Елена ПЕТРИКОВА: цирк — это семья!

БОСС-стиль | Гостиная
Текст | Екатерина КАРАЧЁВА
Фото | ФКП «Росгосцирк»

В июне 2021 года главным режиссером ФКП «Росгосцирк» назначена заслуженная артистка России Елена Петрикова. Артистка цирка, проявившая себя практически во всех жанрах циркового искусства и особенно запомнившаяся зрителям как воздушная гимнастка, а также опытный режиссер цирковых представлений. О том, в чем заключается ее работа на новом посту, своем видении настоящего и будущего российского цирка Елена рассказала представителю нашего журнала.

©Фото – Наталья Петрова

— Елена, что входит в работу главного режиссера Росгосцирка?

— Работа главного режиссера Росгосцирка включает в себя множество обязанностей, в том числе я отвечаю за художественное руководство компании. Я осознаю всю меру ответственности и объем работы, возложенные на меня. Цирковой конвейер — это сложная система, потенциал которой мне только предстоит изучить и оценить. Я понимаю, в каком направлении нужно двигаться. Первоочередная задача — это создание ярких, интересных цирковых спектаклей. В своей стратегии по развитию творческой составляющей Росгосцирка я намерена ориентироваться на лучшие отечественные и мировые практики. Цирк будет идти в ногу со временем, но при этом в основе останутся традиции русского цирка, заложенные отцами циркового искусства.

Также решаю организационные вопросы: контроль за составлением договоров, вопросы, касающиеся нужд артистов, начиная от приобретения чешек и костюмов, заканчивая покупкой крупного реквизита и перевозками. Много документации. Теперь все это проходит через меня.

Будучи помощником художественного руководителя, я и раньше занималась похожей работой, но в меньших масштабах. Не могу сказать, что я — новый человек, который испугался большого объема работы. Конечно, нет. Трудностей не боюсь. Думаю, что справлюсь, потому что работаю с талантливыми людьми, у которых горят глаза и которые любят свою работу. Поставила себе планку, что до конца июня нужно разобраться во всем и вникнуть во все детали.

— Получается?

— Конечно. В первую очередь надо помочь артистам в создании новых качественных и эффектных номеров. Где-то переделать старые аттракционы, улучшить программы. Сейчас я работаю семь дней в неделю — с понедельника по пятницу решаю вопросы в главке (так мы называем административное здание Росгосцирка), а выходные провожу в цирках — отсматриваю номера. Если два города располагаются относительно близко друг к другу, заезжаю в оба. Пока эти поездки носят ознакомительный характер. Я должна быть в курсе того, что происходит в каждом цирке страны. В будущем планирую не просто сама ставить спектакли, но и привлекать к работе молодых амбициозных режиссеров. Уже есть несколько предложений по спектаклям.

— Планируете структурировать все цирковые программы?

— Да, именно так. Мы хотим структурировать программы и сделать целые отдельные коллективы. Сегодня картина следующая: половина конвейера — это цирковые артисты без коллектива. Их распределяют по городам с различными номерами и на их базе делают представление. Наша задача — изменить это. В каких-то программах уже есть готовые аттракционы с хорошими номерами и трюками. Моя задача — соединить их в один цирковой спектакль.

Все должно быть идеально — от внешнего вида артиста до реквизита. К этому мы сейчас и стремимся. Актер не должен отвлекаться от творчества: никакие вопросы, связанные с костюмами, реквизитом, не должны его беспокоить. Его задача — думать только о номере и трюках.

— Вы начали ездить и отсматривать программы по циркам. А как оцениваете состояние самих цирков, гостиниц для артистов? Требуется ли ремонт?

— Реконструкция и капитальный ремонт — это не в моей компетенции. Я езжу по стране, вижу, в каком состоянии тот или другой цирк. Недавно была в Иваново. Сегодня там работает программа режиссера Руслана Ганеева. Люблю все его шоу, потому что это красиво и талантливо. Новый спектакль оформлен в лучших традициях цирка и в то же время абсолютно современный — красочный и яркий. Руководит Ивановским цирком Сергей Наумов, который всей душой любит цирк и делает все возможное для артистов. Ни для кого не секрет, что многие гостиницы при цирках требуют ремонта. При Наумове Ивановский цирк внутри приведен в порядок, все чисто, аккуратно. В гостинице пять этажей, два из них полностью отремонтированы, там приятно находиться. Мы, цирковые, живем месяцами на одном месте, и нам нужен комфорт. Сейчас ремонтируют третий этаж. Со временем
планируют привести в порядок все здание. Меня очень радует, что жизнь артиста становится лучше.

©Фото – Елена Бледных

— Какие еще основные задачи поставлены перед вами, на которые сделан упор и которые необходимо реализовать?

— Основная задача — это, конечно, создать яркие, запоминающиеся, современные представления средствами костюма, снаряда, реквизита, музыки, танца. Мне в руки попадает сценарий, и я должна адаптировать сюжет на язык циркового искусства с помощью средств цирковой выразительности. Важно грамотно объединить разрозненные номера в стройную, композиционно завершенную программу. И такие спектакли должны и будут работать в каждом из наших цирков. Мы сделаем все возможное для этого.

В одиночку я, конечно, не справлюсь, поэтому сегодня в планах — создание творческой группы, которая находилась бы под контролем главного режиссера. Эти люди будут  отсматривать номера и высказывать свои предложения и идеи. Буквально на днях у меня состоялась встреча с молодым режиссером, выпускником ГИТИСа (Российский институт театрального искусства. — Ред.). Он оставил свои работы — сценарные заявки. Мы их обязательно посмотрим. И таких людей, я считаю, должно быть больше.

— То есть вы открыты к новым идеям и новым творческим людям?

— Абсолютно. С первого дня работы в Росгосцирке я завела специальную папочку «Сценарные заявки — 2021», куда записываю интересные мысли и идеи, которые могут помочь в работе. Что касается новых кадров, то буквально на днях я была в комиссии ГУЦЭИ (Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева (Карандаша). — Ред.) на выпускных экзаменах и увидела много талантливых ребят. Мне всегда интересно знать, что у нас происходит в сфере циркового искусства среди молодежи. И этот выпуск меня порадовал. Там были хорошие юноши и девушки. Некоторых из них мы даже пригласили на работу в Росгосцирк. Но бывали и откровенно печальные годы.

©Фото – Елена Бледных

— В чем эта печаль выражалась: некачественный номер или артист не устраивает?

— У цирковых достаточно много критериев, по которым определяются и качество номера, и сложность трюков, и талант самого актера. Бывает, что артист выполняет опасные трюки, но при этом в нем отсутствует артистизм, без которого на манеже невозможно работать. Цирк не спорт, а искусство. В цирке надо жить и отдавать себя полностью. По-другому не получится стать артистом.

— Сложно попасть в систему Росгосцирка при наличии диплома циркового училища?

— Если артист талантлив, то его возьмут в любой из столичных цирков, в компанию «Росгосцирк», даже в зарубежные цирки. А если артист не смог раскрыться после многих лет учебы, проведенных в стенах училища, то в цирк, скорее всего, его не возьмут. Сам выпускник должен понимать это. Значит, надо искать другую профессию. Одна моя подруга окончила цирковое училище по классу клоунады, но не нашла себя в этом жанре. Она вовремя поняла, что смешить людей — не для нее. Стала заниматься живописью. Сейчас ее
работы очень востребованы.

— Может, тогда надо расставаться с такими учениками еще во время поступления или после первого курса?

— Этот вопрос недавно обсуждали на совещании. Все пришли к выводу, что необходимо менять требования к поступлению в цирковое училище. Будем разрабатывать новую концепцию, которая даст возможность еще при поступлении определить: перспективный абитуриент или нет. Комиссия из работников училища, конечно, существовала всегда, но в ней не было именно действующих цирковых артистов. Это предложение поддержали все. Внедрить его хотим уже в этом году. Понимаю, что желание быть цирковым артистом —
это прекрасно, но, чтобы стать хорошим артистом, помимо желания нужен талант.

— В вашем дипломе написано «Артист цирка»?

— Мои родители — артисты цирка, я — цирковая во втором поколении, окончила ГИТИС по специальности «Режиссура», а также Московский экономический институт по  специальности «Государственное и муниципальное управление».

©Фото – Елена Бледных

— Сейчас в современной цирковой индустрии удивлять зрителя становится все сложнее и сложнее. Кто пишет сценарии к представлениям, откуда черпают идеи?

— Удивлять становится сложнее и сложнее — мир движется вперед, но и цирк не стоит на месте. Мы находимся в постоянном поиске новых идей и их реализации. К своим работам я сама пишу сценарии. Все структурирую, разрабатываю целые системы, в которые включено несколько сценарных планов с таймингом на музыку, на реквизит, на свет, на видеоряд. В сценарии прописывается все: в какое время вынести реквизит, куда поставить, когда убрать. Все четко и быстро. Только тогда, когда все продумано до мелочей, не будет хаоса и бардака. Цирк — это особый мир. В нем все должно быть четко, каждый должен знать, куда идет и за что отвечает.

Каждый режиссер работает по-своему. Я, например, всегда вижу общую картину. Сначала рождается идея, а потом в голове прокручивается, как кинопленка, видеоряд: кто куда полетел, кто откуда выскочил, какие должны быть музыка и костюмы. Многое зависит от музыки.

— Цирк с детства — это улыбка, красота, волшебство, праздник. В цирк приходят всей семьей. Детские спектакли очень нужны.

— Детские сказки всегда интересны, над ними интересно работать, а потом получать отдачу от маленьких и взрослых зрителей. В Росгосцирке есть спектакль «Девочка и слон» — весьма театрализованный проект. Но это совершенно не значит, что все представления должны быть именно такими. Цирк должен быть разным. В каждый город должны приезжать разные по своему стилю программы.

©Фото – Елена Бледных

— Среди артистов в цирке есть конкуренция?

— Артисты в цирке не конкурируют друг с другом, они работают в одной команде. Цирк — это семья. Я считаю, что цирк — это нация. Культура, традиции, история, язык — это и есть определение нации. Цирковое искусство зародилось много тысяч лет назад. Когда неизвестно, но информация о нем начинается как минимум с Древнего Египта.

Однажды во время путешествия по Каиру я испытала приятный культурный шок, когда при осмотре древних фресок увидела изображение цирковой девочки, которая работала «каучук» (жанр «каучук» демонстрирует невероятную гибкость тела. — Ред.). Она стояла, согнувшись в мостике. Это довольно известная фреска. Можно купить сувениры с ее изображением. Я купила, и теперь она украшает мой дом.

У артистов есть своя мода: как надо выглядеть, какой грим нанести, какой костюм приобрести. Мода у всех своя, иногда она отличается даже по странам. Глядя на артиста, все сразу понимают, из какой страны он приехал. У нас яркий язык тела и трюка.

— Во время пандемии были ли артисты, с которыми Росгосцирку пришлось расстаться из-за, скажем, нехватки финансирования?

— Пандемия — страшное время, конечно. Она еще не закончилась, и мы до сих пор ощущаем ее последствия. Заполняемость зала в цирках сначала была 25%, теперь — 50%. А канадский цирк объявил себя банкротом во время пандемии, это полностью коммерческое предприятие. Там уволили почти всех артистов. А мы сберегли коллектив. Росгосцирк, Большой Московский цирк, Московский цирк Никулина на Цветном — все сохранили свой состав, артистам платили зарплату. Культура — одна из сфер, которая сильно пострадала во время пандемии. Мы до сих пор чувствуем последствия. Здесь, в Росгосцирке, во всех отделах работают люди, которые делают все возможное для процветания компании.

— То есть наступил переломный момент, и вы почувствовали, что вот-вот что-то кардинально изменится в работе?

— Было такое предчувствие. Когда Сергея Григорьевича Белякова назначили генеральным директором Росгосцирка, он стал собирать команду. И, когда он предложил стать главным режиссером компании, я думала недолго, согласилась почти сразу.

— Но все-таки думали?

— Да, это серьезный шаг. Я уходила с манежа. Для многих артистов это просто невозможно сделать. Цирк — навсегда. Он — наша жизнь, все строится вокруг него. Рассуждала так: в воздушной гимнастике я показала все, на что способна. Дальше будет только регресс. Пусть зрители запомнят меня в моих лучших спектаклях. И я благодарна Сергею Григорьевичу за это предложение.

— Вы не раз говорили, что боитесь высоты. Как так: воздушная гимнастка и боится высоты?

— Да, боюсь. Еще боюсь со зданий вниз смотреть.

— Репетиции в воздухе на высоте нескольких метров каждый день…

— Корд-де-парель, полотна, ремни — это то, что ты держишь в руках и сам отвечаешь за свою жизнь. Я начала работать на корд-де-пареле. Выполняла трюки без страховки. Страшно не было, я доверяю себе и своим рукам. Страх был, когда я первый раз летала под куполом 26 метров самого большого цирка в Европе. Обычно в цирках высота купола — 18 метров. Меня тогда просто парализовало от страха.

— И все же вы выбрали воздушную гимнастику?

— Расскажу историю. Однажды мы поехали во Владивосток на фестиваль детско-юношеского творчества. Среди конкурсантов была девочка, которая работала на корд-де-пареле. Это было так красиво, что я загорелась.

©Фото – Елена Бледных

Корд-де-парель — это веревочный канат, похожий на тот, который применяют на уроках физкультуры. Папа съездил в порт и привез оттуда корабельный канат. Раньше на таких и работали. Это сейчас появились специальные цирковые мастерские для изготовления реквизита, который удобно держать в руке. А тогда я обматывала руки и ноги бинтами, потому что они стирались в кровь.

Я была уверена, что все получится с первого раза, но меня ждало разочарование. На тот момент у меня уже имелись опыт и подготовка, но подтянуться оказалось тяжело.

Классический корд-де-парель сегодня никто не работает, потому что это один из самых сложных жанров. Ты поднимаешься под купол цирка и выполняешь трюки в течение 8 минут без страховки. У тебя нет возможности передохнуть на полу. Все это время ты проводишь в воздухе.

Кстати, я вообще не знала, что мне страшно наверху. Вдохновленная номером с трапецией, я решила попробовать сама. Я бодро поднялась по лесенке, схватилась за трапецию, но в тот момент осознала, что вокруг меня ничего нет, только пустое пространство. Внизу зияла пропасть. У меня начались паника и истерика, я не могла расцепить руки. В итоге  униформисты снимали меня на лонже (веревочный трос. — Ред.).

— А что-нибудь экстремальное не пробовали? Может, прыгнуть с парашютом?

— Я наконец-то могу это сделать — прыгнуть с парашютом или встать на горные лыжи (смеется). Раньше не могла этого позволить, потому что, когда ты работаешь в команде  артистов, на тебе лежит большая ответственность, а травмы — это значит выпасть из процесса и подвести коллег по цеху. А этого делать нельзя.

— Как удается держать себя в прекрасной форме?

— У меня не типичная для гимнаста фигура. Никогда не было мускулов, при этом я легко подтягивалась 25 раз. В Японии даже участвовала в соревнованиях, где надо подтягиваться. Правильное питание и постоянные тренировки — вот мой секрет.

— Сколько килограммов теряли за представление?

— Никогда не считала и не задумывалась. От перенапряжения и волнения точно не теряла вес. Я спокойный человек, у меня нет страха перед выходом на манеж.

— В цирке много спортсменов?

— Часто бывает: когда спортсмен заканчивает свою профессиональную карьеру, он переходит в цирк. Не все, но некоторые из них. Раньше было наоборот: спортсмены приходили в цирк и просили, чтобы их обучили, так как в цирке прыжок был выше, а подготовка — лучше. Сейчас тенденция поменялась. Спорт, как и цирк, мощно развивается.

— Артисты приводят своих деток в цирк. Есть какая-то школа?

— Да, при многих цирках работают детско-юношеские цирковые студии. Все дети, которые репетируют, имеют ученический план, сдают экзамены. Все серьезно. Занятия с педагогами проходят отдельно по каждой дисциплине: эквилибр, акробатика, воздушная гимнастика, танцы, актерское мастерство. Тело артиста должно говорить, как и мимика. И я хочу, чтобы эта практика распространилась на все цирки. Цирковые должны заниматься хореографией и актерским мастерством — это дает огромный плюс не только на манеже, но и в жизни.

— Любимое блюдо?

— Паста с морепродуктами.

— Любимый цвет?

— Исключительно черный. Как альтернатива — красный. Черный — это уникальный цвет, который вобрал в себя все. Если вы смешаете все цвета, то получите черный.Б


©Фото – Пресс-служба Росгосцирка

ПЕТРИКОВА Елена Владимировна, главный режиссер ФКП «Росгосцирк». Родилась 6 сентября в Саратове в семье цирковых артистов. В 2006 году с отличием окончила ГИТИС (РАТИ) по специальности «Режиссура» (кафедра профессора М.И. Немчинского). В 2016 году окончила Московский экономический институт по специальности «Государственное и муниципальное управление».

С 2013 по 2021 год работала помощником художественного руководителя Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского, исполнительным продюсером Всемирного фестиваля циркового искусства «ИДОЛ».

В июне 2021 года назначена главным режиссером ФКП «Росгосцирк».

Как режиссер поставила более 20 цирковых номеров и спектаклей. Заслуженная артистка России. Лауреат премии города Москвы в номинации «Цирковое и эстрадное искусство» за исполнение номера «Добро и зло». Обладатель серебряной и бронзовой наград на самом престижном Международном фестивале циркового искусства в Монте-Карло.