Материалы, деньги, технологии
БОСС-профессия | Главная тема
Текст | Мария ЗЕМЛЯНИКИНА
Последние два года российский строительный комплекс работает в антикризисном режиме. Вызовы, с которыми он столкнулся, стали особенно острыми сейчас, в условиях непростой геополитической ситуации и спровоцированной ею экономической нестабильности, и требуют немедленного ответа.
Цены вверх
Стремительный рост цен на стройматериалы — болевая точка российского стройкомплекса уже более года. Повышение началось в четвертом квартале 2020-го с роста цен на металлопродукцию, а следом на другие строительные ресурсы, и с рекордными темпами продолжалось весь 2021-й. Сыграли свою роль как общемировая ситуация на сырьевых рынках металлов, древесины, пластика и пришедшие с пандемией сложности с поставками строительных материалов, повлекшие за собой увеличение посреднических цепочек и повышение затрат на транспортную логистику, так и, как указывали многие эксперты, спровоцированные оживлением жилищного строительства картельные сговоры монополий на рынке, поскольку резкое удорожание ряда отечественных строительных материалов невозможно было объяснить ни сырьевой конъюнктурой, ни зависимостью от импорта.
Согласно данным Росстата, в целом по итогам 2021 года стоимость строительных материалов в России выросла на 23,75%. Это «средняя температура по больнице».
По ряду позиций, в первую очередь по металлу и продукции металлозависимых производств, а также по дефицитной древесине, увеличение цен с конца 2020 года дошло до 100–200%. Росли в цене и другие материалы. За 2021 год, сообщало в начале января ТАСС со ссылкой на Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), которое принимает официальное участие в мониторинге цен строительных ресурсов, кирпич подорожал на 37,68%, битумный кровельный материал — на 30%, раствор — на 17%, бетон — на 16%.
С весны 2022 года на фоне антироссийских санкций, повышения ключевой ставки и волатильности рубля рост цен на строительные материалы набрал скорость.
В апреле, по данным Росстата, строительные материалы подорожали на 31,39% по сравнению с аналогичным месяцем 2021 года3. При этом с начала года стройматериалы выросли в цене на 13,33%. Наибольший скачок цен наблюдался в марте — 9,95%.
Диапазон увеличения цен на строительные материалы неравномерный и разнится по регионам. За последние два месяца, сообщил в начале мая ТАСС президент НОСТРОЙ Антон Глушков, рост стоимости бетона составил от 5 до 20%, кирпича — от 2 до 40%, цемента — от 1,5 до 37%, кровельного материала — от 3 до 37%4. Эксперты указывают, что причины роста у каждой позиции свои. У рекордсменов удорожания — импортных материалов и тех, при производстве которых используются импортные компоненты, это волатильность национальной валюты, а также разрыв отношений с иностранными поставщиками, перебои с поставками.
Отечественные материалы дорожают из-за увеличения издержек производителей, усложнившейся логистики, повышенного спроса со стороны заказчиков, а порой и из-за спекуляций на рынке. Впрочем, основная головная боль многих строителей в настоящее время — это даже не стройматериалы, а инженерное оборудование для объектов, не только лидирующее в росте цен (во многих случаях оно подорожало в разы), но и по многим позициям ставшее дефицитным.
Согласно опубликованному в марте опросу межотраслевой ассоциации саморегуляторов в области строительства и проектирования «Синергия» о влиянии текущей экономической ситуации на строительный рынок (в нем приняли участие топ-менеджеры тысячи строительных и проектных компаний, более 70% которых осуществляют свою деятельность по всей стране, около четверти работает в Москве и Подмосковье), резкое повышение цен на стройматериалы и оборудование, проблемы с логистикой, отсутствие возможности получить заказанные материалы вынудили порядка 40% опрошенных компаний приостановить строительство отдельных объектов недвижимости, поскольку производители приостановили отгрузки уже заказанных стройматериалов. 29% респондентов сообщили, что отложили строительство недавно начатых объектов, перенаправив ресурсы на завершение почти готовых.
Стройка под угрозой
Курирующий стройкомплекс вице-премьер Марат Хуснуллин неоднократно указывал на подорожание материалов как главную угрозу для отрасли. В интервью «Ведомостям» в декабре 2021 года6 он, в частности, отметил, что если цена стройки и дальше будет расти на 15–20% и более, то придется сокращать уже запущенные строительные программы, а это повлечет негативные последствия, среди которых в том числе недостроенные инфраструктурные и социальные объекты, а также разорение подрядных организаций.
Резкий рост цен на материалы оказался одним из важнейших, хотя не единственным фактором повышения себестоимости строительства во всех сегментах строительного рынка и принес дополнительные риски в исполнение всех видов контрактов. В жилом и коммерческом строительстве повышение себестоимости стройки означает уменьшение маржинальности проекта для его участников и увеличение стоимости квадратного метра для конечного потребителя — это неизбежный, но не лучший путь в условиях падения платежеспособного спроса. В строительстве инфраструктурных и социальных объектов, которое базируется на госконтрактах, где цены жестко зафиксированы и не учитывают резких колебаний стоимости ресурсов, все намного сложнее.
Несовершенство ценообразования в строительстве — наша давняя проблема, и к оптимальному решению мы пока не пришли. Реформа здесь идет с 2015 года. Сначала был объявлен полный переход от действующего базисно-индексного метода (стоимость работ и материалов определяется на основании сборников базовых цен, составленных в ценах 2000 года, и пересчитывается с помощью коэффициентов, учитывающих среднюю инфляцию) к ресурсному, построенному на мониторинге рыночных цен на материалы и работы. Он должен был состояться в 2019 году, но успехом инициатива не увенчалась. Потом был выбран путь постепенных преобразований и анонсировано внедрение смешанного ресурсно-индексного метода. Переход к нему назначили на третий квартал 2022 года, однако в апреле текущего года срок был перенесен на 1 января 2023 года. Среди официальных причин называется сегодняшняя нестабильность цен на строительные ресурсы, среди неофициальных — слабая динамика наполнения ФГИС «Ценообразование в строительстве» (ФГИС ЦС), ключевого инструмента ресурсно-индексного метода.
Несоответствие системы ценообразования в бюджетном строительстве рыночным реалиям как одна из ключевых причин кризиса отрасли инфраструктурного строительства указывалась в коллективном обращении глав крупнейших строительных компаний, участвующих в государственном заказе, к президенту РФ Владимиру Путину летом прошлого года. Действующая модель, заявляли авторы письма, не учитывает расходы на банковские гарантии, проценты на привлечение промежуточного финансирования при казначейском сопровождении, в структуре цены отсутствует понятие «предпринимательского дохода», система управления рисками и ответственностью в рамках государственных контрактов не содержит четкого порядка оценки и приемки работ, формируя «презумпцию виновности» подрядчика. Это резонансное обращение вызвало немало дискуссий в профессиональном сообществе, однако, несмотря на разность позиций, большинство участников рынка согласилось, что его авторами выделены основные болевые точки отрасли, актуальные для всех подрядных компаний, участвующих в госзаказе, независимо от их размера.
Рекордное удорожание стройматериалов последних двух лет усугубило проблемы ценообразования государственных строек. Для подрядчиков участие в контрактах в таких условиях часто становится не просто невыгодным, но и фактически неисполнимым. Как следствие — снижение заключенных госконтрактов в строительстве. По данным НОСТРОЙ, озвученным в начале февраля президентом объединения Антоном Глушковым, количество заключенных госконтрактов в строительстве сокращается с каждым годом. В 2019 году их было заключено около 220 тыс., в 2020-м — 195 тыс., в 2021-м — 193 тысячи. Эту негативную тенденцию в конце прошлого года на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам с участием президента РФ Владимира Путина признал и вице-премьер Марат Хуснуллин. Он констатировал, что ряд крупных подрядчиков перестал выходить на долгосрочные государственные контракты по строительству из-за существенного роста цен на стройматериалы. Кроме того, увеличивается число сорванных госконтрактов. По данным мониторинга НОСТРОЙ, по итогам 2021 года в России было расторгнуто 38,4 тыс. строительных госконтрактов (19,8% от общего количества) на сумму более 1 трлн рублей, тогда как в 2020 году — 35 тыс. контрактов (17,9%) на 829 млрд рублей, а в 2019-м — 33,6 тыс. договоров (15,3%) на сумму 610 млрд рублей. Одна из главных причин, по словам Антона Глушкова, — рост стоимости стройматериалов и невозможность исполнения обязательств со стороны подрядчиков.
Поддержать исполнителей
С начала марта цены на стройматериалы находятся под постоянным мониторингом Минстроя, Минпромторга России, региональных властей, проверки в этой сфере проводит ФАС.
Значительная часть новаций в принятых этой весной пакетах мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики в условиях санкционного давления, направлена на сохранение строительства важных инфраструктурных и социальных объектов, которые финансируются за счет средств бюджетной системы РФ, в том числе и на сокращение издержек, вызванных удорожанием строительных материалов, для таких проектов.
До 31 декабря 2022 года продлено действие механизма, позволяющего увеличивать цену государственных контрактов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт в пределах 30% для компенсации удорожания стройматериалов. Для согласования новых условий заказчик и подрядчик должны будут заключить дополнительное соглашение. При этом заново проверять проект на предмет эффективности использования средств не нужно, если сумма работ не превышает 100 млн рублей. Экспертиза проектной документации для подтверждения сметы требуется для контрактов на сумму 100 млн рублей и более.
Впервые возможность изменять цену госконтрактов в связи с нестабильностью цен на строительные ресурсы была введена в августе 2021 года для договоров, заключенных до 1 июля 2021 года сроком на год и на сумму не менее 100 млн рублей. Осенью ее продлили до конца прошлого года. В настоящее время ограничения по сроку действия контракта и по его сумме сняты.
В рамках реализации этого механизма на 2022–2024 годы правительство выделило 126 млрд рублей на компенсации подрядчикам, работающим по госконтрактам, расходов из-за скачка цен на стройматериалы. В этом году на эти цели направят более 70 млрд рублей, из них 31 млрд рублей запланировано для контрактов по строительству федеральных объектов, 39 млрд рублей — на софинансирование госконтрактов субъектов Федерации и муниципалитетов. Деньги на эти цели также должны предусмотреть регионы, а для дотационных регионов, по словам Марата Хуснуллина, будет принято отдельное решение.
В правительстве обсуждаются пути упрощения и расширения этого механизма. Об этом сообщила недавно газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. По информации издания, Минстрой готовит проект изменений в постановление правительства, регламентирующее этот процесс. В частности, предлагается предоставить возможность увеличения цены контракта более чем на допускаемые сейчас 30%, а также неоднократного ее пересмотра в упрощенном порядке без прохождения госэкспертизы.
В целях поддержки бизнеса, работающего в системе госзакупок, до конца 2022 года введено повышенное авансирование поставщиков, подрядчиков и исполнителей. В госконтрактах, финансируемых из федерального бюджета, заказчики могут предусмотреть аванс в размере до 90% от цены, зафиксированной в договоре. Ранее размер авансирования ограничивался планкой в 30% и применялся только для строителей. Теперь его расширили для других государственных и муниципальных контрактов. При этом для строительных контрактов на сумму более 600 млн рублей предел общего объема авансирования по-прежнему составит 70%. Также уточнены условия применения казначейского сопровождения при уплате авансовых платежей по госконтрактам. Авансы от 50 до 90% от цены контракта подлежат казначейскому сопровождению, а до 50% освобождаются от него. В этом случае деньги сразу будут направлены на банковские счета организаций.
Правило распространяется на госконтракты, средства на которые выделяются из федерального бюджета. Регионам рекомендовано применять аналогичные положения для контрактов, финансируемых из их бюджетов. В ряде субъектах Федерации уже ввели новый порядок авансирования. Так, в Москве органы исполнительной власти и иные государственные заказчики получили возможность до конца текущего года авансировать до 100% платежей по контрактам.
Жилищные хлопоты
В 2021 году жилищное строительство в России установило новый рекорд. Сдано 92,6 млн кв. м, что на 18,7% превысило плановый показатель (78 млн кв. м) и почти на 13% больше объема ввода жилых помещений в предшествующем 2020 году, когда было построено 82,2 млн кв. м жилья. При этом в 2021 году впервые в современной российской истории количество введенных в эксплуатацию площадей индивидуального жилищного строительства превысило 50%, на ИЖС пришлось 49,1 млн кв. м общего объема сданной жилой недвижимости, на многоквартирные дома — 43,5 млн кв. м.
Статистика жилищного строительства за первый квартал 2021 года тоже хорошая: за январь — март в стране ввели 29,3 млн кв. м жилой недвижимости. Рост по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 64,6%, следует из оперативного отчета Росстата. Локомотив роста — ИЖС.
Общая площадь жилых помещений, построенных населением за первые три месяца года, составила 18,3 млн кв. м. Построено 125,4 тыс. жилых домов — 62,3% от общего объема жилья (в прошлом году в первом квартале этот показатель был равен 54%). Многоквартирных домов в первом квартале 2022 года возведено 2,5 тыс., построено 337,2 тыс. новых квартир.
Однако в условиях сегодняшней нестабильности на строительном рынке сохранить позитивную динамику ввода в эксплуатацию объектов жилой недвижимости и, главное, достигнуть поставленной в указе президента задачи по увеличению ввода жилищного строительства до 120 млн кв. м к 2030 году, очевидно, будет непросто.
В зоне риска в первую очередь массовое строительство, где возможно снижение объема ввода многоквартирных домов. Среди ключевых сейчас вопросов для застройщиков помимо проблем с ценами, дефицитом и логистикой стройматериалов и оборудования — поддержка спроса на жилье в условиях падения доходов населения, а также проектное финансирование.
Ипотечное кредитование — двигатель жилищного строительства. Через него в России, по разным оценкам, совершается от 50 до 70% сделок с недвижимостью. Запущенная в качестве антикризисной меры в апреле 2020 года и откорректированная в 2021 году программа льготной ипотеки с господдержкой на новостройки привела к буму в жилищном строительстве. Вообще на льготные ипотечные программы (на новостройки, семейную, сельскую и дальневосточную) в 2020–2021 годах пришлось около 90% ипотечных кредитов на первичном рынке.
Решение Банка России поднять ключевую ставку (в феврале на рекордных 10,5 процентного пункта — с 9,5 до 20% годовых, а потом снижая ее до 14% на текущий момент) привело к взлету ставок по кредитам. Новые ипотечные программы по рыночным ставкам стали практически недоступны для большинства населения. И теперь, пока экономика не адаптировалась к новым условиям, льготная ипотека оказалась фактически единственным механизмом поддержания спроса на жилье, отмечают эксперты. И правительство пошло по этому пути. Ставки по семейной (6% годовых), дальневосточной (2%) и сельской (3%) ипотекам были сохранены на прежнем уровне. Условия льготной ипотеки на покупку жилья в новостройках в течение весны пересматривались дважды.
С 1 апреля ставка по программе была поднята с 7 до 12%, с 1 мая она снижена до 9% годовых. Лимиты льготного кредита расширились: для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей — до 12 млн рублей, для остальных регионов — до 6 млн. Также с 1 мая увеличена общая сумма кредита, которую можно брать на покупку квартиры с использованием льготной ставки. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей — до 30 млн рублей, для остальных регионов — до 15 млн рублей. То есть покупатели получили возможность сочетать льготную ипотеку с дополнительным кредитом, взятым по рыночной ставке. Действие программы продлено до конца 2022 года.
Недоступные деньги
Проектное финансирование, а с его применением через использование счетов эскроу, по данным ДОМ.РФ, сегодня возводится свыше 80% жилья, в новых условиях стало еще одной трудностью для застройщиков.
Во-первых, из-за резкого скачка цен на строительные ресурсы и оборудование, сложностей с транспортировкой, увеличения нагрузки на ФОТ и других факторов, приведших к росту издержек строительных компаний, есть большой риск, что уже одобренных лимитов проектного финансирования будет недостаточно для завершения текущих проектов. Об этом, в частности, в апреле заявлял президент НОСТРОЙ Антон Глушков. По его словам, девелоперы сейчас думают о том, как пересмотреть ранее выданные решения по кредитам, так как понимают, что тех средств, которые изначально были заложены в рамках договоров на проектное финансирование, недостаточно для завершения проектов, передает РИА «Новости».
Во-вторых, проектное финансирование дорожает из-за роста ключевой ставки, уменьшения доступности ипотеки и прогнозируемого уменьшения покупательского спроса. В-третьих, в нестабильной экономической ситуации с волатильными ценами на ресурсы банкам и девелоперам трудно оценивать себестоимость строительства, которая уж точно не будет низкой, а значит, проблемным становится получение проектного финансирования для новых проектов.
Чтобы поддержать строителей в продолжении реализации жилищных проектов, Правительство РФ выпустило постановление о субсидировании проектной ставки проектного финансирования для застройщиков. Компании, осуществляющие строительство жилых домов и объектов жилой инфраструктуры, вне зависимости от уровня доходности проектов смогут получать в банках льготные займы по ставке не более 15%. На возмещение недополученных доходов банку будет выделяться субсидия, покрывающая 7,5% ставки. Мера распространяется на кредиты, оформленные до 31 декабря 2023 года. Ранее такой механизм действовал для компаний, реализующих низкомаржинальные проекты, например, строительство детских школьных и дошкольных учреждений, поликлиник, муниципального жилья.
По-прежнему открытым остается вопрос поэтапного раскрытия счетов эскроу. О желательности запуска этого механизма застройщики говорят с самого начала перехода жилищного строительства на проектное финансирование. Объем средств, депонированных участниками долевого строительства на счетах эскроу, как следует из недавно опубликованного обзора Банка России «О проектном финансировании строительства жилья в I квартале 2022 года», в марте текущего года превысил 3,7 трлн рублей. До сдачи дома в эксплуатацию строительные компании не могут пользоваться этими деньгами. На строительство объектов они берут банковские кредиты. При этом объем проектного финансирования, согласно тому же обзору ЦБ, по итогам первого квартала составил 3,1 трлн рублей.
Этой весной девелоперы, ссылаясь на снижение рентабельности проектов и на то, что в нынешней ситуации проектное финансирование не может покрыть все расходы стройки, вновь стали призывать правительство разрешить раскрытие счетов эскроу на этапе реализации проекта. В принципе в рамках антикризисной поддержки стройиндустрии в условиях санкций власти рассматривают и такую возможность, о чем не раз говорили представители Минстроя России. В то же время Банк России, изначально очень настороженно относившийся к этой идее, пока не изменил свою позицию. Оптимальное решение еще предстоит найти. А для этого нужно дать ответы на два ключевых вопроса: «Как устранить риски, ради нивелирования которых, собственно, и затевался переход жилищного строительства на проектное финансирование — недостроев и потери дольщиками средств, в случае если ими воспользуется недобросовестный застройщик?» и «Как правильно администрировать этот процесс, чтобы при запуске механизма раскрытия счетов эскроу сократить возможные издержки банков, связанные с увеличением рискованности кредитов за счет снижения контроля использования денежных средств застройщиками?»
Степень зависимости
Один из решающих факторов сейчас — преодоление зависимости от импорта. Импортозамещение в строительстве, как и во многих других отраслях, идет с 2014 года, когда санкции западных стран и ответные меры России вынесли стратегию импортозамещения на первый план повестки властей.
К чему стройкомплекс пришел через эти восемь лет к сегодняшнему моменту, когда с отечественного рынка ушли или приостановили работу десятки иностранных брендов, а компании, продолжающие работать с российскими партнерами, испытывают проблемы с логистикой? Диапазон в оценках, которые дают эксперты об импорте в общем объеме строительно-монтажных работ российских проектов, весьма широк — от 5 до 50%. Столь большой разбег в оценках объясняется тем, что он в разных сегментах строительства разный. Например, в дорожном строительстве, как сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин в апреле на форуме «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», доля импорта составляет всего 5%, а в промышленном — 20–30%. В жилищном строительстве самый большой разброс: нижняя планка — от 5% (оценка вице-президента по рынкам капитала и корпоративным финансам компании ПИК Юрия Ильина, озвученная им журналистам в начале марта) до 10% (по оценке Марата Хуснуллина), верхняя планка — от 50 до 60%. Этот процент называют эксперты, когда говорят о жилье бизнес-класса, премиального и элитного сегмента. Меньше всего от санкций пострадали массовые проекты жилищного строительства, уже адаптировавшиеся к импортозамещению и использующие главным образом материалы и комплектующие отечественного производства.
В сегменте стройматериалов ситуация с импортозамещением по большому счету хорошая. Импорт базовых материалов идет в основном от ближайших соседей: Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии. Песок, щебень и другие нерудные материалы, дерево и металл — все это по большей части местное. Налажено свое производство цемента, кирпича, бетона, кровельных, гидро- и теплоизоляционных материалов, керамогранита и других, однако часто в их технологиях используется импортное сырье. С отделочными материалами хуже: там довольно существенная доля иностранных производителей, а в наших материалах — сырья зарубежного производства.
Отдельная история с инженерным оборудованием, где доминируют иностранные бренды. Особенно высок их процент в лифтовом оборудовании, системах вентиляции и кондиционировании. Здесь нам предстоит пройти непростой и долгий путь. Что касается российских производителей, то у них пока недостаточно мощностей, чтобы удовлетворить весь внутренний спрос, да и не все оборудование, обеспечивающее жизнедеятельность объектов, производится у нас. Перенастройка отечественного строительного рынка на работу с производителями дружеских стран, способными предоставить аналоги той продукции, что поставляли западные компании, прекратившие работу в России, или же их не спешащие присоединиться к санкциям коллеги, чьи товары в последнее время сильно подорожали из-за усложнившейся логистики, — задача выполнимая, но подчас сопряжена не только с материальными, но и временными затратами. Особенно если дело касается сложных технологических решений, когда характеристики определенных марок изначально учтены в проекте. В этом случае найти полностью соответствующие уже недоступным продуктам аналоги у других производителей нереально.
Трудно будет с наскока решить вопрос и с заменой строительной техники, механизированного оборудования и их комплектующими, где значительную долю сегодня составляет импорт из европейских стран. Нам, пока нет локализации производства, нужно будет переориентироваться на производителей Республики Беларусь и Китая.
Наконец, тема, которая последние несколько лет стала мейнстримом преобразований в строительстве, — цифровизация. Львиная доля программных продуктов, которые используются сейчас у нас в проектировании и управлении строительством, — собственность западных лицензиаров, правда, из них с российского рынка на текущий момент ушли немногие.Б