У прокурора дела

В защите от незаконных и влекущих ущерб действий налоговиков рассчитывать, по большому счету, не на кого. Ведь профессионализм прокуратуры в налоговых делах еще очень низок и не позволяет оперативно охранять права налогоплательщиков. Общественность же, как показывают многие дела по защите прав компаний, проведенные нашей организацией, еще весьма негативно относится к предпринимателям.

Надеяться следует только на себя. Однако для этого нужно обладать знаниями, которых подавляющее большинство налогоплательщиков, по нашему опыту, не имеет. На основе практики консультирования бизнесменов мы разработали систему налоговой безопасности компании (см. схему), об основных компонентах которой я и собираюсь рассказать.

ГЛАВНОЕ — ПРОФИЛАКТИКА

Прежде всего фирме важно предупредить появление моментов, которые могли бы вызвать повышенный интерес налоговиков. А для этого необходимо определиться с налоговой стратегией и тактикой, принципами оптимизации налогообложения, организацией учета и т.п. Сделать все это нужно, опираясь на знания о правах, обязанностях и ответственности налогоплательщиков.

Если организацией принимается решение об использовании той или иной налоговой схемы, абсолютно необходимо проведение экспертизы этой схемы на потенциальную опасность тех или иных ее фрагментов силами юристов и аудиторов.

Дело в том, что многие популярные методы оказываются весьма опасными. В 1996—1997 гг. многие эксперты по налоговым делам, в том числе специалисты “Общества налогоплательщиков”, неоднократно заявляли об опасности, которую таят в себе схемы перечисления зарплаты в виде выплат по договорам страхования. Недооценка опасности повлекла волну применения финансовых санкций и даже возбуждения уголовных дел по фактам уклонения от налогов, связанным с применением таких схем, в 1998—1999 гг.

Подобной же миной замедленного действия могут стать схемы с использованием филиалов в российских офшорах, которые распространены сейчас…

В случае применения финансовой схемы с высокой вероятностью предъявления претензий со стороны налоговых органов необходимо знать возможные негативные последствия: какие суммы недоимок, пени и финансовых санкций могут быть взысканы.

ЗНАНИЕ ЗАКОНОВ ОСВОБОЖДАЕТ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Второй элемент системы налоговой безопасности — непосредственная готовность к налоговым проверкам. Знание процедуры налоговой проверки, прав и обязанностей сотрудников предприятия и налоговых органов при ее проведении очень часто позволяет нейтрализовать (или по крайней мере свести к минимуму) спор с налоговиками.

Не менее важно знать предусмотренные законом возможности влияния на выносимое налоговым органом по результатам проверки решение. Прежде всего необходимо умение составить возражения по акту проверки.

Во время налоговой проверки со стороны налоговиков возможны такие действия, как изъятие документов и предметов, опрос сотрудников, осмотр помещений и т.д. От того, каким образом реагируют представители компании в таких ситуациях, зачастую зависит тяжесть возможных последствий.

Например, долгое время применялся и широко применяется сейчас так называемый сплошной способ изъятия бухгалтерских документов — по сути изъятие всех бумаг фирмы без разбора, несмотря на несомнен-ное противоречие этого способа законодательству.

В таких случаях работа компании как минимум консервируется. Для множества же организаций среднего бизнеса отсутствие документов в течение двух-трех месяцев равносильно банкротству.

Есть простой способ уменьшить вероятность такого развития событий. Он основан на последовательном применении налогоплательщиком правила, установленного законом, — обоснованно изъятие только тех документов, которые имеют отношение к предполагаемому налоговому правонарушению. Борьба за соблюдение этого простого правила означает возможность ограничения перечня изымаемых документов всего до нескольких бумаг.

ХОРОШИХ СПОРЩИКОВ УВАЖАЮТ

Третий элемент системы налоговой безопасности — грамотная и эффективная реакция на заключение по акту проверки. Каждое предприятие, в отношении которого по результатам выездной налоговой проверки выносится решение о финансовых санкциях, оказывается перед выбором: соглашаться с решением или обжаловать его.

Мы, “Общество налогоплательщиков”, советуем спорить всегда, когда у вас есть основания полагать, что выводы акта проверки неверны, а возможный финансовый выигрыш для компании от выяснения отношений весьма вероятен. Тем более что практика показывает, что более половины негативных для налогоплательщика решений может быть успешно оспорено.

Бытует мнение, что не следует обжаловать решения налоговых органов, так как в дальнейшем у предприятия могут возникнуть еще более серьезные проблемы. Однако опыт показывает, что мстительность налоговым органам свойственна далеко не в той мере, в какой ее этим органам склонны приписывать. Государственные организации вообще в меньшей мере движимы интересом, чем коммерческие структуры, посему и целенаправленного вредительства со стороны госорганизаций вряд ли стоит опасаться.

Более того, компании, которые корректно, но твердо и аргументированно отстаивают свою позицию, завоевывают уважение к себе. В отношении этих предприятий налоговики боятся допустить некорректные с точки зрения закона действия.

ЖАЛУЙТЕСЬ С УМОМ

Четвертый, очень важный компонент системы налоговой безопасности — продуманный механизм жалоб на необоснованные с точки зрения компании действия налоговиков.

Напомню: решение налогового органа, принятое по результатам документальной проверки, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган (административное обжалование) или в арбитражный суд (судебное обжалование).

Судебное обжалование, безусловно, предпочтительнее. Когда налогоплательщик подает жалобу в вышестоящий налоговый орган, то зачастую жалоба рассматривается формально, в ответе содержатся нередко те же формулировки, что и в акте документальной проверки.

Шансы защитить свои права в арбитражном суде во много раз выше, чем в административном порядке — прежде всего из-за того, что в суде не действуют соображения о сохранении чести мундира.

Кроме того, при проведении документальной проверки налоговые инспекторы по каким-либо спорным вопросам руководствуются в первую очередь письмами вышестоящих налоговых органов, которые далеко не всегда соответствуют законодательству. У судебного же органа приоритеты иные.

Наконец, суды, как показывает практика, достаточно объективны при рассмотрении налоговых споров — позиция налоговой инспекции для них отнюдь не является по определению предпочтительной.

ОТ ТЮРЬМЫ НЕ ЗАРЕКАЙТЕСЬ

Важно быть готовыми к худшему — к возбуждению уголовного дела по “налоговым” статьям УК (это пятый элемент системы налоговой безопасности). Причем от участи быть привлеченным не следует зарекаться никому — практика работы органов налоговой полиции сегодня такова, что обвинения в совершении преступлений, связанных с неуплатой, зачастую предъявляются совершенно непредсказуемым образом.

Однако необходимо помнить, как “Отче наш”, что уголовная ответственность предусмотрена не за недоимку, а за уклонение от уплаты налога на крупную сумму.

ГОТОВНОСТЬ НОМЕР ОДИН

Для создания описанных выше элементов системы налоговой безопасности в фирме важно подготовить сотрудников всех уровней.

Работникам, не связанным с финансовыми вопросами, достаточно знать общие права и обязанности инспекторов и полицейских (могут ли войти в помещение, следует ли отвечать на вопросы “пришельцев” и т. д.).

Сотрудники бухгалтерии и юристы предприятия должны знать все тонкости процедуры налоговой проверки, “полицейского” дознания, следственных действий и иных возможных акций со стороны сотрудников госналогинспекций и Федеральной службы налоговой полиции.

Руководителям же компании нужно иметь представление о степени риска при принятии тех или иных решений в области налогообложения, а также о возможных последствиях налоговых конфликтов для предприятия и себя лично.