Театр бизнеса начинается со склада

Склад — центральный элемент логистической системы. Именно он выступает в качестве ключевого ее звена. От того, как он организован, зависит работа всех остальных элементов.


Рассмотрим основные аспекты работы склада.

Основные принципы устройства “правильного” складского хозяйства:


— максимальная механизация и автоматизация технологических операций;


— оптимальное использование площади и емкости складских помещений;


— организация сквозного “прямоточного” товарного потока;


— планомерность и ритмичность складских работ;


— полная сохранность товаров.



РАЗГРУЗИТЕСЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО


Быстрая разгрузка транспорта и приемка поступившего товара — одна из первых задач, стоящих перед работниками склада. Скорость выполнения разгрузочных операций зависит от наличия и применения необходимого оборудования (авто- и электропогрузчиков, грузовых тележек и т. п.) и четкой организации работ.


Ключевое понятие, которое нужно использовать при организации разгрузочных и других складских операций, — грузовая единица. Это некоторое количество товаров, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу и которая своими параметрами связывает технологические процессы на различных участках логистической цепи в единое целое.


Существенными характеристиками грузовой единицы являются соответствие ее размеров транспортному средству и способность к сохранению целостности и первоначальной геометрической формы в процессе осуществления транспортировки и последующих операций. Согласованные размеры грузовых единиц и оборудования для их обработки позволяют эффективно использовать материально-техническую базу различных участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.


Проще говоря, если ваш зарубежный поставщик отправляет вам фуру, загруженную стандартными коробками на деревянных поддонах, ваш склад должен быть оборудован погрузчиками, чтобы быстро разгрузить товар и правильно его разложить.


Основной платформой для формирования грузовой единицы сегодня считаются стандартные европоддоны для автотранспорта, их размер — 1200х800 или 1200х1000 мм. Исходя из этих размеров и определяется базовый модуль упаковки.


Важно, чтобы грузовая единица сохраняла целостность в процессе выполнения логистических операций. Для обозначения целостности используется другой термин — пакетирование, который означает связывание грузовой единицы и поддона в единое целое.


Грузы пакетируют разными способами: стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, скотчем. Самый современный и удобный способ — пакетирование термоусадочной пленкой, что предполагает наличие специального оборудования.

Внутрискладской технологический процесс составляет совокупность технологических операций по разгрузке, перемещению, распаковке, приемке, размещению, укладке, хранению и отпуску товаров. Количество и характер складских операций зависит от ассортимента, физико-химических свойств, условий приемки и отпуска товаров, степени механизации и автоматизации операций и других факторов.



ПРАВИЛЬНО ПРИНЯТЬ МОЖНО ТОЛЬКО НА ГРУДЬ


Итак, товар выгружен и доставлен к месту приемки. Ошибочно полагать, что процесс приемки заключается в пересчитывании грузовых единиц и сверке с накладной. Прежде всего для приемки существуют определенные сроки, которые зависят от условий договора, от упаковки товара, от его свойств и особенностей и даже от способов доставки.


Правильно приемка должна осуществляться так. Товары, поступившие без или в поврежденной упаковке, принимаются в момент получения от поставщика или в момент вскрытия опломбированных (разгрузки неопломбированных) транспортных средств. Товары, с упаковкой которых все в порядке, по весу и количеству мест принимаются в те же сроки, а товары при выскрытии упаковки — по количеству товарных единиц в каждом грузовом месте, но не позднее 10 дней с момента получения товара.


При приемке грузов от транспортных фирм в соответствии с действующими правилами перевозок грузов следует убедиться в наличии на транспортных средствах или контейнерах пломб отправителя или пункта отправления, их исправности, оттисках на них, состояния транспортных средств или контейнеров. Снятые пломбы необходимо сохранить до момента окончания приемки и оприходования товаров. Кроме того, нужно проверить, соблюдались ли правила перевозки, обеспечивающие предохранение груза от порчи и повреждения (укладка груза, вентилирование, температурный режим и т.п.).


В процессе приемки сверяются фактические параметры поступившего груза с данными товарно-сопроводительных документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, инвойсов и т.п.). Товар идентифицируется либо по этикеткам, расположенным на упаковке, либо путем считывания штрих-кода с помощью переносных сканеров (или другим способом).


Полученный товар по “правильной” технологии необходимо не просто свалить в ближайшем углу склада, а правильно разместить. Это целая наука. При большом ассортименте складируемого товара нужно создать надлежащие условия и режим хранения, сократить потери, повысить эффективность использования складских площадей. Нужно помнить, что впоследствии придется быстро отыскивать нужный товар для отгрузки его покупателю.


Существуют два вида укладки: штабельная и стеллажная. Штабельная укладка целесообразна для хранения больших партий однородных товаров (например, мониторов и т.п.). Для обеспечения свободной циркуляции воздуха штабель укладывают на поддоне. Между штабелями и потолком оставляют свободное пространство. Высота штабеля определяется характером товара, видом тары, высотой складского помещения, предельной нагрузкой на 1 кв. м площади пола и поддона, степенью механизации труда на складе.


Штабель должен быть устойчивым, иначе он может разрушиться, испортить тару, вызвать россыпание, повреждение товара и даже послужить причиной несчастного случая. Устойчивость штабеля достигается способами его укладки: прямая укладка, в перекрестную клетку, в обратную клетку.


Прямая укладка применяется для грузов, упакованных в ящики одинакового размера. Каждый верхний предмет кладется на нижележащий, и в плане их расположение совпадает. Укладка в перекрестную клетку применяется для ящиков различных размеров: грузы верхнего ряда укладывают поперек грузов нижнего ряда. В обратную клетку, как правило, укладывают товары, упакованные в мешки: каждый следующий ряд мешков кладут на предыдущий в обратном порядке. Ряд штабеля может состоять из трех, пяти или восьми мешков.


Самый удобный и прогрессивный способ укладки грузов — стеллажный. Такой способ создает хорошие условия для повседневного оперативного учета товаров и наиболее рационального использования емкости склада. Возможность повреждения тары и потери товаров от давления верхних рядов на нижние исключается, каждое тарное место или поддон с грузом равномерно омывается циркулирующим воздухом. Следует помнить, что размещать быстро обращающиеся товары лучше на нижнем уровне стеллажей, принцип “подальше положишь — поближе возьмешь” здесь не работает.

ОТПУСК — ЭТО НЕ КАНИКУЛЫ


После того как товар занял надлежащие места на полочках или на свободном пространстве, его маркируют. Коды мест хранения товаров — необходимые элементы автоматизированной системы поиска, перемещения и укладки грузов — заносят в базу данных.


Коды эти вводятся при поступлении товара и указываются при распечатке листа комплектации (маршрутной карты). Затем шаблон приходного ордера с обозначением кодов ячеек (местоположения), в которых размещен товар, передается для ввода информации о размещении товаров в базу данных, заполняются карточки складского учета и окончательно оформляются приходные документы.


Заключительная стадия складского технологического процесса — отпуск товара. Этот процесс включает следующие операции: отбор товаров с мест хранения (комплектация), подготовку к отпуску (упаковку, окантовку, маркировку и т.п.), оформление документов на отпуск, отправку по назначению (доставку) либо отгрузку.


При оформлении маршрутной карты (комплектации заказа) нужно иметь в виду, что товары для комплектации всегда должны быть указаны в последовательности местоположения, а не в последовательности их нумерации. Однородные товары лучше отбирать вместе, в одной распечатке.


Работники склада, получив лист комплектации (маршрутную карту), производят отборку товаров с мест хранения. По окончании процесса комплектования партии и урегулирования возможных несоответствий, упаковки, заполнения упаковочных листов лист комплектации передается для завершения стадии подготовки к отгрузке, маркировки отгружаемых грузовых мест и ввода соответствующей информации в базу данных. После оформления документов товар отгружается со склада.


Святое правило любого заведующего складом: ничто не может покинуть помещения склада, если не остается документов, подтверждающих это и подписанных лицом, забирающим товар.


Сегодня существует масса компьютерных программ, автоматизирующих оформление документов и вообще все складские операции. Обычно эти программы являются частью комплексов по управлению предприятием. Прелесть автоматизации в том, что она обеспечивает единство товаропотоков, то есть и создает сквозные логистические цепочки. Ведь для фирмы важно не просто “забить склад”, а сделать это наиболее рационально: оптимизировать поступление и отгрузку товара, поддерживать достаточные складские запасы, рассчитывать финансовые возможности и факторы колебания спроса. Хорошие программы позволяют анализировать статистические данные и делать на их основе прогнозы.


Программы позволяют, зная параметры товара и физические характеристики подлежащего упаковке, определить размеры потребительской упаковки, размеры транспортной тары и рекомендуемые варианты установки груза на поддон. Транспортнику или экспедитору программы помогают, зная типоразмеры отгружаемого товара или количество грузовых единиц, осуществить оптимальную загрузку конкретного транспортного средства или оптимальное размещение на складском пространстве. Все это снижает затраты на обработку груза.


Кладовщицы, роющиеся в бумажках и по полчаса заполняющие накладные, — это уже анахронизм. Современные системы управления позволяют руководителю фирмы в реальном времени видеть всю картину движения товара на своем предприятии. В некоторых областях бизнеса (например, в службах курьерской доставки) весь процесс товародвижения вообще “вынесен” в Интернет. Каждый отправитель груза со своего компьютера может при помощи Интернета увидеть, где в данный момент груз находится: на каком континенте, в каком сортировочном узле, какие стадии оформления он прошел.


Управлять складским хозяйством надо оперативно и эффективно. Поэтому на системах автоматизации экономить не стоит.


В следующем номере — как организовать транспортировку