Виталий МОСКАЛЕНКО, Александр БРАУЭР: есть планы стать одной из ведущих экспертиз Московской области


БОСС-профессия | Проектирование и строительство
Текст | Юрий КУЗЬМИН
Фото | Константин САНТАЛОВ

О задачах, особенностях работы и планах недавно созданной Московской областной негосударственной экспертизы (ООО «Московская областная негосударственная экспертиза», ООО «МОНЭ», МОНЭ) рассказывают ее директор Виталий Москаленко и заместитель директора Александр Брауэр.

— Виталий Викторович, насколько я знаю, негосударственных проектных экспертиз достаточно много. Как вы решились создать еще одну? Ведь на этом рынке ощутимо высокая конкуренция.

Виталий Москаленко. Уже много лет я занимаюсь проектированием. И понял, что на рынке возникла потребность комплексных услуг, включающих в себя проектирование, экспертизу и утраченную в свое время функцию технического заказчика.

Я не говорю о том, что мы полностью берем на себя функцию техзаказчика, но помимо функций чисто негосударственной экспертизы ООО «МОНЭ» предоставляет частным застройщикам целый комплекс услуг, дающий возможность заказчику гарантированно получить продукт, с которым он сможет выйти на экспертизу, получить положительное заключение и приступить к дальнейшей реализации объекта на стройке. Ведь сегодня нередко происходит так, что частные заказчики, имея проектную документацию от подрядчика-проектировщика, не могут получить по этой документации положительного заключения экспертизы. Причин много: недоработка отдельных разделов проекта, несоответствие проекта актуальной нормативной базе, неспособность с помощью собственных ресурсов выполнить замечания сотрудников экспертизы и прочее. Ну а без положительного заключения, само собой, нет разрешения на строительство.

— Говоря об опыте в проектировании, вы имеете в виду группу компаний «ПромСтройИнжиниринг», основателем которой являетесь и которую ранее возглавляли?

В.М. Да, группу «ПромСтройИнжиниринг».

В настоящее время «ПромСтройИнжиниринг», которую я ранее возглавлял, — партнерская компания ООО «МОНЭ».

«ПромСтройИнжиниринг» имеет большой опыт в области проектирования, присутствует на рынке с 2008 года. Уже много лет «ПромСтройИнжиниринг» работает в Московской области и сегодня — одна из ведущих проектных организаций региона. Компания показала свою эффективность при реализации инвестиционных проектов области: это и физкультурно-оздоровительные центры, которые возводятся под патронатом губернатора Московской области, и школы, и организации детского дошкольного образования, и многие другие объекты.

Высокая оценка качества проектной продукции «ПромСтройИнжиниринга» подтверждается наличием более 200 положительных заключений государственной экспертизы социальных и инженерных объектов, расположенных на территории Московской области.

Создание на базе «ПромСтройИнжиниринга» негосударственной экспертизы — очередной этап развития для нас, который предполагает осуществление комплексной услуги — проектирование и экспертизу проектной документации.

— Московская областная негосударственная экспертиза создана недавно. Вы, скажем так, организовались, вышли в чистое поле и бросили клич «Давайте к нам!» или же у вас все-таки сразу был какой-то контингент будущих заказчиков?

В.М. Безусловно, перед открытием негосударственной экспертизы мы анализировали рынок, изучали потребности заказчиков, которые обращаются в «ПромСтройИнжиниринг» как к проектировщику, и понимали, ради кого и под какие задачи создаем это направление.

Об организации негосударственной экспертизы мы задумались в конце прошлого года, в декабре, когда экономическая ситуация была несколько иной. Сейчас все усложнилось. Но мы не побоялись трудностей и открыли новое направление. Мы в «ПромСтройИнжиниринге» пережили кризисы 2008 и 2014 годов и понимаем, что дорогу осилит идущий.

МОНЭ начала работу 30 марта 2022 года, как только получила свидетельство об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. У нас уже есть заключенные контракты, и скоро появятся первые положительные результаты.

— Александр Борисович, наш журнал читают, конечно, далеко не одни строители, поэтому вопрос, так сказать, на ликбез: что вообще должно подвергаться экспертизе до начала строительства объекта?

Александр Брауэр. Законодательство РФ предусматривает, что перед выдачей разрешения на строительство создающихся объектов капитального строительства проектная документация и результаты инженерных изысканий должны проходить экспертизу — либо государственную, либо негосударственную.

Во исполнение действующего федерального законодательства в данной области, основные элементы которого — Градостроительный кодекс РФ и Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, предполагается, что проектная документация на строительство нового или реконструируемого объекта должна проверяться на предмет обеспечения его надежности и безопасности будущей эксплуатации.

Во исполнение указанных требований проводится как разработка необходимых документов на возведение объекта, так и проведение ее экспертизы органами, имеющими соответствующую аккредитацию.

В связи с этим готовится пакет исходно-разрешительных документов, которые направляются на государственную или негосударственную экспертизу, причем заказчик вправе выбрать себе любую удобную для него форму.

— Однако есть проекты, которые должны проходить обязательную госэкспертизу?

А.Б. Да, государственная экспертиза предусмотрена, как правило, для объектов, связанных с бюджетным финансированием, по которым следует получить заключения, касающиеся как технической части, так и сметной документации, — на предмет проверки достоверности определения сметной стоимости.

— В чем принципиальные различия негосударственной и государственной экспертиз?

А.Б. Основной критерий государственной или негосударственной экспертизы в пределах определенного субъекта РФ, а для нас это прежде всего Московская область, — источник финансирования.

Госэкспертиза имеет право рассматривать объекты как бюджетного, так и внебюджетного финансирования, но в современных реалиях, как правило, те организации, которые «ведут» объекты, где нет необходимости проводить проверку сметной стоимости, наладили взаимодействие с негосударственными экспертизами. Особенно это касается жилищного домостроения. В этой сфере не все застройщики готовы прямо озвучивать сметную стоимость объекта.

Также стоит отметить, что зачастую госэкспертиза, находясь под оперативным управлением исполнительной власти субъекта Федерации, выполняет огромное количество задач, сопряженных с реализацией социальных программ развития региона и зачастую не связанных с их формальными обязанностями, определенными законодательством.

Таким образом, эксперты госэкспертиз нередко очень перегружены текущими задачами, и для каких-то новых форм работы в части экспертных услуг, оказания консультативной помощи заказчику у них просто не хватает времени.

Хотя, встречаются, конечно, и исключения. Такие гиганты, как Главгосэкспертиза России или Московская государственная экспертиза, учитывая имеющиеся у них объемы работ и соответствующее финансирование, могут позволить себе и увеличение штата, и добавление каких-то специальных форм работы с заказчиками.

На территории же Московской области организации, занимающиеся негосударственной экспертизой, готовы оказать заказчику больший спектр экспертно-консультационных услуг, нежели госэкспертиза. Говорю это не в укор госэкспертизе. Я сам проработал в различных организациях госэкспертизы более 27 лет и достаточно хорошо знаю специфику их работы: с тем колоссальным опытом, которым обладает госэкспертиза, ее эксперты справились бы с этими задачами на высочайшем уровне.

— Бытует мнение, что негосударственная экспертиза более ориентирована на запросы клиента, чем государственная. Не приводит ли это к некой профанации: «Вы платите деньги, а мы вам за это «нарисуем» что угодно»? По-вашему, есть ли действительно такая практика или все-таки здесь существует определенная этика?

А.Б. Этика, безусловно, существует.

Но ваш вопрос понятен. Когда еще только обсуждались изменения в законодательстве, предусматривающие создание института негосударственной экспертизы, околостроительное сообщество разделилось на два лагеря. В первом были те, кто не был доволен общением с государственными экспертизами. Они считали, что государственная экспертиза слишком забюрократизирована, что подходы в ней зачастую чересчур жесткие и формальные. Негосударственная экспертиза, полагали они, решит все эти проблемы. Эта экспертиза «с человеческим лицом» будет выполнять свои функции качественнее и гораздо быстрее.

Вторая сторона сообщества придерживалась мнения, что негосударственная экспертиза просто будет за плату решать проблемы заказчиков, закрывая глаза на недостатки проектов: мол, кто платит, тот и заказывает музыку. И, когда у нас заработал институт негосударственной экспертизы, действительно, в первые годы примерно так и происходило. Это было видно по многим объектам, получившим тогда положительные заключения негосударственной экспертизы. Хотя и в то время уже были организации негосэкспертизы, которые ответственно подходили к своей работе. Однако рынок только формировался. Организации боролись за клиентов, на какие-то формальные вопросы они не обращали внимания, на что-то закрывали глаза. Даже при знакомстве с содержанием текстов ряда положительных заключений организаций негосэкспертизы становилось ясно, что качественной экспертизы по объектам не проводилось.

Правда, через какое-то время, когда наш законодатель столкнулся с подобными вещами, он принял соответствующие меры. Изменения в законодательстве установили общие критерии и требования как для государственной, так и для негосударственной экспертиз. В частности, был закреплен единый порядок проведения негосударственной экспертизы, определено, что форма экспертного заключения должна быть одинаковой для всех видов экспертизы.

Потом был сделан важный шаг для недопущения возможности сокрытия недостатков проектной документации, прошедшей экспертизу: было принято решение о ведении всей документации по проектной экспертизе в электронном виде и создан Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ). Этот консолидированный электронный банк данных, оператором которого выступает Главгосэкспертиза России, аккумулирует все заключения экспертизы и представленную для ее проведения проектную документацию в электронном виде. Теперь любая государственная и негосударственная экспертная организация получает для каждого заключения общий номер от Главгосэкспертизы. В случае возникновения вопросов с качественной или некачественной экспертизой можно обратиться в этот орган, где проверят, корректно ли проведена экспертиза. И сам оператор системы проводит регулярные проверки заключений и документации. Эти меры дисциплинировали негосударственные экспертизы, и пока я не слышал о том, чтобы по результатам выборочных проверок реестра в хранящихся там заключениях были найдены явные ошибки.

— Кадры, как известно, решают все. Кто это сказал, тоже известно. Вроде бы экспертов много, но считается, что среди них немало халтурщиков, буквально купивших нужные «корочки». И экспертиза у них, соответственно, такого же качества…

А.Б. В период становления негосударственных экспертиз так где-то и было. Более того, во главе ряда первых негосударственных экспертиз стояли люди, к которым имелись претензии именно по качеству подготовки экспертизы. В некоторых организациях вообще не могли предъявить ту проектную документацию, на основании которой они подготовили заключение. На просьбу продемонстрировать проектную документацию, бывшую тогда еще на бумаге, характеристики которой приведены в заключении, люди даже обижались и заявляли, что воспринимают этот вопрос не с технической точки зрения, а как попытку загубить вновь нарождающуюся негосударственную экспертизу.

Однако с течением времени к единому стандарту были приведены как качество заключения экспертизы (посредством системы ЕГРЗ, о которой я уже говорил), так и порядок аккредитации экспертов. Еще три-четыре года назад для экспертов системы госэкспертизы существовали очень жесткие правила, а для экспертов негосударственных экспертных организаций действовали определенные послабления. Сегодня же законодательство практически одинаковое для экспертов обеих форм экспертизы, и получить аккредитацию как негосударственного, так и государственного эксперта довольно сложно.

И если рядовому гражданину нелегко получить доступ к базе ЕГРЗ, то с перечнем экспертов, аккредитованных на определенный вид деятельности, может ознакомиться каждый. Этот реестр размещен в открытом доступе на сайте Минстроя России. Там можно найти любого эксперта и проверить, какой у него аттестат, на что он аккредитован, и даже при желании проследить историю его работы в данной сфере.

— Откуда вы набираете кадры в МОНЭ?

А.Б. Мы стараемся привлечь к работе в нашей организации либо тех экспертов, которых давно знаем, либо новых для нас специалистов, опираясь при этом как на данные того же реестра, так и на рекомендации экспертного сообщества. Это достаточно узкий круг, все находятся друг от друга «в трех рукопожатиях», все друг друга знают и что-то про кого-то узнать не представляет труда.

«Первый круг» своих экспертов мы нашли из тех, с кем уже работали по линии как госэкспертизы, так и негосэкспертизы. Теперь продолжаем поиск специалистов через специализированные сайты, ресурсы профессионального сообщества, по рекомендациям.

— Виталий Викторович, что кроме собственно экспертизы проектов вы предлагаете своим клиентам? Ваша экспертиза — это простановка штампа «годится — не годится» или же консультации по исправлению, доработке, дополнениям проектов до уровня, необходимого для выдачи разрешений на строительство? Немножко поподробнее на эту тему.

В.М. Для клиентов мы предлагаем более широкие услуги, чем может предложить государственная экспертиза. Еще раз: это не в пику госэкспертизе, просто, повторю, у государственной экспертизы деятельность жестко регламентирована, и в настоящее время у ее экспертов и так много работы.

Итак, что именно наша организация может предложить?

Первый вид работы, ключевое направление нашей деятельности — проведение негосударственной экспертизы, где основной критерий, как я уже указывал, — источник финансирования. То есть это экспертиза всех объектов, у которых нет бюджетного финансирования и которые по своим требованиям не относятся к статусу Главгосэкспертизы России. Мы готовы оперативно рассматривать такие объекты. При этом у нас достаточно гибкая ценовая политика. Ориентиром выступают те же показатели, которые определены для государственной экспертизы, — это как сроки, так и стоимость. Но, учитывая, что у нас негосударственная организация, к этим вопросам мы можем подходить более гибко.

Второе направление — доведение имеющейся у заказчика проектной документации до требований, которые необходимы для прохождения ею экспертизы. Потребность в этом есть у многих компаний. Учитывая наш бэкграунд в области проектирования — как вы знаете, ранее я возглавлял компанию «ПромСтройИнжиниринг», — мы можем провести анализ имеющейся у заказчика проектной документации и, выделив те моменты, которых ей не хватает для предоставления на экспертизу (что нужно актуализировать, поскольку нередко такая документация выполнена по старым нормам, что дополнить, что переделать и прочее), подготовить аналитическую справку с нашими рекомендациями. Далее заказчик, если он располагает такими возможностями, может самостоятельно внести исправления или же вновь воспользоваться нашей помощью и услугами компании «ПромСтройИнжиниринг», заключив с этой проектной организацией соглашение. Тогда ее специалисты доработают документацию к рассмотрению на экспертизе.

Еще одно направление — на основании соответствующего поручения заказчика взятие на себя части функций по прохождению государственной экспертизы документации на строительство объектов. Оно включает в себя оценку качества, доработку проектной документации, в том числе и сметной, а также помощь в подаче и прохождении этой документации в организациях государственной экспертизы, в корректировке документации на основании замечаний экспертов как в технической части, так и в стоимостной.

Помимо этого, мы можем оказывать консультационные услуги по рассмотрению отдельных технических решений. Зачастую заказчику требуется проведение экспертизы не всей проектной документации, а какого-то одного ее раздела.

Бывает, что уже непосредственно в ходе строительства заказчик хочет либо проверить какой-то пакет из состава проектной документации, либо рассмотреть ее на предмет, например, оптимизации. Мы можем помочь решить эту задачу. Скажем, проанализировать затраты в сметах, указать возможные пути снижения затрат на строительные материалы — бетону, арматуре, инженерным системам, которые достаточно дороги, особенно в текущих условиях. Затраты на инженерные системы сегодня высоки. Вспомните, как выглядело жилое здание раньше: в подъезде — лампочка, дверной звонок, электрика и радиоточка, а теперь это и системы вентиляции, кондиционирования, электроснабжение с УЗО (устройства защитного отключения. — Ред.), учитывающее увеличенные нагрузки в связи с многочисленной номенклатурой современных электроприборов, интернет, домофон, сигнализация и т. д. Понятно, что сэкономить здесь в разы, особенно в нынешней непростой экономической ситуации, невозможно, но застройщику важна каждая копейка. Мы постараемся помочь ему оптимизировать затраты.

— Занимаетесь ли вы инвестпроектами?

В.М. Нет. В инвестпроектах МОНЭ может помочь локально, ответить на конкретные вопросы, опираясь на ту базу данных, которой мы обладаем, к примеру, в части проектных решений, которые инвестор предлагает реализовать. Можем оценить стоимостные показатели, помочь в их определении. Однако возможность оценки инвестпроектов в комплексе мы пока не рассматриваем.

— Есть ли у МОНЭ какая-то специализация, предпочтения по видам строительных объектов?

В.М. Мы рассматриваем все объекты. Исключением могут быть только объекты, связанные с какой-то узкой технологией, например, в пищевой, медицинской промышленности, сельском хозяйстве. Это сложные узкоспециализированные технологические объекты, где одних наших компетенций может быть недостаточно. Под них в принципе необходимо привлекать экспертов-технологов.

Однако таких узких и сложных технических проектов сегодня реализуется не так много. Документацию по большинству объектов, которые строятся в Московском регионе — жилье, торговые центры, физкультурно-оздоровительные комплексы и другие объекты социально-бытовой направленности, а также объекты дорожной инфраструктуры, мы рассматриваем.

— Вы действуете только в Московском регионе или в других тоже?

В.М. Конечно, для нас родной регион — Московский, однако мы готовы рассматривать и другие регионы. Бывают случаи, когда объекты строительства находятся за пределами Московского региона, но вся структура заказчика, застройщика и проектной организации располагается здесь, — так удобнее. Да, несмотря на то что сейчас бóльшая часть документов выполняется и передается в электронном виде, бывает немало вопросов, которые проще решать очно и в одном месте. В данной ситуации расположение экспертной организации в непосредственной близости от «штаба стройки» в случае его нахождения в Москве или Московской области более удобно для заказчика, чем организация, находящаяся в регионе, где идет строительство.

Так что целенаправленную экспансию мы пока не проводим, но и не отказываемся от этого, учитывая, что критерии везде одинаковы. Конечно, есть сложные регионы, где особая сейсмика, специфические природные условия, например, вечная мерзлота. К такой работе мы только готовимся. Однако все впереди.

— И в заключение. Организация у вас молодая. Какие цели вы для себя ставите, какое место хотите занять на рынке?

В.М. В Московской области ведется рейтинг лучших экспертных организаций. Возглавляет его тройка лидеров. Наша цель — попасть в эту тройку, то есть стать одной из ведущих негосударственных экспертиз региона.

Те экспертные организации, которые сегодня входят в этот рейтинг, попали туда не за один год. Институт негосударственной экспертизы существует в России уже десять лет, и в первые годы на этом рынке было немало компаний, потом случайные игроки ушли, остались сильнейшие. И мы будем работать в этом направлении.

У нас крепкая команда специалистов, обладающих большим опытом и в экспертной области, и в сфере проектирования, есть уверенность в своих силах, мы дорожим своей репутацией. Своим трудом и ответственным отношением к делу мы стараемся показать заказчику, что готовы выполнять работу быстро, качественно и оказывать ему всестороннюю помощь. Б (Босс май-июнь 2022)


МОСКАЛЕНКО Виталий Викторович, директор ООО «Московская областная негосударственная экспертиза».

Родился 27 июня 1977 года в Луганске. В 1987 году переехал с семьей в Ленинград.

В 1999 году окончил Санкт-Петербургский государственный технический университет (ныне Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) по специальности «Национальная экономика».

Трудовой путь начал в ОАО «Центр гуманитарного и делового сотрудничества» (позже ОАО «Талион»), Санкт-Петербург. В апреле 2003 года был назначен на должность начальника инвестиционных программ.

С 2004 по 2007 год — генеральный директор ООО «Леокаспис», входившего в группу компаний ОАО «Центр гуманитарного и делового сотрудничества». Позже стал заместителем генерального директора ОАО «Талион».

В апреле 2008 года назначен менеджером проектов Управления по административно-хозяйственной работе в НОУ высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов».

В июле 2008 года основал и возглавил ООО «ПромСтройИнжиниринг». В 2019–2021 годах возглавлял проектную компанию «ТРИДИКА».

С весны 2022 года — директор ООО «Московская областная негосударственная экспертиза».

Женат, воспитывает троих сыновей.


БРАУЭР Александр Борисович, заместитель директора ООО «Московская областная негосударственная экспертиза».

Родился в 1968 году в Петропавловске-Камчатском в семье военнослужащего. В связи с переездами, связанными с военной службой отца, провел детство на Камчатке, во Владивостоке и Москве.

Получил высшее образование в Высшем военном инженерном строительном училище в Ленинграде. По окончании обучения в 1990 году служил в различных военных организациях: прошел путь от начальника строительного участка до начальника отдела Государственной экспертизы проектов Министерства обороны.

По завершении военной службы в 2008 году был принят на работу в ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза», в котором проработал более десяти лет, закончив ее в должности советника директора.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте