Кадры для инноваций

БОСС-профессия | Спецпроект: МАИ – школа лидеров

IT-центр Московского авиационного института и его программы.

Цифровые разработки и создание инновационных программных продуктов востребованы сегодня в самых разных отраслях экономики. Для того чтобы отвечать на запросы рынка труда, Московский авиационный институт готовит специалистов в таких областях, как дополненная реальность, искусственный интеллект и машинное обучение, анализ больших данных, облачные сервисы, Internet of Things (интернет вещей), распределенные вычисления, построение систем цифрового производства.

Рассказывает директор IT-центра МАИ Мария Булакина: «Пул магистерских программ IT-магистратуры МАИ является своего рода уникальным образовательным экспериментом. Обучение проводится с участием нескольких, иногда даже впрямую конкурирующих между собой компаний. Так появляется конкуренция между компаниями за лучших студентов и между студентами за лучшего работодателя. Это дает рост качества знаний выпускников программы».

Дополнительное преимущество — возможность реализации междисциплинарных проектов, когда одни студенты формируют математические модели, другие работают с данными, третьи пишут программный код, четвертые обучают искусственный интеллект, а пятые распределяют потоковую нагрузку и вычисления между серверами.

«В итоге реализуется сложный междисциплинарный проект, а работодатель, поставивший такую задачу, получает готовую сыгранную команду из специалистов с разными, дополняющими друг друга компетенциями. Подобная практика в российском высшем образовании встречается нечасто», — считает директор IT-центра МАИ.

Портфель магистерских программ МАИ включает в себя четыре направления, которые достаточно близки друг к другу, но имеют свою специфику (01.04.02 — «Прикладная математика и информатика», 01.04.04 — «Прикладная математика», 02.04.02 — «Фундаментальная информатика и информационные технологии», 09.04.01 — «Информатика и вычислительная техника»).

«По сути, мы охватываем весь жизненный цикл создания IT-продукта: формируем математическую модель, перекладываем ее в логическую схему алгоритмов, подбираем стеки технологий, фреймворки и паттерны и разрабатываем собственно программный продукт», — говорит Мария Булакина.

Магистерские программы МАИ уникальны и часто не имеют аналогов в России. Это касается таких направлений, как проектирование высоконагруженных интернет-сервисов, технологии суперкомпьютерного моделирования сложных технических систем, виртуальная/дополненная реальность и искусственный интеллект.

К 2020 году в МАИ открылось десять новых магистерских программ для подготовки кадров в партнерстве с крупными компаниями, такими как МТС, Avito, Сбербанк, Ericsson, Ростелеком, HeadHunter, ivi, Ozon.

Даже программы, почти не отличающиеся по названию от программ в других университетах, имеют свою специфику. Например, в процессе обучения по программе «Интернет вещей» в большинстве вузов развивают технологии коммуникации и микроэлектронные компоненты, тогда как МАИ готовит архитекторов смарт-комплексов, способных организовывать и анализировать потоки данных и управлять ими.

По словам Марии Булакиной, весь учебный процесс в IT-магистратуре МАИ ориентирован на практическую работу. Занятия основываются на практических примерах и даются практиками, исследования и выпускные работы востребованы конкретными работодателями или могут быть использованы для собственного бизнеса (стартап как диплом).

«Поэтому практика в IT-компаниях — это центральный стержень почти всех магистерских программ. Не всегда это оплачиваемые стажировки, хотя для студентов IT-магистратуры некоторые компании готовы организовать и оплачиваемые стажерские программы», — замечает она.

Занятия в институте проводятся в вечернее время по будням и в субботу, что позволяет студентам совмещать учебу с развитием своих профессиональных компетенций в процессе работы по специальности.

«Нам очень близок принцип обучения действием (learning by doing), и мы создаем условия для студентов, чтобы учебная практика стала действительной практической работой. Получив реальный опыт, рекомендации и отзывы от партнеров, студенты меньше времени тратят на адаптацию и значительно быстрее продвигаются по карьерной лестнице», — подчеркивает Мария Булакина.

Немаловажное направление работы МАИ — подготовка не только магистров, но и бакалавров в области информационных технологий и прикладной математики. Эту задачу выполняет институт № 8 «Информационные технологии и прикладная математика» МАИ, созданный в 1970 году на базе кафедры прикладной и вычислительной математики. Подразделение выпускает специалистов в IT-области на базе мощного математического фундамента.

«Мы готовим бакалавров и магистров по трем направлениям: прикладная математика, прикладная математика и информатика, фундаментальная информатика и информационные технологии, — рассказывает директор института № 8 Сергей Крылов. — После окончания обучения молодые IT-специалисты работают в современных высокотехнологичных компаниях: Microsoft, Yandex, Mail.ru, Google и других. Особенность образования в нашем институте заключается в его универсальности. У нас самый большой объем IT-дисциплин и таких IT-ориентированных разделов математики, как алгоритмика и дискретный анализ».

В этом году в институте № 8 открыта магистерская программа по подготовке специалистов в области суперкомпьютерного моделирования в сложных технических системах. Начиная уже с первого семестра студенты будут решать конкретные практические задачи на стыке IT и инженерных расчетов. Эта практика будет осуществляться как в лаборатории Центра компетенций математического моделирования МАИ, так и у партнеров, которые занимаются близкими по теме задачами, в том числе в Институте системного программирования имени В. П. Иванникова РАН и в Институте общей физики имени А. М. Прохорова РАН.

«Мы считаем, что это уникальный опыт для студентов, которые получат глубокие знания как в инженерной области, так и в области высокопроизводительных вычислений. Это позволит подготовить специалистов, которые смогут применять самые современные достижения вычислительной техники и программирования при решении инженерных задач. При этом они будут понимать предметную область и запросы отрасли. А инженеры, которые к нам пришли, получат возможность узнать о современных информационных технологиях, понять, как и какими инструментами воспользоваться для эффективного ведения деятельности в области математического моделирования, в том числе при создании цифровых двойников. В итоге выпускники благодаря своим уникальным знаниям смогут выполнять интересную и высокооплачиваемую работу», — уверен Сергей Крылов.

Сейчас МАИ делает ставку на комплексные программы подготовки, и «Технологии суперкомпьютерного моделирования сложных технических систем» — одна из них. Студенты имеют возможность получить востребованное образование на стыке нескольких дисциплин, обучаясь решению реальных практических задач и одновременно погружаясь в ситуацию на рынке высокотехнологичных решений.Б