Трансформация и цифровизация

БОСС-профессия | Главная тема
Текст | Мария ЗЕМЛЯНИКИНА

Глобальные задачи, поставленные правительством перед стройкомплексом, — создание в кратчайшие сроки зданий и сооружений, надежных в эксплуатации и с заданной стоимостью, и тотальная цифровизация отрасли, ведут к переосмыслению функций государственной экспертизы как базового института в области обеспечения безопасности и экономической эффективности в строительстве. Трансформация системы ценообразования и сметного нормирования, переход в цифровую среду — реалии, в которых живет сегодня институт экспертизы и в которых он по многим аспектам выступает флагманом преобразований.

Считать по-новому

Помочь государственному заказчику и строителям оптимально планировать расходы на стройку — одна из задач государственной экспертизы. Сейчас она решается в тесной связке с трансформационными процессами, которые переживают институты сметного нормирования и ценообразования в строительстве.

Ценообразование при возведении объектов, финансирование которых идет за счет средств бюджетов и госкомпаний, последние 10–15 лет — один из наиболее острых вопросов. О приоритетности его решения говорят как представители власти, так и профессионального сообщества. Невозможность проконтролировать обоснованность и эффективность расходов бюджетных средств сформировала запрос на актуализацию сметных нормативов, отвечающих современным технологиям строительства и рыночным условиям, и разработку новых норм.

Шесть лет назад по поручению президента России Владимира Путина Минстрой России начал подготовку к переходу на новую систему ценообразования. Цель — создать прозрачную и понятную систему сметного нормирования и ценообразования, дающую возможность заказчикам и строителям уже на этапе планирования реалистично прогнозировать итоговую стоимость проектов.

У реформы два ключевых элемента. Первый — переход с базисно-индексного метода расчета стоимости строительства (цены на стройматериалы и виды работ, установленные на базисном уровне 2000 года, ежегодно корректируются с учетом рассчитанных на основе прошлых лет индексов) на ресурсную модель (расчет проводится на основании текущих цен на ресурсы).

Второй — создание государственной информационной системы, включающей федеральный реестр сметных нормативов и систему мониторинга стоимости строительных ресурсов, которые должны находиться в открытом доступе.

В 2016–2017 годах в Градостроительном кодексе были закреплены основные положения в части ценообразования и сметного нормирования. В нем появились понятия сметных норм, сметных нормативов, сметной стоимости, сметных цен строительных ресурсов, введены положения о федеральном реестре сметных нормативов и о Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), установлена обязательность применения сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр, при строительстве объектов за счет средств бюджетов, государственных корпораций и юридических лиц, более чем на 50% принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям. С 2017 года базисно-индексный метод расчета стоимости строительства фактически заморожен. Минстрой выпустил многочисленные методические документы и новые сметные нормативы, в соответствии с которыми возможно было осуществлять расчет сметной стоимости в условиях перехода на новую модель ценообразования. В 2017 году в опытную, а затем и промышленную эксплуатацию запущена ФГИС ЦС (оператор — подведомственное Минстрою ФАУ «Главгосэкспертиза России»). ФГИС ЦС призвана стать универсальным инструментом для профессионального сообщества и государственного заказчика, обеспечивающим консолидацию и доступ к актуальной нормативно-правовой и методической информации — данным Федерального реестра сметных нормативов, информации о строительных ресурсах и их ценах, о производителях и поставщиках услуг, об актуальных сметных ценах на материалы, изделия, конструкции, оборудование и эксплуатацию машин и механизмов с учетом специфики отдельных субъектов РФ.

Изначально предполагалось, что реформа ценообразования в строительстве продлится до 2018 года (позже ее завершение перенесли на 2019-й). Однако быстро запустить новый механизм не удалось. Многие шаги, предпринятые на первом этапе, неоднократно становились мишенью для критики как со стороны профессионального сообщества, так и аудиторов Счетной палаты, констатировавших в конце 2018 года по итогам анализа результатов первых трех лет реформы, что новая система не готова. В Минстрое признали отрицательный результат и заявили, что ввиду сложности задачи, специфики ценообразования в строительстве и масштабов страны трансформация должна проходить более плавно и без шоковых потрясений для участников процесса капитального строительства. Вскоре возглавлявший тогда Министерство строительства и ЖКХ Владимир Якушев сообщил, что переход на ресурсный метод будет проходить поэтапно и с обязательным введением переходного периода, в рамках которого при сохранении действующего базисно-индексного метода пройдет апробация ресурсно-индексного подхода и будут обеспечены наполняемость и эффективное функционирование ФГИС ЦС.

Представленный министерством новый план Правительство РФ утвердило в конце 2019 года. Он включил три этапа. Первый этап — повышение достоверности определения стоимости с помощью базисно-индексного метода до реализации полного перехода на ресурсную модель. Второй этап — апробация ресурсной модели с использованием сметных цен, рассчитанных и опубликованных на основании мониторинга цен участников рынка строительных ресурсов, с возможностью определения сметной стоимости строительства с использованием единичных индексов пересчета в текущий уровень цен. Третий — к маю 2022 года по результатам сбора сведений о ценах строительных ресурсов непосредственно от производителей должны быть созданы условия для максимального использования данных о стоимости строительных ресурсов, размещаемых во ФГИС ЦС, и перехода на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства.

В процессе пересчета

На сегодняшний день предварительные итоги работы, направленной на совершенствование системы ценообразования в строительстве, выглядят следующим образом: актуализирован подход к базисно-индексному методу, появились новые методики сметного нормирования, в марте 2020 года вступила в действие обновленная Федеральная сметно-нормативная база — 2020 (ФСНБ-2020) — результат совместной деятельности Минстроя России, Главгосэкспертизы, Правительства Москвы и отраслевых госкорпораций по гармонизации сметных баз. В феврале 2021 года в ФСНБ-2020 были внесены очередные, пятые по счету, изменения и дополнения. Откорректирован классификатор строительных ресурсов и утвержден новый порядок его ведения. Расчетным методом пересчитаны индексы изменения сметной стоимости строительства для более чем 70 субъектов РФ. Идет процесс по пересчету отраслевых индексов. Актуализированы сборники укрупненных нормативов цены строительства (НЦС). И практически по всем направлениям этой работы сейчас возникает немало вопросов как у заказчиков строительства, так и у подрядчиков.

Претерпели изменения подходы к формированию ФГИС ЦС и формам предоставления в ней информации. В частности, в мониторинге цен на ресурсы стали учитываться данные крупных оптовых поставщиков, дилеров и официальных дистрибьюторов торговых домов. Принятое в конце прошлого года правительственное постановление дало возможность расширить число подсистем ФГИС ЦС. К ныне действующим трем подсистемам (Федеральному реестру сметных нормативов, классификатору строительных ресурсов и мониторингу цен строительных ресурсов) будут добавлены две новые — формирование сметных цен строительных ресурсов и расчет индексов изменения сметной стоимости строительства. В планах — интеграция ФГИС ЦС с другими информационными системами.

По данным Главгосэкспертизы России, сейчас во ФГИС ЦС зарегистрировано свыше 15,3 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представлена информация почти от 128 тыс. строительных ресурсов, с момента запуска системы зарегистрировано свыше 345 тыс. посетителей.

Однако динамика наполнения системы данными о ценах на стройресурсы, за что критиковали ФГИС ЦС еще на первом этапе реформы, по-прежнему невысока. В настоящее время наполнение платформы этой информацией составляет немногим более четверти от требуемого объема (27% за первый квартал 2020 года, по данным Минстроя и Главгосэкспертизы). Вторая проблема — формальное отношение многих участников платформы к предоставлению необходимых данных на цены и несвоевременная актуализация информации. Это нередко приводит к тому, что агрегированная системой цена конкретного ресурса в заданных ценовой зоне и периоде времени не отражает ее реальный уровень. Исправить эти недочеты, считают в Минстрое, может введение административной ответственности для производителей и поставщиков за непредоставление актуальных данных во ФГИС ЦС и за публикацию некачественной информации. Кроме того, есть предложение закрепить на законодательном уровне включение в проектную документацию объектов капитального строительства, реализуемых в рамках госзаказа, только ресурсы, размещенные во ФГИС ЦС.

Погружение в технологии

Стимулом для более гладкого перехода к новой системе ценообразования и сметного нормирования, по мнению многих представителей профессионального сообщества, может стать масштабная цифровизация как всего стройкомплекса, так и института экспертизы. И здесь не последнюю роль сыграет повсеместное распространение технологий информационного моделирования зданий (BIM).

Ныне BIM, пришедшие к нам с некоторым опозданием по сравнению с другими странами, постепенно и не без форсирования этого процесса со стороны государства (что неудивительно, поскольку BIM, позволяющие сделать процесс проектирования, строительства и эксплуатации зданий более прозрачным, имеют административную поддержку во многих странах, особенно когда речь идет о реализации государственных проектов) становятся неотъемлемой частью российского стройкомплекса. С 2019 года BIM имеют «прописку» в российском правовом поле. Тогда понятие информационного моделирования было введено в Градостроительный кодекс. В прошлом году председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление, утверждающее правила формирования и ведения информационной модели, а также состав включаемых в нее сведений, которые необходимо подавать в надзорные ведомства. Благодаря законодательным новациям стала юридически возможна подача на экспертизу проектной документации, выполненной в BIM. Однако пилотные проекты экспертиз информационных моделей, в основном, правда, на стадии цифровой проектной документации, начали проводиться еще за несколько лет до этого. В 2020 году государственную экспертизу прошел первый проект, полностью спроектированный на основе BIM-технологий, — информационная модель детского сада на 160 мест, получившая положительное заключение Санкт-Петербургского ГАУ «Центр государственной экспертизы».

Пока BIM-технологии в России — добровольный инструмент. Информационным моделированием, согласно проведенному в 2020 году исследованию PwC, в нашей стране пользуется лишь 5–7% компаний. BIM используют по большей части в крупных городах и для реализации мегапроектов. Однако вскоре ситуация может измениться. В планах властей — ввести обязательное использование BIM-моделей объектов капитального строительства в сфере государственного заказа. Реализация этой инициативы неоднократно откладывалась, отчасти из-за отсутствия полноценной нормативной базы применения цифрового моделирования в строительстве, формирование которой еще идет. Летом прошлого года вице-премьер Марат Хуснуллин говорил, что эта работа близится к завершению и что обязательное использование цифровых моделей объектов в сфере госзаказа начнется не позднее 2021 года.

Другая причина переноса сроков обязательного введения BIM в проектах госзаказа — продолжающаяся работа по созданию необходимой для этого цифровой инфраструктуры. На 2022 год запланирован ввод Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности РФ — единой цифровой платформы организации электронного взаимодействия всех участников процесса строительства, которая будет интегрирована с региональными информационными системами обеспечения градостроительной деятельности и государственными информационными системами.

В декабре 2020 года в тестовом режиме запустили важную часть единой цифровой платформы — классификатор строительной информации (КСИ, оператор — ФАУ «ФЦС»). Этот информационный ресурс необходим для унификации информационных моделей объектов капитального строительства. Его создание предусмотрено позапрошлогодними BIM-поправками в Градостроительный кодекс. КСИ будет хранить информацию об объектах и ассоциированные с ними данные в соответствии с их классификацией (классами, группами, видами и другими признаками) на протяжении всего жизненного цикла таких объектов. По словам министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина, КСИ представляет собой единый язык общения участников строительного процесса и обеспечит обмен данными между информационными системами и возможность однозначной идентификации элементов информационной модели.

«Система также создаст основу для запуска необходимого процесса для отрасли — поступательного перевода нормативно-технических документов в электронный вид», — приводит слова Ирека Файзуллина пресс-служба министерства.

Цифровизация продолжается

Значимым этапом в цифровизации стройкомплекса стал запуск в эксплуатацию в тестовом режиме в 2020 году Единой цифровой платформы экспертизы (ЕЦПЭ). Проект реализуется Главгосэкспертизой России, на которую с лета прошлого года возложены полномочия по формированию единого цифрового пространства для управления процессами при решении вопросов, связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов. ЕЦПЭ — интегрированное решение на основе облачных технологий, которое на переходном этапе — до повсеместного использования Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности — станет инструментом интеграции строительной отрасли. Платформа разработана на основе отечественного открытого, свободно распространяемого программного обеспечения.

Как подчеркивают в пресс-службе Главгосэкспертизы России, ЕЦПЭ позволяет автоматизировать все основные этапы и процедуры проведения экспертизы. Среди них, в частности, представление на экспертизу и хранение документации, проверка комплектности поступившей документации, ведение договорных документов и контроль оплаты, подготовка замечаний и заключений, взаимодействие заявителя и экспертной организации в части подписания документов усиленной квалифицированной электронной подписью, ведение официальной переписки по проекту экспертизы, отработка замечаний к комплектности и представленным документам, передача заключения и архива документации в ГИС «Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства» (ГИС ЕГРЗ).

Помимо этого, ЕЦПЭ дает возможность автоматизировать другие этапы жизненного цикла объектов капитального строительства. Она учитывает все требования нормативных правовых актов в области проведения государственной экспертизы и интегрирована с другими федеральными информационными системами и базами данных, в том числе с ГИС ЕГРЗ, Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), Федеральной информационной адресной системой (ФИАС) и Единым государственным реестром юридических лиц (ЕГРЮЛ).

«Платформенные решения, сквозные технологии и другие инструменты, заложенные в ядро цифровой среды, обеспечивают интеграцию на уровне микросервисов и создают условия для работы всех заинтересованных организаций — заказчиков и застройщиков, федеральных органов власти и экспертов, а также многих других участников процесса создания объекта — в единой доверительной среде с учетом прописанных для каждого ролей и полномочий. Внутри этой среды обеспечена работа с информационными моделями, библиотеками, базами данных, классификаторами, реестрами с использованием элементов интеллектуализации, цифровых ассистентов эксперта и другими цифровыми инструментами», — отмечают в Главгосэкспертизе.

Продолжается совершенствование и второй важнейшей для экспертной отрасли цифровой платформы — ГИС ЕГРЗ, чей запуск в 2018 году ознаменовал начало масштабной цифровизации строительного комплекса. Летом 2020 года введена в эксплуатацию модернизированная версия ГИС, готовится расширение состава сведений реестра, скоро состоится долгожданный переход на формирование заключений в формате XML-документа. В Главгосэкпертизе России — операторе ГИС ЕГРЗ — уточняют, что за два с половиной года работы в системе собрано более 100 тыс. цифровых пакетов проектной документации, при этом значительно выросло качество данных. Доля разделов проектов, загружаемых без возврата и последующей коррекции, ежегодно увеличивается.Б