Имидж и репутация

С развитием рыночных отношений в нашей стране большое значение приобрели репутация и имидж компании и отдельного бизнесмена. Понятия “репутация” и “имидж” весьма близки друг другу. И часто клиент, принимая решение о сотрудничестве, оценивает компанию по совокупности имеющейся о ней информации, не проводя четкой границы между этими двумя характеристиками.

В повседневной жизни мы также часто используем эти понятия как синонимы. И в самом деле, вкладываемый в них смысл во многом идентичен. Одно значение плавно перетекает в другое, так что не всегда просто определить, где мы имеем дело с репутацией, а где — с имиджем. Наглядно соотношение между имиджем и репутацией можно представить с помощью двух рисунков, помещенных на этой странице.

На них изображены смысловые поля двух этих терминов. Эти смысловые поля можно рассматривать как пересекающиеся (рис. 1) или как целое и часть (рис. 2).

Очень часто различия между этими двумя понятиями определяются содержанием, которое мы вкладываем в них. Точнее, в понятие “имидж”: если репутацию можно определить более или менее однозначно как совокупность мнений о компании или человеке, то у термина “имидж” широкий спектр значений.

В узком смысле имидж — это внешний образ компании, который носит символический характер. В широком же смысле это все, что известно о компании. При первом варианте понимания справедлив рис. 1, при втором — рис. 2.

Все вышеприведенные рассуждения кажутся сугубо академическими лишь на первый взгляд. Смотрите, что получается.

Имидж (в первом из приведенных значений) — это ярлычок, которым мы начинаем пользоваться, заменяя его стоящими за ним компаниями или людьми. Цель и значение имиджа-ярлычка — в первичном привлечении внимания и идентификации компании.

Репутация же — это создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках субъекта. Она складывается из реальных действий и фактов, но, конечно, в определенной степени под влиянием имиджа-картинки.

Например, репутация фирмы в среде профессионалов может быть гораздо хуже, чем у более широкой аудитории. Одной из причин такого несоответствия является расхождение между имиджем и истинной сущностью компании, о которой еще мало известно широким слоям населения.

Основной канал создания имиджа-картинки — визуальный. Логотип, фирменный знак, слоган — составляющие имиджа. Основные же каналы, которые формируют репутацию,— слуховой и тектовый: репутация создается из устных или письменных текстовых сообщений.

Эти отличия обязательно нужно учитывать руководителям в работе по влиянию на мнение окружающих о фирме и о них самих.

В следующем номере

читайте статью о механизмах формирования репутации