«Формированию эффективных стратегий мешают привычные стереотипы»

— Какое место занимает модуль “Общее управление” в модульной программе?


— Эта книга имеет особое значение. Она, как показывает само название, посвящена наиболее общим проблемам и поэтому имеет одинаково важное значение для любого менеджера вне зависимости от его должности в аппарате управления или от выполняемой в управленческом процессе функции. Общие проблемы рассматриваются прежде всего через принципы, которые отражают мировоззренческую основу управленческой деятельности, в формировании которой играют роль и научные знания, и практический опыт. Кроме того, в модуле раскрываются сущность и содержание процессов управления, выполняя которые менеджеры ставят и реализуют цели и задачи организации.


Данные принципы и процессы составляют базу для решения проблем управления, к которым относится разработка стратегии организации, реструктуризация управления, управление программами и проектами, антикризисное управление, использование услуг профессиональных консультантов. Практическое воплощение они получают во всех модулях программы, создавая реальную основу для управления любой организацией как целостной системой.


— Какая связь существует между общей и узкоспециализированной подготовкой профессионалов по управлению?


— Чем более полными являются знания, умения и навыки общего управления, тем увереннее каждый управленец сможет решать проблемы, связанные с пополнением своего специализированного потенциала и изменением характера работы.


Сейчас это приобретает особое значение как способ адаптации к изменяющимся в течение всего периода активной жизнедеятельности менеджера условиям на рынке управленческого труда. По данным статистики западных стран, менеджеры меняют место работы в среднем через каждые 5—7 лет, а следовательно, за 30—35 лет трудовой жизни им приходится пять—семь раз решать проблемы адаптации к новым организациям и обязанностям.


При принятии новых решений помогает общая фундаментальная подготовка менеджера, знание им научных основ и практики процессов управления. Если они соответствуют современным представлениям и взглядам на управление, переход на новую работу потребует наращивания знаний только по узкоспециализированной области и не потребует много сил и времени.


— Какие особенности характерны для модуля “Общее управление?


— Особенностью модуля является его целевая направленность. С одной стороны, он пополняет фундаментальные знания специалистов, а с другой — развивает навыки и умения решать проблемы управления на уровне современных требований к срокам и качеству. При этом ставка делается на тех менеджеров, которые имеют опыт работы, но испытывают необходимость в повышении квалификации или переподготовке.


Как правило, этим людям нужна целенаправленная учеба, позволяющая в относительно короткое время освоить теорию, методику и практику решения определенных и значимых задач, с которыми они сталкиваются в своей повседневной работе, или совершенно новых, но важных для решения проблем организации. Поэтому в центре внимания находятся методы активизации использования полученных знаний с помощью так называемых кейсов, примеров, упражнений конкретных заданий, вопросов и т.п.


— В чем цель модуля?


— Модуль предназначен для подготовки (путем обучения и тренировки) квалифицированных специалистов, обладающих качествами и профессионализмом, необходимыми для управления любым объектом, а также для самоуправления.


Его миссию можно определить формулой “каждому специалисту — знания, умения и навыки, обеспечивающие эффективное управление и самоуправление, а также способность к саморазвитию”.


В соответствии с миссией мы выделяем несколько ключевых целей. Среди них, подготовка специалистов, обладающих соответствующими мировому уровню знаниями теории, методологии и механизмов общего управления. Затем, выработка умений по использованию на практике теоретико-методических знаний. А также формирование навыков эффективного управления, самоуправления и способностей к саморазвитию. При этом целевые установки реализуются в двух подходах: с позиций знаний и с позиций навыков и умений.


— Какие знания в результате получает менеджер?


— Он получает знания, необходимые для осознанного управления, обеспечивающего эффективную постановку и реализацию целей организации. Это, в первую очередь, знание принципов управления организациями, отражающих новейшие представления о роли человеческого потенциала. Это знание современных тенденций в развитии организационных форм, а также содержания общих функций управления и требований, предъявляемых к менеджерам в условиях рыночной экономики. И это, конечно же, знание процедур формирования, направлений и методов реализации стратегических планов организации, методов анализа и выбора вариантов управленческих решений, а также принципов построения и видов структур управления организациями.


— А что имеется в виду под навыками и умениями?


— Навыки и умения представлены теми практическими способностями, которые необходимы современному менеджеру. Это, во-первых, умение применять на практике принципы управления, ориентированные на рациональное использование человеческого потенциала организации. Во-вторых, умение определять цели, задачи и содержание управленческого труда работников, проводить анализ факторов и осуществлять выбор стратегии развития. В-третьих, проектировать и организовывать процесс принятия решения, осуществлять выбор и оценивать соответствие структуры управления организацией ее стратегии и целям. И

в-четвертых, еще одно важное умение — выработка способности к непрерывному пополнению и обновлению собственных знаний, то есть к саморазвитию.


— Какие же новые положения в области теории и методов управления нашли отражение в модуле?


— На этот вопрос ответить непросто. Таких материалов в модуле много, так как сейчас мы пересматриваем многие устоявшиеся в ХХ веке представления и подходы к формированию организаций и к управлению ими.


Организации начали менять формы и модели своей деятельности, стремясь в максимальной степени приспособиться к обстоятельствам и решить проблемы своей конкурентоспособности. Появились и получили распространение новые формы интеграции предприятий, которые принципиально меняют модель их развития, а также методические приемы управления. Среди них финансово-промышленные группы, стратегические союзы и виртуальные образования. Чаще всего они формируются на базе объединения усилий самостоятельных, независимых организаций разной отраслевой принадлежности, форм собственности и размеров, связанных друг с другом общностью интересов. Цель — усиление конкурентоспособности путем концентрации ресурсов и усилий.


— В связи с этим Вы предлагаете новые методы?


— Да, конечно. С точки зрения управления интеграционные формы, состоящие из ряда самостоятельных организаций, представляют собой системы особого рода с неярко очерченными границами и меняющимся составом. В них существенно усиливается роль связей между самостоятельными организациями — элементами этих систем, увеличивается количество связей, усиливается требование к их согласованности. В результате мы имеем дело не с организациями как системами, а с системами процессов, необходимых для совместного решения проблем и для эффективного производства продукции и услуг. В них размываются границы между внешними и внутренними составными частями процессной организации, собственными и чужими ресурсами, крупными и малыми предприятиями, пересматриваются традиционные структуры организаций, их физические и правовые характеристики.


С этим наши менеджеры начали сталкиваться все чаще, и им необходима помощь в разработке концепции построения такого рода систем, формулировании принципов их образования и привлечения партнеров, стратегии развития. В орбиту внимания попадают теперь и такие понятия, как культура взаимоотношений, состав и содержание управленческих функций, их распределение между партнерами, структура управления, информационное обеспечение всего процесса управления совместной деятельностью, критерии оценки общих результатов и вклада каждого участника.


— Какие именно методы Вы предлагаете в новых условиях?


— В новых условиях управление не может быть построено без учета человеческого фактора и того потенциала знаний, который сконцентрирован в людях, работающих в организации. В соответствии с новой парадигмой управления именно это является гарантом достижения целей организации. Такова объективная реальность, в которой они действуют. В принципах, которые все более широко практикуются современным менеджментом, главное внимание уделяется человеку и социальным отношениям между людьми в организациях.


Поэтому мы стараемся подчеркнуть связь менеджера с культурой, с честностью и доверием к людям, с формированием условий для раскрытия способностей работающих и реальной оценки индивидуального вклада каждого в общий результат. Практически это означает отказ от системы управления, построенной на командно-контрольных основах, осуществление децентрализации управления и передачу все большего числа полномочий на низовые уровни.


— Каковы требования, которые Вы предъявляете к работе менеджера в современном бизнесе?


— В модуле как раз и рассматриваются требования к менеджерам и содержание их работ, связанных с постановкой целей, разработкой стратегии, и тактики управления.


Дело в том, что стратегические планы стали разрабатываться сравнительно недавно и далеко не всеми предприятиями РФ. Но даже при этом к настоящему времени накопился определенный опыт, который заслуживает внимания и анализа. Он показывает, что чаще всего стратегии отечественных предприятий формулируются как пути эволюционного развития за счет более высокого качества предлагаемой продукции или услуг, снижения затрат на производство, маркетинговых усилий, совершенствования процессов и т.д. Они очень похожи на планы перспективного развития, составлявшиеся в дореформенный период, когда фактор конкуренции вообще не учитывался. В сегодняшних условиях такие пути не дают ожидаемого успеха.


Опыт сильнейших компаний показывает, что в своих стратегиях они радикально меняют базу конкуренции, принимают риск, разрушают сложившиеся нормы и правила, используют неожиданные методы завоевания рынка. Общепризнанно, что эти революционные изменения в правила рыночной игры привносят чаще всего новые компании и именно здесь открывается шанс для наших предприятий, которые проявляют большую гибкость и адаптивность к новым условиям и готовы учиться всему, что приносит успех.


— Раз это происходит само собой, каков же смысл модуля?


— Дело в том, что формированию эффективных стратегий мешают привычные стереотипы поведения, и в их числе преимущественная ориентация на достижение краткосрочных целей, неприятие риска и инициативы. Существенным моментом является также в среднем более низкий по западным меркам уровень знаний, искусства и опыта привлекаемого к работе управленческого персонала. Последнее обстоятельство дает о себе знать на этапе реализации стратегии, когда разрабатываются программы, определяются исполнители, сроки и затраты на проведение работ.


Главный недостаток руководства наших предприятий состоит в недооценке такого фактора, как привлечение к работе по реализации стратегии широкого круга управленцев и специалистов. По существу это свидетельствует о стремлении сохранить принципы командной экономики применительно к стратегическому менеджменту. Между тем сейчас, как никогда, необходима настройка всей системы организационных, психологических и экономических отношений на коллективную работу, в результате которой должны быть заинтересованы и руководители предприятия, и весь трудовой коллектив. Это требует от руководства нового мышления и радикального изменения стиля руководства персоналом. В таких условиях руководитель должен не только много знать, но и показывать пример, повышая общий потенциал управления.


— Каким образом всю эту теорию и новые подходы могут практически применить менеджеры?


— Изучение принципов и процессов общего управления организаций не может дать желаемого результата без проведения менеджерами самостоятельной работы. С этой целю в модуле предусмотрена серия взаимосвязанных заданий, решение которых направлено на разработку концепции системы управления организацией. Для этого они сами выбирают организацию, производят ее описание как объекта управления, формулируют миссию и ключевые цели, осуществляют диагностику состояния организации, выбирают и обосновывают стратегию развития. Важным этапами формирования концепции являются разработка системы планов и программ по реализации стратегии, а также обоснование эффективности разработок и предложений. Такой подход позволяет закрепить, творчески осмыслить и практически применить знания, полученные при изучении материалов модуля. Он расширяет представление о современных проблемах управления и прививает умение решать их методами, апробированными последними достижениями управленческой мысли.


— А есть ли у Вас опыт такого обучения менеджеров и руководителей?


— Опыт использования модульного подхода к обучению у нас имеется. Он свидетельствует о том, что при ориентации на конкретные задачи повышается интерес как к самому процессу, так и к его результатам. Дело в том, что менеджеры и руководители начинают воспринимать учебу как один из важнейших способов решения проблем организаций, в которых они работают. Поэтому на их внимание и включенность в процесс обучения жаловаться не приходится. Организация такого обучения требует серьезной подготовки, и чаще всего оно проводится хорошо подготовленными, имеющими опыт бригадами профессоров и специалистов. Успех обеспечен тогда, когда в результатах заинтересовано высшее руководство организации.


Беседу вел Роман МОИСЕЕВ