Борис ЩЕРБАКОВ: процесс развития IТ в госучреждениях уже не остановить


Беседу вела Агунда Алборова

Об особенностях и проблемах информатизации в государственном секторе рассказывает Борис Щербаков, вице-президент, генеральный директор представительства компании Oracle в СНГ.

— Борис Иванович, в числе клиентов Oracle немало крупных государственных структур: Казначейство Республики Казахстан, ГТК РФ, ГТК Украины, МНС РФ, Правительство Москвы, МВД РФ. Среди ваших разработок — ГАС «Выборы» и информационная система единого государственного экзамена. На ваш взгляд, в чем заключается специфика работы с такими организациями? Какие проекты, выполненные для госструктур, вы бы выделили?
— Проекты, реализуемые в государственном секторе России и стран СНГ, обычно крупные, территориально-распределенные, с повышенными требованиями к безопасности и подготовке кадров. Еще одна их особенность — ограниченное финансирование и специфические бизнес-процессы. Среди наиболее значимых проектов Oracle, завершенных в госсекторе в последнее время, я бы выделил ГАС «Выборы» и автоматизацию Казначейства Республики Казахстан, причем последний признан крупнейшим в Европе. Объем же использования технологий Oracle в выборной системе России растет постоянно.
Первая версия ГАС «Выборы» была создана около девяти лет назад, в 1994—1995 годах. Новая ее версия разработана в 2002—2003 годах на базе СУБД Oracle 9i и состоит из 12 подсистем, охватывающих все процессы избирательных кампаний.
В ходе парламентских и президентских выборов 2003—2004 годов продукты Oracle работали на всех уровнях ГАС «Выборы»: в ЦИК РФ, в 89 избирательных комиссиях субъектов Федерации и в 3 тыс. территориальных избирательных комиссий.

— Известно, что у вашей компании большой международный опыт сотрудничества с государственными учреждениями. Насколько он востребован в России?
— Да, действительно, Oracle имеет солидный опыт работы и доминирующие позиции в государственном секторе многих стран мира. Решения Oracle для «электронного правительства» используются в ряде наиболее передовых и динамично работающих госучреждений. В их числе правительственные организации Австралии, Великобритании, Гонконга, Дании, Канады, Норвегии, Сингапура, Франции. Более 2 тыс. специалистов Oracle обслуживают заказчиков из государственных структур. Этот сектор приносит компании около 25% доходов.
Однако в России международный опыт Oracle востребован в незначительной степени. У каждого государства своя логика построения крупных информационных систем. Их функции различаются в разных странах, поэтому приходится проявлять особую гибкость, выполняя проекты для российских организаций.

— Эффективность любой организации зависит от того, в какой степени продумана ее IT-инфраструктура. Как бы вы оценили информационную инфраструктуру отечественных госучреждений? Насколько современны технологии, которыми они пользуются?
— IТ-инфраструктура российских госучреждений развивалась этапами, по мере усложнения задач, в разных сегментах темпы были разными. У Oracle накоплен огромный опыт решения сложных задач в таможенных органах, органах безопасности, сфере финансов, образования. Предела совершенству нет, и процесс развития IТ в госучреждениях уже не остановить.

— Сейчас много говорится о том, что России надо преодолеть административные барьеры и сделать так, чтобы работа наших чиновников стала более открытой. Одно из необходимых для этого условий — прозрачность информации. В какой-то степени ее можно обеспечить с помощью технических средств. Располагает ли Oracle подобными решениями? Если да, то какими?
— Я хотел бы подчеркнуть, что решения Oracle — это инструмент преодоления административных барьеров, повышения эффективности и прозрачности экономики, а именно такие задачи ставятся перед реформируемым госаппаратом. Хорошим примером является система управления предприятием Oracle E-Business Suite. В части управления финансами и кадрами она полностью локализована под работу в государственных структурах.

— Ваше мнение о ФЦП «Электронная Россия»?
— Это важное дело. Хотя отдельные элементы электронного взаимодействия уже есть, но в целом «электронное правительство» находится на самой ранней стадии своего существования. Нужно решить еще достаточно много инфраструктурных проблем, а также проблем в законодательной базе.

— Еще одна актуальная сегодня тема — партнерские отношения между бизнесом и государством. Есть ли у вашей компании решения, способные справиться с этой задачей?
— Да, это прежде всего CRM-решения, системы управления взаимоотношениями с клиентами, которые могут быть использованы для более качественного взаимодействия бизнеса, гражданского общества и власти. Их мы и предлагаем государственным структурам.

— Каковы планы Oracle на ближайшие годы? В чем вы видите стратегическую задачу компании?
— Мы планируем увеличить количество проектов по Oracle E-Business Suite, реализуемых для органов власти и управления, и рассчитываем на активную вовлеченность во все крупные информационные проекты в государственном секторе России.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте