Георгий ГЕНС: государство использует информатизацию как средство повышения своей эффективности
Беседу вел Павел АНДРЕЕВ
Отечественный многопрофильный IT-холдинг «ЛАНИТ» — один из ведущих в России. За 15 лет своего существования ЛАНИТ накопил уникальный опыт сотрудничества как с крупными коммерческими компаниями, так и с государственными структурами. Его президент, Георгий Генс, очень хорошо знаком с особенностями применения информационных технологий в госучреждениях. Он любезно согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.
— Георгий Владимирович, насколько эффективны, на ваш взгляд, целевые программы информатизации федерального уровня, такие как «Электронная Россия»? Какой отклик они находят в регионах?
— Сам факт появления федеральных программ масштаба «Электронной России» очень важен, так как свидетельствует о том, что в течение последних нескольких лет государство активно использует информатизацию как средство повышения своей эффективности. Так, например, до 1999 года государственные программы информатизации проводились, как правило, только в Москве, были исключительно отраслевые, небольшие по объемам и не преследовали каких-либо масштабных целей. Сейчас все процессы информатизации, проходящие в рамках «Электронной России», глобальны, они затрагивают как центр, так и регионы, включая районы, области и округа. И с этой точки зрения они находят самый положительный отклик, потому что сегодня регионы имеют возможность не просто принять участие в процессе информатизации, но и активно в него включиться. Фактически мы становимся свидетелями постепенного перехода госструктур с этапа оснащения оборудованием на этап активного и повседневного применения информационных технологий с целью оптимизации своей деятельности.
— Каким образом возникают региональные IТ-проекты?
— Региональный проект может быть инициирован местной администрацией для решения локальных целей на основе самых разных решений. Это достаточно часто встречается сейчас на региональном уровне, но такие проекты несопоставимы по объемам с масштабными государственными программами. Кроме того, региональный проект может быть частью федеральной программы — в Москве находится ее центр, а в регионах ведутся работы по тиражированию решений.
— Можно ли говорить о каких-то «типовых» потребностях региональной власти в информационных технологиях, или нужды каждого конкретного региона уникальны?
— Конечно, мы можем говорить о типовых потребностях в IТ со стороны властных структур. По сути, любая государственная структура любого масштаба решает одни и те же типовые задачи: сбор средств в виде налогов, их учет, хранение и распределение на решение социальных задач, жизнеобеспечение региона, деятельность по государственному регулированию и так далее. Таким образом, нельзя сказать, что у какого-то региона существуют уникальные требования к информационным технологиям. Задачи, которые решаются сейчас с помощью ИКТ в любых ветвях власти, сугубо утилитарны.
— Существуют ли у ЛАНИТ какие-либо тиражируемые решения уровня региона?
— В ЛАНИТ уже более семи лет существует успешная практика внедрений собственного программного продукта LanDocs. Это система автоматизации документооборота, которая может быть использована предприятиями любого масштаба, в том числе территориально распределенными. В последние годы мы активно внедряем LanDocs в госструктуры. Например, совсем недавно новая версия LanDocs была использована в качестве инструментального средства при создании аппаратно-программной платформы подсистем делопроизводства и контроля исполнения поручений (АПП) автоматизированной системы обработки информации аппарата Совета министров Республики Беларусь. Внедрением проекта занимался генеральный партнер ЗАО «ЛАНИТ» в Республике Беларусь — ООО «Бевалекс». Этот проект интересен тем, что в ходе работ была создана и применена уникальная технология, которая позволила при внедрении разработки в эксплуатацию сохранить целостность данных действующей автоматизированной системы обработки информации, ее работоспособность и постепенное замещение на АПП.
В настоящее время также ведем работы по внедрению LanDocs в Законодательное собрание Вологодской области. Здесь система решает задачу автоматизации всех этапов законотворческой деятельности, документооборота, создания и ведения архива документов, подготовки к проведению сессий Законодательного собрания. Система охватывает подразделения Законодательного собрания Вологодской области, представительство члена Совета Федерации в Законодательном собрании области, а также представительство губернатора области и правительства области. На настоящий момент задача первого этапа проекта — автоматизация законотворческой деятельности с момента ввода законотворческой инициативы в систему до вынесения ее на сессию Законодательного собрания – решена, система введена в промышленную эксплуатацию. Во внедрении принимал участие региональный партнер ЗАО «ЛАНИТ» — ООО ИТЦ «Ками-Север». Эта же компания обеспечивает техническую поддержку.
Кроме того, в структуре холдинга «ЛАНИТ» существует компания «НОРБИТ», которая является центром компетенции по разработке и внедрению решений для автоматизации торгово-закупочной деятельности на основе собственной программной платформы «ГосЗаказ». Это система автоматизации конкурсных закупок на региональном и муниципальном уровнях. «ГосЗаказ» — сильное и недорогое решение, рассчитанное на быстрое развертывание. Основным плюсом системы является ее доступность: фактически любой региональный центр, например областной город, может позволить себе купить эту электронную площадку. Причем практика реальных внедрений показывает, что площадка окупается в течение двух-трех месяцев эксплуатации. Недавно были подведены итоги трехлетней эксплуатации системы «ГосЗаказ» в сфере электронных закупок для государственных органов и коммерческих структур двумя ведущими российскими операторами системы «ГосЗаказ» — Агентством по госзаказу Республики Татарстан (АГЗРТ) и группой компаний «Амбит». Вот несколько конкретных цифр: по Новосибирской области начиная с 2002 года проведено около 300 торгов на сумму более 3,8 млрд руб., а размер экономии составил более 400 млн руб. для бюджета региона. Средний процент снижения цен за счет применения системы «ГосЗаказ» составил 9,7%. С момента запуска системы «ГосЗаказ» в Республике Татарстан проведено более 750 торгов на сумму около 238 млн руб., а совокупная экономия составила около 45 млн руб. Средняя величина снижения цен составила 19%. Суммарно только на этих двух площадках за время применения системы «ГосЗаказ» было сэкономлено почти 0,5 млрд руб. средств региональных бюджетов Татарстана и Новосибирской области. Использование системы «ГосЗаказ» позволило также дать возможность малому и среднему бизнесу принять участие в поставках продукции для государственных нужд. До применения таких систем участие этих поставщиков было незначительным, так как предполагало высокие организационные затраты на участие в конкурсах по госзаказу.
К тиражируемым на уровне региона решениям также относятся некоторые системы управления и экономического анализа. В качестве примера можно привести системы бюджетного планирования, разработанные международной корпорацией Hyperion Solutions (ЛАНИТ является эксклюзивным представителем Hyperion в России и СНГ). Система бюджетирования предусматривает возможность ее гибкой настройки и поэтому применима в самых разных организациях, включая структуры государственного и регионального управления. Важно отметить, что профессиональная система бюджетирования содержит функции управления бюджетным процессом в территориально распределенных подразделениях (такая задача практически всегда возникает в крупных корпорациях и государственных структурах). Для примера можно привести проект совершенствования методологии и автоматизации бюджетного планирования в ГМК «Норильский никель»: разработанные в Москве для головной компании методология бюджетирования и соответствующие регламенты с развитием проекта были доработаны и распространены на Заполярный филиал и дочернюю Кольскую горно-металлургическую компанию с учетом региональной специфики; процесс развертывания системы автоматизации бюджетирования также разбит на этапы: система была внедрена в крупнейшем Заполярном филиале компании, и затем начато тиражирование в Кольской горно-металлургической компании.
Еще одно тиражируемое решение — система «Анализ банковской и финансовой информации (АБФИ)», собственная разработка ЛАНИТ. Продукт может быть использован органами управления для оценки финансового состояния банков и других хозяйствующих субъектов. Основным нашим заказчиком в этом направлении является Банк России, который использует АБФИ для комплексного анализа финансового состояния коммерческих банков по методике Департамента банковского регулирования и надзора. Задачи такого анализа включают как анализ показателей деятельности коммерческих банков, так и анализ банковского рынка в отдельных регионах. Система используется в Главном центре информатизации Банка России, а также в 38 территориальных управлениях. Кроме того, аналитический комплекс на базе системы «АБФИ» применяется и в Сводном экономическом департаменте Банка России.
Мы предлагаем на рынке системы управления проектами и инвестициями, которые могут быть использованы при управлении инвестиционными проектами регионального уровня.
Как известно, любые властные структуры используют в своей деятельности те или иные справочники и классификаторы. Для управления этой информацией важно, чтобы в данных не было разночтений, а также необходимо, чтобы существовал единый интерфейс, доступный для всех территориальных подразделений. Эту задачу решает система управления нормативно-справочной информацией (НСИ) NORMA, которую мы выпустили в прошлом году. Это фактически коробочный программный продукт; он решает задачу централизованного управления НСИ при сохранении возможности ее ведения в уже существующих на предприятии системах. NORMA позволяет систематизировать управление НСИ, решать проблемы дублирования и унификации данных, связать различные справочники. Решение может успешно использоваться на предприятиях с территориально распределенной структурой, так как система предполагает возможность не только централизованного, но и распределенного ведения НСИ. Изменения справочников могут производиться как на центральном узле системы, так и на подчиненных узлах с последующей автоматической синхронизацией.
Сегодня, когда в органах государственного управления и на предприятиях внедрено достаточно большое количество разнородных систем и накоплен огромный массив информации, возникает необходимость построения информационно-аналитических систем (ИАС) для эффективного управления бизнесом. При построении ИАС различного масштаба специалисты ЛАНИТ используют наработанную методологию и уникальный инструментарий, которые позволяют создавать масштабируемые технологические решения.
— Каким образом строится и должно строиться финансирование региональных проектов?
— Финансирование регионального проекта происходит из двух источников — это могут быть деньги местного или федерального бюджетов. На местах финансируются локальные нетиповые проекты, а централизованное финансирование осуществляется, как правило, при реализации глобальных федеральных программ. В настоящее время существует примерно с десяток таких масштабных проектов, которые покрывают фактически всю территорию России. В частности, один из них — создание систем инженерного обеспечения территориальных органов Федерального казначейства. ЛАНИТ разрабатывает проектно-сметную документацию для создания систем инженерного обеспечения в территориальных органах казначейства. Это огромный по масштабам и очень сложный проект: работы выполняются одновременно на 1485 объектах в 89 регионах России, разрабатываются 12 различных по функциональности систем инженерного обеспечения.
— Существуют ли какие-либо меры государственного регулирования, которые могли бы облегчить и ускорить информатизацию регионов?
— Как вы знаете, недавно Правительством РФ была принята внесенная на рассмотрение Концепция развития информационных технологий в РФ до 2010 года. Мы считаем это событие важным не только с точки зрения решения внутренних отраслевых проблем. Оно имеет огромное значение и для информатизации регионов. В частности, концепция предполагает разработку и реализацию программ повышения доступности ПК для всех слоев населения, передачу обслуживания IТ-систем госучреждений на аутсорсинг, обеспечение перехода органов власти на безбумажные технологии, сокращение сроков амортизации компьютерного оборудования и ПО до двух лет и пр. Воплощение в жизнь всех этих проектов станет мощным стимулом для развития информационных технологий в регионах.
Возможно, в дальнейшем мы сможем перенять опыт других стран по совершенствованию технологического и информационного обеспечения региональных властей. Например, в скандинавских странах в свое время на автоматизацию региональных госструктур выделяли определенную часть налогов, собираемых местными властями. За счет такого подхода Финляндия, к примеру, имеет сейчас электронное правительство, то есть гражданину не приходится ходить к бургомистру, чтобы подать прошение, он посылает его по электронной почте и имеет возможность отследить, на каком этапе согласований находится его документ.
— Каким образом строится в ЛАНИТ работа с региональными проектами? Какова роль региональных партнеров?
— С нашей точки зрения, с региональными проектами без региональных партнеров справляться практически невозможно — это очень дорого и не эффективно. Мы работаем, как правило, через свои представительства. В некоторых регионах у нас есть постоянные партнеры — чаще всего это наши дилеры, с которыми мы сотрудничаем уже в течение многих лет. Территориальная близость компании-интегратора имеет для заказчика решающее значение, так как в большинстве случаев после выполнения проекта именно региональный партнер обеспечивает заказчика необходимой технической поддержкой. А для ЛАНИТ как интегратора, несущего полную ответственность за проект, важно, чтобы местный партнер смог предоставить заказчику оперативную поддержку и квалифицированный уровень сервиса.
— Всегда ли удается найти в том или ином регионе компании, на которые можно опереться при реализации региональных проектов?
— Несмотря на существующий стереотип о сосредоточении IТ-специалистов в Москве, при необходимости мы находим региональных партнеров практически всегда. В регионах работает множество высококлассных профессиональных IТ-компаний, которые могут составить конкуренцию любой московской фирме. Так что мы еще не встречали региона, где бы не было местной IТ-компании, отвечающей нашим требованиям.
— Какова динамика спроса на IТ со стороны региональных властей? Какой она станет в обозримом будущем?
— Динамика положительная, и спрос непрерывно растет. Это обусловлено, в том числе, и необходимостью внедрения IТ в рамках целевых федеральных программ. С другой стороны, результаты внедрений на практике демонстрируют, насколько эффективно можно использовать высокие технологии в повседневности. Поэтому, думаю, можно говорить о том, что эффективность применения IТ сформировала вторую волну региональных проектов. В настоящее время динамика спроса на IТ со стороны государственных структур составляет, по моим оценкам, 35—40% в год. Однако за счет нового всплеска интереса к информационным технологиям динамика спроса в этом году может превысить предыдущие прогнозы.