Что такое российский МВА?

Закончился почти годичный марафон целенаправленных упорных усилий по обеспечению государственного признания образования по программам “Эм Би Эй”: Мастер делового администрирования (MBA: Master of Business Administration). На сегодня дело сделано: постановлением Правительства РФ внесены необходимые дополнения и изменения в государственные регламентирующие документы; Министерством труда утверждены квалификационные требования к выпускникам программ МВА, а Министерством юстиции — новая форма диплома о “Дополнительном (к высшему) образованию”, которая распространяется на любую “вторую квалификацию”, присваиваемую на базе высшего образования, в том числе и на программы МВА.


Министерством образования РФ принят также новаторский документ “Государственные требования к подготовке менеджера высшей квалификации по программам Мастер делового администрирования (МВА)”, который можно считать новым подходом в стандартизации программ обучения. В этих “Государственных требованиях” регламентируется не только содержание программ МВА в виде некоторых “рамочных” условий, но и другие аспекты реализации программ, направленные на обеспечение их требуемого качества. Это отражается в таких разделах, как квалификационные требования к выпускнику МВА, требование к профессорско-преподавательскому составу, права и обязанности слушателей, формы преподавания, а также организации учебного процесса, контроля знаний и др. Заложена необходимая гибкость в разработке и реализации программ обучения, исходя из их “миссии”, то есть особенностей клиентных групп, целей программ, специализации, отрасли деятельности и т.п.


Год назад, когда группа профессоров, представляющих Российскую ассоциацию бизнес-образования, встретилась с Министром образования Российской Федерации В.Филипповым и внесла предложение о государственном “узаконении” образовательных программ МВА, она встретила полное понимание, обещание поддержки и решимость образовательного ведомства России сделать этот шаг. Было очевидно, что программы МВА, широко распространенные на всех континентах, на сегодня являющиеся самой серьезной формой подготовки профессиональных управленческих кадров высшей квалификации, очень нужны России, страдающей от дефицита таковых. Но в нашей стране их распространение, возможно лишь при наличии адекватного государственного диплома, который должен занять почетное место в ряду широко известных и уважаемых квалификационных документов о профессиональном образовании.


Однако практическая работа показала, что в России, по сути дела, до последнего времени не существовало правовой основы для признания квалификации МВА. Дело в том, что согласно действующему законодательству, присвоение “квалификации” допускалось лишь после пяти лет обучения по программам “Специалист”, то есть третьей ступени высшего образования. Однако, любые формы образования, не являющихся первым высшим или средним специальным относится к системе дополнительного образования (кроме аспирантуры), которое по своему статусу изначально рассматривалось как нечто вторичное, облегченное, фрагментарное, не только не сопоставимое с высшим образованием, но и согласно закону не подверженное государственному регулированию. Так, профессиональная переподготовка (программа объемом свыше 500 часов), дающая право “заниматься новым видом профессиональной деятельности” (но отнюдь не новую квалификацию), осуществляется по требованиям конкретных заказчиков, а не государства и изначально, вообще говоря, не обязательно требует о поступающих на обучение наличия диплома о высшем образовании.


Именно поэтому пара десятков ведущих ВУЗов и школ бизнеса России, начавших обучение по программам МВА еще лет десять, назад добавляли к какому-нибудь государственному диплому (о профессиональной подготовке, окончании магистратуры, втором (ускоренном) высшем образовании) еще и собственный негосударственный диплом МВА. Там, где это делали авторитетные образовательные учреждения, такие как Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Школа “Мирбис” при Г.В. Плеханова, Санкт-Петербургский международный институт менеджмента, отпочковавшийся от Ленинградского государственного университета, Международный университет и другие, это более или менее срабатывало. Однако, в целом ряде случаев речь шла о так называемых “псевдоМВА” особенно там, где в качестве партнеров выступали третьеразрядные, нередко даже не аккредитованные зарубежные образовательные учреждения. Иногда дело вообще сводилось к покупке “диплома МВА”, не соответствующее даже самым минимальным стандартам.


Такой подход особенно важен для образования взрослых в условиях рынка, для программ, которые должны осуществляться исключительно на платной основе. “Голосование рынком” считается одним из главных критериев полезности программ МВА для бизнеса). Важно отметить, что “Государственные требования”, утвержденные приказом Минобразования, предварительно прошли апробацию в компетентных европейских органах, разрабатывающих единую политику в области образования в связи с Европейской интеграцией. Вот уже два года существует Европейский орган Европейский Совет EQUAL (European Quality Link), осуществляющий координацию стандартов качества программ обучения после официальной презентации российских стандартов МВА они были одобрены Советом EQUAL. В него входят ассоциации ведущих стран Европы, включая Российскую ассоциацию бизнес-образования


Квинтэссенцией изменений в российской образовательной системе является то, что в “Диплом о дополнительном (к высшему) образованию уже может быть внесена полноценная запись о присвоении квалификации, что по статусу приравнивает его к диплому о высшем образовании. При этом не требуется повторения всего пути получения высшего образования, подчинения программ жесткой регламентации, что было главным пороком, так называемого “второго высшего” образования, ведь законодательно оно не должно было ничем отличаться от “первого высшего”, а это на деле не достигалось и физически не могло быть достигнуто за срок 1,5-2 года. Сегодня мы перестали обманывать самих себя. Высшая профессиональная квалификация по менеджменту, каковой признается МВА, — это программа “сэндвич”, когда на базе первого высшего образования (очень ценного для осуществления деятельности в сфере первой квалификации) дается вторая квалификация “менеджера, а именно “Мастера делового администрирования” на программы МВА должны приниматься, как правило, специалисты с высшим образованием, имеющие трудовой стаж не менее двух лет. Согласно государственным требованиям речь идет о программах длительностью не менее 1000 академических часов (замена аудиторных часов на самостоятельную работу не допускается), а обучение должно продолжаться не менее 1,5 лет для очной формы и 2ух лет для очно-заочной (в т.ч. вечерней). Для лиц , имеющих экономическое или управленческое образование, подтвержденное дипломами (скажем, об окончании Президентской программы подготовки управленческих кадров) возможно сокращение сроков обучения до одного года (при очной форме обучения с полным отрывом от производства до семи месяцев).


Следует подчеркнуть, что МВА — это квалификация “менеджера-дженералиста”. способного самостоятельно руководить предприятием или его структурным подразделением и занимать должность, скажем, от начальника отделения до президента фирмы. Содержание программ МВА хорошо отработано в мировой практике. В утвержденном российском стандарте, как и везде, предусматривается, соответственно, преподавание учебных курсов по четырем циклам дисциплин: 1) понимание среды бизнеса в ее национальных и международных аспектах, включая экономические, правовые и институциональные условия хозяйственной деятельности, а также социальные, этические и экологические проблемы бизнеса; 2) научные основы бизнеса и менеджмента, в том числе, основы экономической теории, финансы и бухгалтерский учет, количественные методы, статистика, информатика, организационное поведение (в совокупности 1 и 2 — не менее двухсот часов); 3) базовые профессиональные дисциплины (не менее трехсот часов) в области менеджмента, в том числе общий менеджмент, стратегический менеджмент, управление производством (операции), маркетинг продукции и услуг, управление человеческими ресурсами; 4) специальные и специализированные дисциплины, предусматривающие углубление знаний и развитие умения по конкретным аспектам ведения бизнеса и управление деловым предприятием в зависимости от целей программы и специфики контингента слушателей (не менее трехсот пятидесяти часов); 5) освоение специальности на основе выполнения самостоятельных работ прикладного характера, включая, прикладные проекты, практику на управленческих должностях, участие в деловых играх, написание аттестационной работы). Требуется также минимально необходимое для современного бизнесмена и менеджера знание английского языка (объем занятий устанавливает самостоятельно сверх необходимых 1000 академических часов). С учетом особенностей образования взрослых, имеющих иную мотивацию нежели студенты и способных избирательно, более целенаправленно и самостоятельно подходить к освоению знаний и выработке навыков, такая структура программы, как показывает многолетний мировой опыт, позволяет серьезно, на хорошей профессиональной основе, подготовить современного менеджера.


Леонид ЕВЕНКО, ректор Высшей школы

международного бизнеса,

доктор экономических наук