Вадим ВОЛЧЕНКО: Крым прекрасен и очень разнообразен. Здесь можно найти возможности для любого отдыха!

БОСС-политика | Внутренний туризм
Текст | Юрий КУЗЬМИН, Анастасия САЛОМЕЕВА
Фото | Предоставлены Министерством курортов и туризма Республики Крым

Министр курортов и туризма Республики Крым — о стратегических приоритетах развития туризма в регионе, итогах во всех отношениях необычного прошлого туристического года, потенциале Крыма как круглогодичного курорта и его особенно актуальных во время пандемии лечебно-оздоровительных возможностях, а также о том, чем готов порадовать своих гостей столь изумительный, яркий и неповторимый Крым в новом курортном сезоне.

— Вадим Александрович, для начала личные вопросы. Вы родились в Москве, но ваша дальнейшая жизнь связана с Крымом. Здесь вы получили высшее образование, здесь вы развивали свою карьеру. Согласитесь, путь не совсем обычный для нашего времени. Ведь, как правило, миграция идет в обратную сторону. Почему все-таки вашим домом стал Крым, а не Москва?

— Мои родители родом из Крыма: отец — из Севастополя, мама — из Симферополя. Они врачи. Папа 50 лет преподавал в Крымском государственном медицинском университете имени Георгиевского, был профессором. И мое рождение в Москве связано с их профессиональной деятельностью. Отмечу, что лишь небольшая часть моей жизни прошла за  пределами Крыма, а в основном учился и работал я на территории полуострова, за что судьбе очень благодарен.

— Ваш профессиональный путь тоже весьма необычен: вы получили высшее образование в Крымском государственном медицинском университете имени С.И. Георгиевского, но свою трудовую деятельность начали в медиаиндустрии, где состоялись сначала как журналист и ведущий, а потом и как медиаменеджер. Журналистика оказалась для вас более привлекательной, нежели медицина? И что из полученного в медиабизнесе опыта было полезным на вашей новой, уже государственной работе?

— Образование по семейной традиции я получил медицинское, хотя и не работал как медик — буквально с первого курса института стал заниматься журналистикой. Начал этот путь от ведущего, продолжил в качестве медиаменеджера, а затем был директором и собственником медиахолдинга. Тем не менее медицинскому образованию я благодарен за способность к критическому анализу, способность сравнивать информацию из разных источников. Этим всегда славилось базовое медицинское образование, а уровень образования в нашем университете очень высок!

Я больше увлекся именно медиаменеджментом. Кроме него у меня есть опыт в бизнес-сфере и туристической отрасли. Все это в комплексе  позволило хорошо подготовиться к работе в санаторно-курортной и туристической сфере Крыма в качестве министра.

К тому же я всегда старался заниматься продвижением Крыма, потому что считаю его абсолютно уникальной территорией, которая активно развивается сегодня и может стать курортом мирового уровня. Не только за счет морской составляющей, но и за счет историко-культурной, природной, гастрономической и многих других. Всему этому мы уделяем большое внимание в своей работе, и один из результатов этих усилий — высокий процент возвратных туристов в Крыму. Согласно соцопросам, которые силами Министерства курортов и туризма мы проводим ежегодно, порядка 50% гостей региона планирует вернуться в Крым в течение ближайшего года и еще 45 — в ближайшие пять лет. Это высокий процент, и, поскольку мы эти данные получаем сами, мы полностью уверены в их правильности.

— Теперь, собственно, о том, чем вы сейчас занимаетесь. Для туристической отрасли Республики Крым 2020 год оказался необычным. Были и поздний старт высокого сезона, и после открытия курортов для отдыхающих рекордный турпоток, и максимальная загрузка всех объектов туристской инфраструктуры региона летом и осенью, а затем и повышенный  интерес отдыхающих к Крыму в так называемое межсезонье. Какие выводы и уроки вы извлекли из столь щедрого на вызовы 2020 года? Как планируете использовать этот опыт?

— Прошлый год был довольно сложный для всей России, и для курортных регионов особенно. Весной туристическая отрасль находилась на грани экономического краха, а это более 40 тыс. человек, занятых в отелях и санаториях, и еще около 200 тыс. человек в 50 с лишним смежных отраслях — транспорте, сельском хозяйстве, торговле, общепите и других. Никто не знал, будет ли в принципе сезон или нет, а если будет, то в каком формате. Для Крыма туристическая отрасль стратегическая, и нам особенно важно было сохранить баланс между здоровьем жителей Крыма, наших гостей и экономикой региона. И это удалось в полной мере — поэтапный запуск курортного сезона позволил не допустить обвала в основных сферах экономики региона, сохранить бизнес и рабочие места.

Сезон-2020 преподнес немало уроков и кроме сложностей позволил отработать огромное количество практик и взаимодействий. Тем не менее мы понимаем, что ограничения и меры профилактики коронавирусной инфекции в значительной степени сохраняются и в текущем году, поэтому главный месседж и ключевая задача всех вовлеченных административных и бизнес-структур — это безопасность сезона 2021 года.

В целом прошлый год позволил усилить взаимодействие бизнеса и власти. Поддержка отрасли как на федеральном, так и на региональном уровнях повлияла не только на сохранение, но и на ее развитие. Так, спрос на отдых в Крыму в межсезонье по сравнению с прошлым годом увеличился почти в полтора раза. По данным туроператоров, доля Крыма в продажах санаторно-курортного  направления составляет порядка 40%.

Развитие круглогодичного отдыха в регионе остается одной из главных задач туристической отрасли в республике, и для этого реализуется целый ряд инфраструктурных, инвестиционных проектов. Тренд сезона также комфортный отдых. Вопросы сервиса, обслуживания, чистоты — это системные моменты, над которыми нужно постоянно работать. Предела совершенству нет.

Воронцовский дворец в Алупке

— Повлиял ли повышенный интерес туристов к Крыму во время пандемии на долю бюджетных поступлений от туризма в экономику региона? Какую часть крымской экономики  занимает сегодня туризм?

— При годовом падении турпотока на 15% за счет карантинных месяцев, с начала курортного сезона с 1 июля по 31 декабря, турпоток вырос на 11% до 5,8 млн туристов. В том числе в декабре рост турпотока составил 24% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, в октябре — 30,7%, в сентябре — 40%. И это без единой вспышки заболеваний в объектах
размещения благодаря соблюдению актуальных требований Роспотребнадзора — отельеры крайне ответственно подошли ко всем мерам безопасности.

В результате Крым  единственный как среди субъектов ЮФО, так и среди всех субъектов РФ оказался в плюсе по доходам отрасли в 2020 году. По данным Росстата, Крым единственный регион в стране, который показал прирост по валовому доходу от туристической сферы, причем достаточно серьезный — на 9,5%. А прямые налоговые поступления выросли на 2,5% и составляют более 7,8% в совокупном доходе региона. При этом мультипликативный эффект дает до 25–35% в валовом доходе региона от туризма.

— Огромный туристский потенциал Крыма невозможно полностью раскрыть без инвестиций, и не только государственных. В то же время известно, что инвестиционная деятельность и ведение бизнеса в Крыму имеют ряд особенностей. Каковы эти особенности и достаточно ли сегодня инвесторов, готовых вкладывать средства в крымский туризм?

— Крым с точки зрения инвестиционной привлекательности остается одним из самых перспективных регионов. И цифры говорят сами за себя. Так, за 7 лет в Республике Крым  открыто 43 новых объекта размещения: санатории и отели с общим номерным фондом около 3 тыс. номеров. Еще в 334 объектах размещения проведена модернизация. При этом только в 2019 году открыто восемь новых объектов размещения с количеством номерного фонда, сопоставимого с тем, что было построено за предыдущие четыре года — с 2014 по 2018 год включительно. В 2020 году открыто семь новых объектов размещения на 525 номеров.

В этом году Правительство РФ утвердило программу выдачи льготных кредитов на строительство гостиниц и других объектов туристской инфраструктуры со сроком до 15 лет по низким ставкам — от 3 до 5% годовых. Эта мера поможет не просто привлечь в Крым новые инвестиционные проекты, но и в дальнейшем полностью изменить ситуацию в санаторно-курортной сфере республики, повлияв на туристическую привлекательность региона. Новые условия для ведения бизнеса, еще более понятные и прозрачные, позволят запустить в Крыму инструменты конкуренции, которые повлияют на качественное развитие рынка как в улучшении сервиса, так и в формировании стоимости.

Крым максимально заинтересован в приходе новых игроков на рынок и в эффективности действующего бизнеса, который нацеливают участвовать в государственных программах и проектах для снижения себестоимости гостиничной и санаторно-курортной деятельности, увеличения качественного  номерного фонда за счет реновации существующего и строительства новых рекреационных объектов. Потенциал внутреннего туризма оценен на всех возможных уровнях, так что мы
в непростой, но крайне важный момент заняты нужным и для Крыма, и для всей страны делом.

— Республика Крым стала одним из самых популярных направлений запущенной в прошлом году программы туристического кешбэка. Сейчас проходит третий этап программы. Сколько операторов и объектов размещения Крыма участвует в нем? Каковы промежуточные результаты этой программы стимулирования внутреннего туризма для Республики Крым?

— Крым — один из лидеров предыдущих двух этапов туристического кешбэка, разработанного Ростуризмом. В третьем этапе программы стимулирования доступных внутренних  туристических поездок принимают участие 144 крымских объекта размещения, в том числе 22 санатория. Символично, что о старте третьего этапа глава Ростуризма Зарина Догузова объявила именно на стенде Крыма на Международной выставке MITT в Москве. И уже в первые несколько часов старта третьего этапа Крым стал лидером по числу бронирований.

В целом, по данным Ростуризма, интерес к программе вырос в сравнении с предыдущим годом в три раза — это отразилось и на динамике спроса, и на объеме продаж и  бронирований. В первые недели продаж Крым сохранил лидерство наряду с Краснодарским краем и Московской областью, и я думаю, что по итогам третьего этапа также останется одним из самых популярных туристических направлений. Особенно важно то, что бóльшую долю в продажах по программе составляет не пляжный отдых — на втором этапе приобретено более 9,5 тыс. путевок, из них порядка половины пришлось на санаторно-курортное оздоровление, в том числе на программы по оздоровлению и восстановлению после COVID-19.

Более того, туротрасль подхватила эту акцию по стимулированию внутреннего туризма, и теперь уже отели вводят свой внутренний кешбэк, а это лучший маркер оценки  эффективности от бизнеса.

Мыс Тарханкут

— Как подготовился Крым к курортному сезону 2021 года — и в части развития туристических объектов и инфраструктуры, и в отношении обеспечения мер санитарно-эпидемиологической безопасности, направленных на недопущение распространения коронавирусной инфекции? Чем вы планируете удивить и порадовать гостей?

— Что касается безопасного отдыха, то высокий курортный сезон в этом году начался в мае, и порядка 700 отелей и санаториев Крыма, которые работают в мае, взяло на себя юридические обязательства по соблюдению всех рекомендаций Роспотребнадзора.

Министерство, как и в прошлом году, проводит мониторинговые рейды с целью контроля соблюдения этих требований: наличия рециркуляторов, разметки, масочного режима в помещениях. Кроме того, сотрудники санаторно-курортной сферы проходят  централизованную вакцинацию. На сегодня это более пяти тыс. работников туристической сферы из более чем 200 объектов размещения по всему Крыму, не считая тех, кто  вакцинируется в частном порядке. Мы стараемся сделать вакцинацию максимально доступной, обеспечив ее проведение на предприятиях и в непосредственной близости от средств размещения. Именно сейчас проходит активное вакцинирование санаторно-курортной сферы, поскольку в апреле начинается набор сезонного персонала.

Наша задача — сделать также максимально безопасными как работу работников курортной сферы, так и отдых, и оздоровление для наших гостей. В республике сняты некоторые ограничения, но эпидемиологические риски по-прежнему сохраняются.

Ныне проводятся мониторинговые выезды министерства по объектам туристической сферы Крыма, проверяется полная техническая готовность пляжей к 1 июня. На большинстве туристических объектов завершаются работы по благоустройству территорий, организации парковок, мест высадки экскурсантов.

Крым встречает туристов новыми турпродуктами, обновленными отелями и территориями, но самое важное — возможностями оздоровления, которые остаются актуальными.

В апреле в рамках Всероссийского форума «Открытый Крым», который Минкурортов Крыма проводит дважды в год, были презентованы экскурсионный потенциал Республики Крым и новые туристические  направления. Свои турпродукты представили Федерация воздухоплавательного спорта Республики Крым, Федерация парусного спорта Республики Крым, Крымская государственная филармония, проект «Слушая город» с иммерсивными экскурсиями, новый экскурсионно-выставочный комплекс «Долина Святого Саввы», проект «Качи-Базар» и Центр энотуризма и виноделия «Винный парк Mriya», который будет презентован в этом году. Также состоялись презентации инстаграм-экскурсий по живописным локациям, дайвинга по подводному миру Черного моря и прочие.

— На какое число туристов может рассчитывать регион в высокий сезон этого года? И как обстоят дела с объектами размещения в регионе? Достаточно ли их, чтобы принять всех желающих отдохнуть в Крыму, и что делается для увеличения номерного фонда и повышения его качества?

— У Крыма хорошие перспективы в этом году. За январь — апрель 2021 года в Крыму отдохнуло чуть более одного миллиона туристов. Это на 38,6% выше аналогичного периода доковидного 2019 года. В мае средний уровень бронирования объектов размещения в республике составляет 80%. К 2025 году мы должны выйти на 10 млн туристов в год — о  достижении этого показателя говорил президент, и эта цифра вполне достижима.

Наша цель — сделать отдых в Крыму прежде всего комфортным и повысить качество сервиса, в том числе за счет создания условий для конкуренции между средствами размещения. В ближайшие пару лет нужно или запустить здравницы, которые сейчас законсервированы, или построить новые, чтобы получить дополнительно 4–5 тыс. номеров. А в пятилетней перспективе — до 20 тыс. номеров как минимум.

Плюс к этому — легализация малых объектов размещения, так называемых гостевых домов, которые пока работают вне правового поля. По нашим оценкам, их легализация позволит ввести в законный оборот как минимум 70 тыс. номеров.

— Одна из проблем туристической отрасли Крыма — это то, что она до сих пор в значительной степени находится в теневом секторе, от чего страдают и республиканский бюджет, и, скажем прямо, туристический имидж региона. Что именно делается сегодня для легализации теневой части туристического рынка Крыма? И какое значение имеет недавняя инициатива властей региона по внесению в федеральное законодательство поправок о гостевых домах?

— В Крыму сегмент гостиничного рынка так называемых малых средств размещения действительно крайне востребован у туристов, а это дополнительный номерной фонд в уже проинвестированном секторе. Вывод этих средств размещения из тени — одна из важных задач развития курортной сферы. В апреле в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Легализация малых средств размещения на юге РФ как фактор безопасности развития внутреннего туризма», инициированный Минкурортов Крыма. Впервые в обсуждениях
Общественной палаты приняли участие пять туристических регионов РФ, что еще раз подчеркивает важность инициированной Крымом легализации гостевых домов.

Проведена колоссальная совместная работа, уникальная в своем значении для туристической отрасли. В целом это сложный и долгий процесс, который в итоге изменит структуру гостиничного рынка и даст дополнительный экономический импульс развития регионам РФ. Новый сектор турбизнеса получит прозрачные правила работы и возможность для господдержки, а отрасль в целом — повышение качества услуг, защиту прав потребителей и безопасный отдых для туристов.

Новый сегмент станет полноценной частью туристической отрасли, не сезонной подработкой, а круглогодичным бизнесом, предлагающим рабочие места и формирующим вокруг себя целую сферу смежных услуг на совершенно новом уровне.

С главой Республики Крым Сергеем Аксёновым

— Уже не одно столетие Крым благодаря своим климатическим и природным особенностям славится как одна из лучших здравниц мира. В XIX веке его южное побережье стало очень популярно как курорт для лечения заболеваний органов дыхательной системы, а во времена СССР Крым получил мощное развитие как всесоюзная здравница, куда направляли на лечение и реабилитацию при широком спектре заболеваний. Как теперь обстоят дела с оздоровительным туризмом в Крыму? Могут ли предложить соответствующие программы
крымские санатории и подготовлена ли к этому их инфраструктура?

— В прошлом и уже в этом году Крым особенно ярко заявляет о себе прежде всего как об оздоровительном курорте. Именно оздоровление стоит во главе угла развития курортной  составляющей региона, а уже потом пляжный отдых, гастрономический, горно-туристический и познавательный.

Весной прошлого года министерство рекомендовало объектам размещения разработать программы санаторно-курортного оздоровления и реабилитации после перенесенной новой коронавирусной инфекции, консультируясь с научно-исследовательскими институтами страны. Это НИИ имени И.М. Сеченова, НИИ детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации, Медицинская академия имени С.И. Георгиевского, КФУ имени В.И. Вернадского.

Первые программы санатории и отели ввели летом прошлого года. Это отели и санатории в Ялте, Алуште, Евпатории, Саках, Керчи и Судаке, работающие в разных
ценовых категориях. Кстати, программы предлагают не только классические здравницы с вековой историей и серьезной лечебно-оздоровительной базой, но и современные отели и четырех-пятизвездочные комплексы, которые также используют наработки научно-исследовательских институтов и самые современные технологии.

При этом все лечебно-оздоровительные процедуры проводятся в комплексе с климатотерапией, поскольку именно Крым исторически является регионом, благоприятным для лечения прежде всего заболеваний дыхательных путей. И в целом у нашего региона серьезная лечебно-оздоровительная база, а это как раз то, что сейчас актуально для страны на фоне пандемии.

Реабилитация и в целом оздоровление, цель которого — улучшение качества жизни и уровня иммунитета, как основные тренды современного отдыха будут только развиваться, что, в свою очередь, влияет на спрос на отдых в Крыму весной и осенью — в так называемый сезон здоровья, когда пляжный отдых недоступен.

Часть объектов размещения Республики Крым в этом году впервые вышла на восемь, а некоторые на десять месяцев работы. При этом спрос на программы оздоровления и реабилитации после COVID-19 по ряду объектов вырос более чем в два раза. Однако, что немаловажно, несмотря на повышенный спрос, разработанные программы остаются доступными по стоимости для туристов со всей России — от 3,5 тыс. руб лей в сутки с питанием и лечением.

И спрос на лечебно-оздоровительный туризм продолжит расти — все больше гостей и жителей Крыма уделяет внимание своему здоровью с точки зрения профилактики и оздоровления, а не только как лечения, и в целом качеству отдыха. А это все то, что может предложить Крым.

Мыс Капчик

— Согласно статистическим данным, в прошлом году значительная часть гостей посетила Крым на автомобильном транспорте. Как повлияла эта тенденция на индустрию гостеприимства в регионе? Какие меры предпринимаются по совершенствованию условий и инфраструктуры для автотуризма?

— С вводом Крымского моста действительно изменилась структура турпотока. По итогам 2020 года 64% туристов прибыло автотранспортом по Крымскому мосту.

В этом году эта тенденция сохраняется. В январе — апреле 2021 года доля туристов, проехавших на полуостров на автомобилях и автобусах по Крымскому мосту, составила 65%.

Существенно  улучшена логистическая составляющая Крыма: Крымский мост и федеральная трасса «Таврида» изменили временны2е рамки поездок по полуострову, сократив в два раза время в пути по многим направлениям.

На очередном этапе планируется обустройство съездов к курортным городам с федеральной трассы, строительство многофункциональных зон, заправочных комплексов.

В то же время растет количество кемпингов, глэмпингов. В число победителей конкурса Ростуризма на грантовую поддержку проектов по развитию внутреннего и въездного туризма от Республики Крым вошло более 40 таких проектов. Проекты от крымских предприятий, получивших гранты, направлены в первую очередь на создание инфраструктуры,  позволяющей комфортно и безопасно отдыхать на природе: это кемпинги, автокемпинги, модульные отели и т. д.

В Крыму, как и в России в целом, популярен тренд на автопутешествия, что обусловлено как эпидемиологической безопасностью, так и свободой выбора маршрутов. Это особенно актуально для Крыма, поскольку автопутешественник не так сильно привязан к одному отелю и может за один отпуск увидеть Крым во всем его многообразии.

При этом потенциал есть у всех направлений. Сравнительно недавно было восстановлено железнодорожное сообщение полуострова с материковой частью Россиии. И этот транспорт стал наиболее привлекательным для семейных путешествий.

Маршрутная сеть Международного аэропорта Симферополь перед майскими праздниками увеличилась до 32 направлений, что почти в три раза превышает показатели аналогичного периода 2019 года. В этом году аэропорт обслужил первый миллион пассажиров значительно раньше, чем в 2019 году. Маршрутная сеть продолжает расширяться, что позволит  аэропорту Симферополь к началу лета стать одним из лидеров в России по количеству открытых направлений полетов.

— Крым обладает богатейшим историческим и культурным наследием. Насколько востребованы сейчас экскурсионные программы в Крыму, все ли достопримечательности региона доступны для путешественников? И что думают представители туротрасли региона о законодательных новациях в области регулирования деятельности экскурсоводов и гидов-переводчиков? Готова ли она к обязательной аттестации таких специалистов?

— Принятый и долгожданный туротраслью закон позволит стандартизировать и повысить качество экскурсионных услуг, избавиться от недобросовестной конкуренции. А также повысить безопасность туристов, особенно если мы говорим о деятельности инструкторов-проводников.

В Крыму сильная школа экскурсоводов со своими традициями. Вместе с классическими экскурсиями развиваются и появляются новые индивидуальные предложения, зачастую совершенно необычные, связанные и с природным, и с культурным наследием, и с гастрономическими возможностями Крыма. Поэтому стандартизация услуг и повышение их качества — это одна из задач, которая будет решаться в соответствии с новым законом.

В целом в Крыму растет спрос на культурно-познавательный туризм и на экскурсионные услуги. При этом музеи идут в ногу со временем, и ряд из них уже работает в гибридном формате — разработал и успешно внедрил аудиогиды и виртуальные туры, элементы дополненной реальности. В развитии индивидуального туризма цифровые продукты имеют ключевое значение. Это сейчас на пике востребованности, и качество этих продуктов должно быть на высоком уровне.

Как результат — в этом году наши турмаршруты «Малый Иерусалим» и аудио гид Koktebel Jazz Pre-party стали победителями VII всероссийской туристской премии «Маршрут года» в разных номинациях.

— Что значит лично для вас Крым? Чем он ценен для вас?

— Я очень благодарен этой работе, и благодарен главе Республики Крым Сергею Валерьевичу Аксёнову за то, что он доверил мне заниматься развитием туризма в Крыму. Именно будучи руководителем Министерства курортов и туризма Республики Крым, я действительно узнал Крым так, как, наверное, не узнал бы его самостоятельно.

Например, на западном побережье у нас есть фантастические песчаные пляжи, ничем не уступающие мировым курортам. Это касается и Черноморского, и Сакского районов. Весьма интересно Азовское побережье: Генеральские пляжи, мыс Казантип. Восток Крыма имеет важную историческую и культурную составляющую. Там действительно огромное  количество объектов показа: как античных, которые относятся к общемировому историческому наследию, так и современной истории.

А южный берег Крыма — как его можно не любить? Крым прекрасен и очень разнообразен. Здесь можно найти возможности для любого отдыха: и активного, и спокойного. Повторюсь, благодарен этой работе, ведь так я максимально узнаю Крым и получаю возможность если не отдыха, то интересной работы на территории любимой республики.Б


ВОЛЧЕНКО Вадим Александрович, министр курортов и туризма Республики Крым.

Родился 5 ноября 1974 года в Москве.

В 1998 году окончил Крымский государственный медицинский университет имени С.И. Георгиевского по специальности «Лечебное дело». Трудовую деятельность начал в 1992 году. Работал ведущим программ на ГТРК «Крым».

С 1994 по 2010 год — ведущий информационно-музыкальных программ на радио, продюсер, коммерческий директор, а после генеральный директор медиахолдинга. Основал ряд сервисных и медиакомпаний.

С ноября 2010 по февраль 2014 года — председатель Республиканского комитета Автономной Республики Крым по информации. С марта 2014 года — сопредседатель КРО ООО «Деловая Россия». С мая 2014 по июль 2017 года — руководитель представительства МИА «Россия сегодня» в Крыму и Севастополе (в структуре: радиостанция «Россия сегодня»/Sputnik, сайт РИА «Новости Крым», международный мультимедийный пресс-центр в Симферополе).

18 июля 2017 года назначен министром курортов и туризма Республики Крым.