “раздувание” капитализации.

Это не что иное, как бизнес-мусор: если в спекулятивной сфере появляется нечто интересное, то оно — результат деятельности программистов, а не инвесторов. Однако люди, обжегшись на таких спекулятивных акциях в Интернет-среде, формируют свое мнение об этой среде вообще, посему такой спекулятивный бизнес вреден.

Так что краху спекулятивных бизнес-проектов я очень рад. Потому что к Интернет-бизнесу, как и к любому другому, надо относиться серьезно.

Мы себя считаем серьезными игроками на Интернет-рынке, пришли надолго. И хотим формировать этот рынок. Видим себе законодателями мод.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЫНКА

— То есть для “Госинкорхолдинга” Ваш Интернет-проект — прежде всего стремление формировать новый рынок и контролировать его загодя?

— Контролировать рынок загодя невозможно. Регулировать рынок можно лишь тогда, когда на нем уже сложилось определенное равновесие и имеется критическая масса участников. Сегодня этого нет, так что этот проект — не попытка регулирования, а скорее попытка стимулирования создания рынка.

— Каким, на Ваш взгляд, будет развитие Интернет-бизнеса в России?

— Мне кажется, 2000 год не сулит кардинального изменения ситуации в этой сфере в России. Но этот год будет подготовительным для существенного роста в будущие два.

Всякая деятельность должна базироваться на определенном общественном понимании. Такое понимание наступает: по нашим оценкам, в России сейчас очень существенно растет число пользователей. А это серьезное предвестие успеха Интернет-коммерции.

Ведь любая палатка, магазин располагаются в том месте, где больше всего поток покупателей. Интернет-магазины и “универсамы” — не исключение.

По нашим расчетам, в 2001—2002 годах будет происходить стремительный рост числа пользователей Сети.

— Почему?

— Причин несколько. Основная состоит в том, что новое поколение студентов, уже серьезно заразившихся Интернетом, приходят на работу в реальный бизнес. Они представляют собой и новую аудиторию индивидуальных покупателей.

Кроме того, в 2001-2002 годах, по мнению многих экспертных организаций, Интернет пойдет в регионы. Географическая карта нашей страны является плюсом для развития электронной коммерции: для нее гораздо больше возможностей, чем, например, в Голландии с ее маленькой территорией.

— И хорошими традиционными коммуникациями…

— Вот именно.

Россия — страна традиций, обычаев. Но все традиции рано или поздно меняются. На сегодняшний день сложились предпосылки того, чтобы традиции в отношении коммуникаций были изменены.

Есть определенные усилия в этом направлении со стороны Министерства связи. Сейчас на согласовании в правительстве находится Федеральная целевая программа развития Интернет-торговли.

Не менее важны также общие макроэкономические показатели, покупательная способность населения. Имея прекрасную инфраструктуру и коммуникационную сеть, но не имея платежеспособного спроса, мы не сможем развивать электронную торговлю. А доход от торговой деятельности — основной доход в Интернет-бизнесе.

— Не от банковской, а именно от торговой?

— Банк — инструмент организации финансовых потоков. Вы не пойдете в банк, не откроете счет и не получите карточку для того, чтобы ее показывать друзьям. Вы сделаете это для совершения торговых операций.

Наш холдинг заинтересован в создании Интернет-проекта именно потому, что мы видим возможность стимулирования более ранних наших бизнес-проектов, в том числе связанных с банками, страховой компанией, а также транспортной и телекоммуникационной компаниями. Видим возможность стимулировать рост их бизнеса с помощью создаваемого портала.

БУДУЩЕЕ ПОРТАЛА

— Какие новые компоненты Вы планируете включить в портал в 2001, 2002 годах?

— Трудно загадывать. Сейчас невозможно сказать, по какому пути будет развиваться Интернет вообще. Можно утверждать только то, что мы будем расширять свое присутствие в Сети.

Абсолютно точно “Юниверс Он-Лайн” не будет продавать оружие через Интернет, не будет оказывать сексуальные услуги.

У нас существует план увеличить за полгода перечень товаров до 50 тысяч наименований. “Юниверс Он-Лайн” уже сейчас предлагает 19 видов страхования через Интернет — многие из них вообще не оказывались до нас в “он-лайновом” режиме (в России). Это не только страхование гражданской ответственности, но и другие виды, которые можно реализовать в ситуации, когда страхователь не видит своего агента.

Мы первыми в нашей стране вводим систему продажи железнодорожных, морских и авиабилетов и планируем ее расширять. Такой системы в “он-лайн” пока тоже нет ни у кого.

“Юниверс Он-Лайн” планирует продвигать дистанционное обучение — это очень востребовано и чрезвычайно актуально. “Физическое” обучение осложнено рядом проблем: отрыв от рабочего места, перемещение из одного города в другой, весьма недешевые выплаты организаторам высоки и не всегда приемлемы для малого и среднего бизнеса.

— Можно делать некий “бэкграунд” с помощью Интернета, чтобы человек физически делал в рамках учебного процесса только то, что никак иначе сделать нельзя?

— Совершенно верно.

Знаете, Интернет-коммерция — настолько многогранный и интересный бизнес, что глаза разбегаются от возможностей. И было желание заняться одним, другим, третьим… Но мы разделили для себя проект, которым мы занимаемся сейчас, и перспективы.

В этом мы опирались на самое большое достояние человечества — разделение труда. Все бизнесы, которые осуществляем сейчас, строим с партнерами — в частности, компаниями “Госинкорхолдинга”. Партнеры — лидеры рынка торговли, страхования, банкинга.

Потому что понимаем: чем более профессионально будет сделана наша работа, тем лучше будет результат.

Беседу вел Александр ПОЛЯНСКИЙ