Информация к размышлению
Информационный рынок — огромная, активно развивающаяся структура. На Западе взаимодействие спроса и предложения на этом рынке позволило сформировать легальную отлаженную систему. “Мы же все еще в начале пути”, — замечает генеральный директор “Специальной информационной службы” (“СИнС”) Сергей Минаев.
Той же точки зрения придерживается Ирина Андреева, главный управляющий АО “Международное бюро информации и технологий”. По ее словам, наибольшее развитие у нас получило правовое информирование, на втором месте идет рекламная информация. Наконец, “бронза” —у информации по вопросам безопасности. Впрочем, остальные секторы информрынка постепенно подтягиваются к этим трем лидерам.
Яркой особенностью нашего информационного рынка, по словам г-жи Андреевой, является то, что его игрокам приходится действовать в обстановке высочайшей закрытости практически всех объектов — госструктур, хозяйствующих субъектов, отдельных индивидуумов. И для получения информации в России гораздо чаще, чем на Западе, приходится использовать специальные методы. Более того, получение и предоставление значительного объема сведений у некоторых информационных фирм находится вообще за пределами правового поля.
ШТРИХИ БИОГРАФИИ РЫНКА
До 1992 г., по мнению экспертов, информационная сфера активно развивалась. Наступившие рыночные времена привели в начальный период к информационному нигилизму. В результате с 1992 по 1997 г. информационный рынок в целом развивался очень слабо — импульс в той пятилетке получили только компании, специализировавшиеся на информировании об изменениях в законодательстве; фирмы, занимавшиеся рекламной информацией; и организации, подвизавшиеся в сфере сбора информации, в том числе конфиденциальной, о надежности деловых партнеров.
Кризис 1998 г. стал для информационного рынка, как, впрочем, и для всех остальных, тяжелым ударом — резко снизилась платежеспособность заказчиков. Но по мере того, как отечественная экономика медленно, но верно начинает расти, потребности в информации увеличиваются и информационная сфера получает стимул к развитию.
ДВЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ
Рынок информации, вообще говоря, подразделяется на два сегмента: “гражданский” и деловой. Информация в первом сегменте — научно-технические, политические, экономические, справочные, культурные и другие сведения — имеет относительно низкую цену.
Сведения же для бизнеса обладают высокой стоимостью. Особенно когда это конфиденциальная информация — полученная из детективных источников или через связи в государственных фискальных органах (ГТК, МНС, ФСБ, МВД и т.д.).
В кругах специалистов, по словам Ирины Андреевой, главного управляющего “Международного бюро информации и технологий”, бытует более сложная классификация информационного рынка. Его подразделяют на сектор бытовой и развлекательной информации, сектор образовательной, научной и научно-технической информации и сектор деловой информации, состоящий, в свою очередь, из сегментов:
— экономико-статистической информации;
— демографической информации;
— финансово-биржевой информации;
— торгово-производственной информации.
СВЕТ В ТЕНЬ
Что происходит в том сегменте рынка, в котором работает компания, и на других сегментах, каковы тенденции рынка и экономики в целом, кто есть кто на рынках? Каково состояние конкурентов, какова надежность партнеров, что собой представляют собственные кадры? Какие законы, указы, постановления действуют в данной сфере бизнеса и как их нужно соблюдать? Ответы на все эти вопросы помогают найти структуры, занимающиеся бизнес-информацией.
Самый распространенный продукт, который они выпускают, — бизнес-справка. Обычно она включает регистрационные данные о компании, сведения об учредителях и акционерах. Справка стоит относительно недорого (20—50 долл.)— информационной фирме нужно всего лишь иметь налаженные связи с регистрационной палатой.
Справочные сведения о руководителях и персонале интересующей компании, данные о ее финансовом состоянии обходятся компании уже значительно дороже (несколько сотен долларов), так как подразумевают анализ публикаций в открытой печати, общение со знатоками рынка, использование возможностей информаторов в налоговых органах (открыто финансовую информацию у нас в большинстве случаев публиковать не принято).
Сбор подробной информации о руководителях, характеристик клиентов и партнеров, истории организации, не говоря уже об анализе ее положения на рынке, — все это стоит гораздо дороже— от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов.
Однако такое глубокое копание с использованием специальных методов себя оправдывает — общедоступные, лежащие на поверхности сведения зачастую неверны. И потом, вовремя поступившие сведения, изменяющие представления руководства, могут положительно повлиять на будущее компании.
Структуры, занимающиеся поиском и подборкой информации для заказчика, имеют множество каналов получения сведений. При этом используются ресурсы не только отечественных структур (в том числе и, что уж греха таить, государственных), но и зарубежных информагентств.
На этом рынке, как нигде, развита кооперация между разными его игроками. Дело в том, что создавать и поддерживать объемные базы данных по тем или иным вопросам по силам только очень крупным информационным фирмам. Особенно это касается баз, содержащих развернутые сведения по российским компаниям и аналитику (результаты исследований).
АНАЛИТИКИ В ШТАТСКОМ
Лишь в очень редких случаях компании могут позволить себе создать специализированные информационные структуры внутри себя — чаще всего их обслуживают сторонние фирмы.
Собственные информационные службы создают только крупные компании и олигархические структуры. У них есть потребность в очень специфической информации, предоставление которой чаще всего нельзя доверить сторонним организациям.
В информационных службах, как правило, работают профессионалы, ранее служившие в КГБ. У них, обычно налажены тесные связи со всеми силовыми органами и полулегальными информационными структурами.
Подобные подразделения могут как получать информацию, так и сами проводить информационные мероприятия на рынке.
Во всех остальных структурах подразделения информационной работы в части сбора внешней для компании информации выполняют лишь роль квалифицированного заказчика сторонних информуслуг.
Серьезных информационных компаний относительно немного. Это “СИнС”, “Шериф”, “АБПЛ”, Lions, “Де-факто” и некоторые другие. Названные фирмы — независимые информационно-аналитические организации, занимающиеся часто еще и обеспечением безопасности предприятий и работающие в сфере управления рисками. Их число — лишь малая часть того, в чем действительно нуждается рынок.
Получение сведений в государственных учреждениях чрезвычайно затруднено тем, что каждое из них обладает только частью сведений, из которых информационной фирме нужно собрать целое. Жесткие междуведомственные перегородки мешают получить комплексную информацию, необходимую в работе самим же чиновникам.
Так, офицеры МВД для того, чтобы стать обладателями сведений, находящихся в распоряжении ГТК, вынуждены доходить до самого высокого своего руководства, чтобы то, связавшись с высшим руководством таможенной службы обеспечило предоставление информации. Создание межведомственных информационных систем— только в проекте. Даже госструктурам гораздо легче получить интегральную информацию через независимые информагентства.
ЗАКОН БЕЗЗАКОНИЯ
Ситуация на этом перспективном рынке нуждается в коренном улучшении. Для этого, по мнению наших экспертов, нужно прежде всего принять законодательные меры. Основу законодательной базы в информационной сфере составляет Закон об информации, информатизации и защите информации. В нем оговариваются основные положения по работе с информацией как на уровне государственных структур, так и на уровне коммерческих организаций.
Но многие стороны этой деятельности разработчики, писавшие документ несколько лет назад, охватить были просто не в состоянии. Поэтому в последние годы закон не раз дополнялся. Этот латаный-перелатанный документ нуждается, по мнению Илларии Бачилло, доктора юридических наук, заведующей сектором “Информационное право” Института государства и права РАН, в коренном пересмотре.
Однако в парламенте, по словам Сергея Минаева, вопросы, касающиеся информационных ресурсов, вообще не обсуждаются. Правда, в новой Думе недавно были подняты проблемы Интернета. Может, и до более широкого круга информационных проблем дело дойдет?