Тимофей РОЖКОВ:  мы идейно мотивированы!


БОСС-профессия | Спецпроект: Санкур. Наука, технологии, практика
Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА
Фото | Компания «Физиотехника»

Собственное производство, широкая линейка бальнеотехнических изделий (более 50 наименований товаров и свыше 100 их модификаций), опора на собственные разработки и внимание к качеству. Такова компания «Физиотехника» (г. Санкт-Петербург) — российский лидер по производству бальнеологического оборудования. Мы беседуем с директором компании Тимофеем Евгеньевичем Рожковым.

Тимофей Рожков

— Тимофей Евгеньевич, вы происходите из медицинской семьи и сами врач по специальности. Почему после окончания медицинского вуза вы решили заняться производством медицинской техники? Почему выбрали направление бальнеологического, водо- и грязелечебного оборудования?

— У меня всегда была тяга к инженерии. И к моменту окончания вуза мой путь в сторону разработки медоборудования уже определился. Учась в Санкт-Петербургской государственной медицинской академии имени И.И. Мечникова, я видел работу врачей разных специализаций, познакомился с направлением реабилитации, оценил его потенциал. Эту сферу отметил для себя как наиболее интересную и понял, как смогу в ней себя реализовать с учетом моей склонности к инженерии.

— Вы ведь начинали с импорта оборудования через партнерство со словацкой компанией «Хирана».

— Да, получив высшее медицинское образование, я проходил технические курсы повышения квалификации в ряде компаний, занимавшихся торговлей медицинским оборудованием. В итоге выбрал компанию, которая была наиболее близка интересовавшему меня направлению, — «Хирану». Это очень старая фирма. На протяжении нескольких десятилетий она работала на территории Советского Союза. На момент окончания мною медицинского института доля ее оборудования на постсоветском пространстве составляла примерно 70%.

Оснащение ваннами подводного душ-массажа ООО «Физиотехника» санаторно-курортного центра в Республике Крым

— Сегодня «Физиотехника» — крупнейший российский производитель бальнеологического оборудования. Вы занимаетесь только этим направлением?

— Только бальнеологическим оборудованием. Кстати, наш ассортимент уже значительно превышает по количеству изделий модельный ряд ведущих зарубежных компаний этой отрасли.

Мы выпускаем ванны (медицинские водолечебные, гальванические, углекислые и радоновые, для конечностей), водолечебные кафедры и души, кухни для грязе- и теплолечения, системы для вытяжения позвоночника, а также различное вспомогательное оборудование. Это, например, подъемники для ванн, которые необходимы для проведения процедур у людей с ограниченными возможностями, а также в любых других случаях, когда размещение пациента в ванне сопряжено с трудностями. И такой ассортимент мы постоянно расширяем. В частности, в этом году — начале следующего ожидаем получения регистрационного удостоверения на системы потолочных подъемников для бассейнов, в том числе с минеральной водой, для ванн с пресной и минеральной водой.

За принцип мы берем вывод на рынок минимум двух новых изделий ежегодно. Это достаточно высокие темпы.

Производственная площадка завода ООО «Физиотехника»

— И им в немалой степени способствует развитие собственных производственных мощностей. В этом году, насколько я знаю, «Физиотехника» сделала довольно серьезный рывок в данном направлении. А удалось ли решить проблему зависимости от импортных комплектующих?

— В начале текущего года доля импортных комплектующих в нашей продукции составляла около 50%. Основными поставщиками были компании из стран Евросоюза. В связи с произошедшими политическими событиями мы снизили долю европейских комплектующих в нашем оборудовании до 10%. И стараемся в ближайшее время от нее полностью отказаться.

То, что мы можем, — начали производить сами. Инвестировали достаточно крупные суммы в расширение собственного производства, закупили много станков и сопутствующего оборудования.

Что не можем — размещаем на заводах в Азии. Мы наладили прекрасную кооперацию с рядом китайских предприятий, где по нашему заказу и по нашим чертежам изготавливаются определенные изделия. Это связано с необходимостью изготовить в крайне сжатые сроки крупные и сложные партии комплектующих. Для того чтобы организовать такое производство на нашей территории, потребовались бы закупка соответствующих станков, привлечение и обучение дополнительного персонала, в котором мы не нуждались.

Сейчас мы понимаем, что практически всю номенклатуру необходимых нам комплектующих можем изготавливать своими силами. За исключением, возможно, сложной электроники и пока продуктов нефтехимии премиального класса. В своем оборудовании мы используем пластики, устойчивые к минеральной воде. Это сложный продукт. В нашей стране, безусловно, есть производители гелькоутов, которые используются для изготовления корпусов медицинских ванн и медицинского оборудования. Но все-таки надо отдать должное коллегам с Запада и Востока. Качество их продуктов в настоящее время лучшее в премиум-сегменте. Однако процесс реорганизации производства коснулся не только нашей компании, но и многих других российских производителей, в том числе и в нефтехимии. Мы видим, как они меняются, так что, возможно, в ближайшем будущем и данное направление у нас будет полностью импортозамещено.

Вихревые ванны для рук и ног производства ООО «Физиотехника»

— Какую долю ваша компания занимает на российском рынке бальнеологического оборудования? В чем особенности этого рынка?

— По нашим оценкам, доля продаж нашего оборудования составляет 60–70% рынка. Другое дело, что рынок этот довольно специфичный и финансово не емкий. Относительно других секторов продажи медицинского оборудования он невелик.

И еще этот рынок весьма индивидуален. Когда, например, вы заказываете ультразвуковой аппарат или томограф, то подразумеваете, что это стандартное медицинское оборудование, соответствующее определенным техническим и эксплуатационным требованиям, и, скажем, его внешний вид по большому счету не имеет для вас существенного значения. В случае же с нашей техникой существует масса вводных, которые необходимо учитывать при оснащении каждого конкретного объекта. Это и габариты помещения, где будет стоять оборудование, и химический состав минеральных вод, которые будут использоваться при его эксплуатации, и пожелания по цвету, допустим, медицинской ванны. Это связано не просто с эстетическими предпочтениями клиента, но и с особенностями минеральной воды, которая может оставлять на стенках абсолютно несмываемый осадок. И множество других факторов. Поэтому практически на каждом объекте мы, подстраиваясь под заказчика, должны учитывать множество нюансов и вносить правки в характеристики изделия — не технические, которые трудно менять, так как они прописаны в регистрационном удостоверении Минздрава, а во внешний вид наших изделий. Соответственно, когда мы заявляем, что имеем возможность покрасить ванну в более чем 200 разных оттенков, это уже говорит о нашем уровне.

И есть еще вопрос комплектующих. В настоящее время бóльшая часть разработок, которыми пользуется наша компания, — наши собственные. Что это означает на практике? Есть известная немецкая фирма, которая десятилетиями производит сантехнические краны, способные выстоять в воде высокой степени минерализации, в рапе, где концентрация солей зашкаливает. Нам удалось за кратчайшие сроки разработать свои сантехнические краны, не уступающие по характеристикам немецким, и наладить их выпуск. Сейчас мы выпускаем как краны, так и аэро- и гидрофорсунки для ванн. Все это достаточно сложный технологический процесс.

Пароуглекислые ванны из линейки оборудования ООО «Физиотехника» в санаторно-оздоровительном центре Монголии

— Расскажите об уникальных разработках компании «Физиотехника» — тех, которые не имеют аналогов на рынке.

— Медицинское оборудование — довольно традиционная сфера. Здесь практически невозможно создать некий волшебный аппарат, который сразу выйдет на рынок и завоюет его. Поэтому мы, скорее, выступаем продолжателями тех или иных медицинских направлений оборудования. Однако у нас есть прорывы в рамках этого вектора.

Например, системы вытяжения позвоночника, так называемые подводные тракционные установки, для которых мы написали программное обеспечение. В основу легли работы советских, российских и европейских врачей. Это оригинальное российское решение. На Западе таких систем нет. Там вытяжение позвоночника с помощью электроники используется лишь для «сухих» тракций на кушетке.

Еще пароуглекислые ванны. Сама по себе эта идея не нова. Пароуглекислые ванны применяются с прошлого века. Они, в частности, были распространены в 1900-х годах на курорте Кавказских Минеральных Вод. Потом это изделие исчезло с рынка. Наши пароуглекислые ванны, конечно, невозможно сравнивать с теми деревянными ящиками с парогазовой смесью, поступающей из вулканических источников, которые когда-то использовались в Ессентуках. Это современное оборудование, оснащенное сенсорным ЖК-дисплеем с точным поддержанием концентрации углекислого газа внутри ванны, соответствующее всем нормам и стандартам.

И сухие углекислые ванны. Идея тоже старая. Впервые она была реализована в 1970-х годах в Европе, потом получила какое-то распространение у нас в стране. Однако наше оборудование — это достаточно серьезный шаг вперед, в первую очередь за счет применения электроники и повышения комфорта как для пациента, так и врача. По своим характеристикам наше изделие значительно превосходит предшествующие аналоги.

Кстати, углекислые и пароуглекислые ванны оказались востребованы во времена COVID-19. Они используются для реабилитации пациентов, перенесших это заболевание. На этом оборудовании проводятся процедуры, цель которых — повышение содержания кислорода в крови пациента, его доставка к сердцу и головному мозгу, ускорение метаболических и регенеративных процессов в организме.

Ванна поворотная «Неман» производства ООО «Физиотехника»

— Куда поступает ваше оборудование? Какова география поставок?

— Наши прямые клиенты — санатории и здравницы, с которыми мы работаем практически по всей территории страны. Это и юг, и север России, очень бурно развивается направление Дальнего Востока. Работаем с реабилитационными центрами, больницами, частными клиниками, компаниями, которые занимаются СПА-сегментом как на московском, так и на федеральном уровне.

Значительный объем нашей техники уходит на экспорт. Активно работаем в Белоруссии. В этом году в этом направлении заметен существенный рост поставок. Также хорошо идут продажи в Казахстане. Были единичные поставки в страны дальнего зарубежья, сейчас это направление не развивается. В то же время через год — полтора мы планируем начать активную работу по выходу на восточные рынки: в Китай, Индию и другие азиатские страны.

— Многие зарубежные фирмы уже ушли или же намереваются уйти с российского рынка. Насколько это отрицательно скажется на оснащении наших больниц, клиник, санаториев, реабилитационных центров медицинской техникой?

— В нашем сегменте никак не скажется. Потребители нашего оборудования уж точно ни в чем не пострадают от ухода зарубежных компаний.

Мы сравнивали образцы оборудования нашего и зарубежного производства, причем сравнивали с немецким оборудованием, которое считается своего рода эталоном в бальнеотехнике. И не увидели ничего такого, что позволило бы говорить о том, что их оборудование по качеству превосходит наше. Это не только мое мнение, но и многих специалистов нашей сферы: у западных коллег, в частности, европейских, в ряде сегментов производства медицинского оборудования наступила определенная стагнация. Они достигли потолка, и, для того чтобы дальше развиваться, им нужны рынки сбыта, новые идеи, как это продвигать, в какую сторону идти.

Мы, наверное, более мотивированы, нежели они. И как мотивированная компания, прежде всего идейно мотивированная, можем крайне быстро подстраиваться под конъюнктуру рынка, соблюдая при этом высокие стандарты качества. И за счет этого постоянно прогрессируем.

— А чем вы идейно мотивированы?

— Патологическим желанием сделать качественный продукт, за который не придется краснеть. Будучи от природы очень педантичным человеком, я стремлюсь к тому, чтобы все работало четко, и стараюсь это реализовать в рамках нашей компании. Насколько это сейчас возможно, поскольку есть объективные вещи, которые, к сожалению, от меня не зависят. Компания растет — практически на 10% ежегодно, соответственно, много мы себе позволить не можем. У нас большая загруженность по цехам, по площадям, и это, безусловно, влияет на производственный процесс, на его скорость и отчасти на качество. Чтобы решить эти вопросы, мы приняли решение о расширении производства и привлечении кредитных ресурсов на строительство новых производственных площадей и собираемся реализовать этот проект в следующем году. Завод по производству водолечебного оборудования разместится в Ленинградской области на территории индустриального парка Greenstate. Там мы планируем поставить порядка 6 тыс. кв. м новых производственных площадей.

— Инвестиции в производство требуют и инвестиций в кадры. Как вы решаете этот вопрос? Есть ли дефицит кадров?

— Кадры — это самый насущный вопрос и первый, который обсуждают на своих встречах директора компаний. Дефицит есть у всех, в том числе и у нас. По определенным видам производственных работ — специалисты либо штучные, либо их просто нет, и надо долго их готовить. Большинство сотрудников, которые у нас работают, — это люди, прошедшие у нас обучение, и которых мы «сделали» сами.

Ванна бесконтактного массажа «Акваспа» ООО «Физиотехника» в СПА-центре г. Сочи

— С чем вы связываете перспективы развития своего бизнеса?

— С решением наболевшего вопроса, озвученного и премьер-министром Михаилом Мишустиным, и министром здравоохранения Михаилом Мурашко. Это ускорение процедуры регистрации новых медицинских изделий.

В настоящий момент процесс регистрации занимает минимум один год, а иногда длится до двух-трех лет. То есть когда мы говорим, что ежегодно выводим на российский рынок два изделия, надо понимать, что речь идет о разработках двухлетней давности. Это нереально много! При сохранении таких темпов регистрации импортозаместить российский рынок медицинского оборудования просто невозможно.

— Оснащение каких объектов вам запомнилось больше всего? Где были наиболее сложные задачи, где — наиболее масштабные?

— Наиболее сложные объекты расположены в Крыму. Там потрясающая вода, которая умудряется уничтожать любые типы и виды оборудования. Крымская рапа в буквальном смысле слова «съедает» нержавеющую сталь. С ней мы набили много шишек и многому научились. Чтобы адаптировать наши изделия к условиям Крыма и добиться необходимого результата по качеству, мы провели множество технологических экспериментов.

— А по масштабу?

— Был интересный проект с Национальным медицинским исследовательским центром реабилитации и курортологии Минздрава России. Большая и комплексная работа. Мы ставили не только оборудование нашего производства, но и импортное, а для бальнеологических процедур использовалась вода из подземных московских минеральных озер.

Однако подчеркну: для нас важен любой объект. Порядка 60–70% всех центров бальнеолечения в стране работает на нашей технике, и это большая ответственность!Б (Босс октябрь-ноябрь 2022)

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте