Кадровый резерв международного уровня
БОСС-профессия | Спецпроект: МАИ – школа лидеров
Авиастроители России и Китая работают над созданием лайнера нового поколения — широкофюзеляжного самолета CR929. Подготовка инженеров новой формации для этого амбициозного высокотехнологичного проекта возложена на МАИ и Шанхайский университет Цзяо Тун (ШУЦТ).
Диалог культур
Разработка совместного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС), получившего название CR929, — один из самых перспективных и долгосрочных проектов в современном гражданском авиастроении. На сегодняшний день это основной вызов для авиастроительной промышленности России и Китая и основной потребитель кадров в отрасли на ближайшее десятилетие.
В Московском авиационном институте готовят кадровый резерв международного уровня для проекта CR929 в партнерстве с Шанхайским университетом Цзяо Тун. В январе 2020 года 29 российских и 23 китайских студента защитили дипломы совместной целевой корпоративной магистерской программы МАИ и ШУЦТ. В июне 2020 года состоялись предзащиты магистерских диссертаций второго набора — 24 российских и 28 китайских студентов. В ближайшие два с половиной года дипломы получат еще около 80 российских специалистов.
Совместные образовательные программы реализуются МАИ и ШУЦТ в сотрудничестве с ПАО «ОАК», АО «ОДК» и холдингом «Технодинамика», а также китайской авиастроительной корпорацией COMAC. Именно эти компании играют ведущие роли в проекте CR929.
Выпускники совместных образовательных программ МАИ — ШУЦТ должны стать — и становятся уже во время учебы — участниками интернациональной российско-китайской команды. Для эффективного и слаженного взаимодействия в таком коллективе необходимо свести к минимуму проблемы коммуникации и границы между русскими и китайскими разработчиками: языковые, культурные и ментальные.
«Это уникальный проект для российской и китайской сторон и совместной кооперации между странами, так как над созданием ШФДМС российские и китайские инженеры работают вместе, — рассказывает Роман Клиновский, директор Дирекции перспективных научных программ МАИ. — А ведь это люди с совершенно разным бэкграундом, образованием, традициями и особенностями. Наши программы готовят к этому: ребята совместно учатся в течение нескольких лет, защищают свои проекты, тем самым стирая барьеры общения с первого дня обучения. Русские студенты понимают, как общаться с китайцами, китайцы знают, как говорить с русскими. Магистерские работы изначально подбираются таким образом, чтобы в ходе их подготовки решались текущие задачи, которые стоят перед командой разработчиков. Тем самым наши студенты работают на программу с совместной командой специалистов — погружение в проект происходит сразу».
Кадры новой формации
Широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет CR929 считается самым высокотехнологичным в портфеле совместных проектов двух государств. Он призван улучшить конкурентную обстановку и составить конкуренцию моделям двух гигантов — Airbus и Boeing — в Азиатско-Тихоокеанском регионе в первую очередь, а также и по всему миру. Рынок ждет третьего игрока, поскольку на сегодняшний день все правила игры в этом сегменте задают, по сути, две компании.
В создании нового самолета участвуют предприятия Ростеха (ПАО «ОАК», АО «ОДК» и другие) и их партнеры в КНР — Китайская корпорация гражданского авиастроения (COMAC) и Китайская корпорация авиационного двигателестроения (AECC CAE). В рамках проекта принято решение о создании в России инженерного центра, а финальную линию сборки планируется разместить в Шанхае, где базируется бóльшая часть стартовых заказчиков.
Сейчас программа по созданию CR929 находится на этапе эскизного проекта, ключевой критерий которого — выбор поставщиков основных систем и оборудования (Gate 3). В ходе следующего этапа (Gate 4) должны быть получены твердые заказы от авиакомпаний, лизинговых компаний, что будет являться подтверждением заинтересованности рынка в данном продукте. Тем самым будет подтвержден технический облик нового продукта. Это позволит перейти на более серьезные этапы: изготовление опытных образцов и проведение испытаний.
Создатели CR929 работают над новыми решениями, способными обеспечить преимущество перед существующими машинами. Так, например, CR929 будет соответствовать всем новым требованиям ICAO в части шума на местности и характеристикам эмиссии, в его производстве будут широко использованы композитные материалы, внедрены новшества в части аэродинамики. Таким образом, будет создан конкурентоспособный продукт, готовый конкурировать с текущими лидерами рынка. Именно поэтому для проекта требуются кадры инженерной специализации нового формата, обладающие набором как специфических знаний, так и дополнительных компетенций: развитым глобальным мышлением, пониманием особенностей индустриальной культуры обеих стран, знанием специфики рынков, производства и эксплуатации.
Философия сотрудничества
Международный образовательный проект МАИ — ШУЦТ стартовал в 2017 году. Его философия заключается в двустороннем развитии межкультурной коммуникации между Россией и Китаем. Это уникальная научная и образовательная среда, где студенты из России и Китая — на сегодняшний день более 160 человек — учатся в совместных группах по трем направлениям: «Проектирование конструкций из полимерных композиционных материалов», «Управление жизненным циклом изделия» и «Двигатели летательных аппаратов». Программа магистерской подготовки рассчитана на два с половиной года: первый год и последние полгода учеба проходит в Шанхае, второй год — в Москве.
Отбор поступающих в магистратуру МАИ — ШУЦТ также проводят сами корпорации, и это важнейший этап поступления.
«Собеседование проходит один на один с Максимом Сергеевичем Литвиновым, главным конструктором самолета СR929, в формате пятиминутного интервью, — рассказывает Александр Хван, куратор совместного образовательного проекта МАИ — ШУЦТ. — За это время абитуриент должен убедить потенциального работодателя в своей высокой обучаемости, продемонстрировать качественные знания в том направлении, по которому он окончил бакалавриат, и доказать, что он действительно стремится работать в проекте CR929. Тут нужны и техническая подготовка, и умение подать себя, и навыки самопрезентации». Также собеседования проводят руководители компании АО «ОДК» и холдинга «Технодинамика».
С отобранными студентами заключаются целевые договоры, которые гарантируют им успешное трудоустройство на предприятиях Ростеха. Кроме этого, компания-спонсор оплачивает обучение, авиаперелеты, общежитие в Шанхае, а также стипендию на весь период обучения.
Работа на опережение
Преимущество совместной магистратуры — полное погружение в работу над проектом ШФДМС. Студенты еще во время учебы стажируются в компаниях-партнерах, работают с 3D-моделями и чертежами будущего лайнера, а после окончания магистратуры получают места в конструкторских бюро.
«Выпускникам МАИ — ШУЦТ не придется преодолевать профессиональные барьеры. Наши студенты, которые сейчас находятся на первом-втором годах обучения, уже работают в компаниях, куда потом придут после окончания обучения, — отмечает Роман Клиновский. — Погружаются в предмет заранее, некоторых даже отправляют из Москвы в Шанхай в рабочие командировки. По сути, полученный диплом лишь формально зафиксирует их в команде разработчиков — они давно там. А команда эта немаленькая: около сотни человек только в головной структуре, а также несколько сотен в других компаниях, включая основных поставщиков».
В направлении, связанном с композиционными конструкциями, по словам Клиновского, сегодня весьма востребованы молодые специалисты — «свежая кровь», ведь CR929 больше чем наполовину состоит из композитных материалов. Другие актуальные компетенции — интеграция систем, работа с поставщиками, послепродажное обслуживание и управление жизненным циклом — станут важными в ближайшем будущем.
К преподаванию по программе МАИ — ШУЦТ активно привлекают специалистов из промышленности, обладающих знаниями практического спектра. «Чтобы вести ряд курсов, важны английский язык, хорошая презентация, качество на международном уровне, — продолжает Роман Клиновский, — поэтому в этом году мы усиливаем команду преподавателей ведущими специалистами авиационной промышленности и бизнеса. В данный момент ведем переговоры с несколькими потенциальными лекторами. В авиационной отрасли они, скажем так, «звезды», и в сентябре надеемся их увидеть в МАИ в статусе преподавателей образовательных программ МАИ — ШУЦТ.
Полное погружение
В 2019 году МАИ и ШУЦТ открыли три направления международного бакалавриата: «Авиастроение», «Двигателестроение» и «Ракетостроение». Во время приемной кампании 2020 года на них пройдет уже второй набор — 30 студентов (по 10 человек на каждое направление). Эта четырехлетняя программа высшего образования ориентирована на подготовку студенческого резерва магистратуры МАИ — ШУЦТ. Первый год российские и китайские студенты учатся в своих вузах, затем полтора года — в совместных группах в Шанхае (бесплатно, на средства грантов), следующие полтора года — совместно в Москве.
Обучение ведется на английском языке, отсюда — еще один ключевой критерий отбора. «Ребята должны оказаться в чужеродной среде, и чем выше у них уровень английского языка на старте, тем меньше адаптационный период во время первого семестра, лучше академическая успеваемость и в итоге результаты первой сессии, — рассказывает Александр Хван, который четвертый год сопровождает магистрантов МАИ в их первой поездке в Шанхай. — Мы пытаемся добиться того, чтобы ребята были подготовлены к обучению на иностранном языке. Мы проводим для них дополнительные консультации, коллекционируем и публикуем английские курсы лекций на абсолютно разные технические темы от ведущих мировых университетов, от Оксфорда и Гарварда до Калифорнийского технологического, от фундаментальной физики до «Веселой математики».
Находясь в Китае, маёвцы в течение семестра изучают и китайский язык — классический пекинский шанхайский — в стартовом объеме, а затем уходят в «свободное плавание». По словам Александра Хвана, у всех получается выучить 50 универсальных фраз для жизни в Китае, а некоторые знакомятся с языком на достаточно хорошем уровне. Срабатывает и языковой обмен с китайскими одногруппниками: создаются «инглиш-клубы» и «чайниз-клубы», где первый час китайский студент обучает русского своему языку, а затем они меняются.
С каждым годом программа международной магистратуры и бакалавриата МАИ — ШУЦТ расширяется. Для успешной реализации проекта CR929, по оценкам экспертов, нужно вырастить не меньше 5–6 тыс. инженеров. И если первые потоки совместной магистерской программы состояли из 50–60 студентов, то в сентябре 2020 года в Шанхай отправится около 85 студентов и столько же приедет учиться в МАИ.
«Это непросто, но интересно, когда почти сотня маёвцев оказывается за границей и устраивает там маленький «филиал МАИ», и Шанхайский университет превращается в самый «русифицированный» в Китае, — с улыбкой вспоминает Александр Хван. — Уже в прошлом году русскоязычная диаспора ШТУ оказалась самой многочисленной среди диаспор из 90 стран, студенты которых приезжают туда учиться. А МАИ зарекомендовал себя как главный поставщик российских студентов: думаю, к 2022 году число маёвцев, которые отправятся в Шанхай, увеличится до 100 человек. Таков оптимальный объем подготовки, если учесть ресурсные возможности университетов и потребности индустрии обеих стран».
Большие перспективы
Заглядывая в более отдаленное будущее совместной программы МАИ — ШУЦТ, в Московском авиационном институте видят большие перспективы. Сейчас программа подготовки «заточена» под российско-китайский самолет, но ее можно расширить — перейти к подготовке инженеров для российско-китайских проектов в разных областях. «Например, специалистов по композитным конструкциям в автомобилестроении, на железных дорогах, в других сферах применения, — предполагает Роман Клиновский. — Это может быть платная магистратура, окончив которую студент получит сразу два диплома и конкурентные преимущества в трудоустройстве на российско-китайском рынке, который достаточно динамично развивается, как и отношения между Россией и Китаем. Можно работать в Китае, коммуницируя с российскими компаниями. Круг серьезных возможностей по трудоустройству увеличивается».
Проект ШФДМС CR929 позволил создать и «обкатать» схему международного образовательного сотрудничества, которая не может не взлететь! Дефицит высококвалифицированных кадров инженерной специализации с хорошим уровнем владения техническим английским языком, с пониманием культурных и ментальных особенностей страны-партнера делает такое обучение актуальным на многие годы вперед.Б